Надежды юношей

  Не только «надежды юношей питают». Чтобы надежды воплотились в реальность, необходимо соответствующее образование и затем основанный на нём практический опыт. Заметьте, слово-то какое: образование! То, что формирует человеческую личность, – знание и умение им пользоваться: от ума – к разуму. А поскольку человек социален, этот процесс недееспособен без воспитания.
  Методов обучения – пруд пруди! Самое простое – сообщение фактов. И дальше – делай так, как указывает мудрый учитель: так надо! И всё это складывается (с потерями) в кубышку. Полезно? Да. Но всё это чужое, взятое напрокат. Лишь после пробы «на зуб» оно обретает реальную силу и ценность, становится своим.
  А главная задача обучения – научить думать, анализировать, оценивать и принимать решение.
И тут не обойтись без «детских» вопросов: «А почему?» и затем «А что, если?»
  И определяющую роль в этом играет методика и … личность преподавателя.
  «Мы (с вами!) на прошлом занятии решили интересную задачу …А если условия другие…? Как быть? Есть предложения?» И если в речи одного из студиозусов прозвучит хотя бы одно стоящее слово, из него делается «конфетка»,
о которой автор предложения и не подозревал. Но соседи не преминут поощрить его издевательски-восхищённым: «Ну, Лёха! Ну, секач!»  А учитель-сотрудник тем временем шаг за шагом развивает метод решения и этой задачи, логика и ход которого понятна всем участникам процесса рождения нового знания.
  При этом решается и главная задача воспитания: воспитание творческим трудом.
Без назиданий и нравоучений.
  При этом преподавателю непозволительна игра: здесь не сцена. Десятки глаз видят тебя насквозь – и малейшая фальшь даже в голосе выплывает наружу. Не зря каждый преподаватель получает кличку, в смысле и характере которой угадывается его суть.
  Но и сам результат труда требует проверки на прочность.
 Экзамен… Ох, уж эти экзамены!
А как без них?!  Заметим, что это проблема не только для сдающих, но и принимающих. Чего проще: нарисовал пяток-десяток вопросов по курсу,  да по три-четыре ответа на каждый – и экзамен можно начинать: «угадайка» готова.
 Однако уже по характеру постановки вопроса неглупый человек способен «почувствовать» правильный ответ. И вообще здесь достаточно только «помнить» и ничего более. Это не знание предмета, не обучение, а натаскивание, результаты которого рассеются, как утренний туман. И пригодно всё это разве что для гуманитария, что тоже сомнительно. Зато посчитал баллы – и оценки готовы, и никаких психических нагрузок с угрызениями совести.
  А нам-то надо знать и уметь! Быть разумными.
И перед экзаменом, цель которого определить  этот уровень, человеку свойственно волноваться и тем сильнее, чем туманнее предстоящее.
Не зря говорят: «Врага нужно видеть в лицо».
  Привычная аудитория. Но в ней на отшибе стоит стол, застеленный скатертью, с разложенными на ней билетами. А за столом – он-судиЯ.
И ты неверной рукой берёшь свою удачу: что там?  Только прочтя вопросы, можно выдохнуть: вроде, неплохо!
  А уже за партой переживать некогда: работа.
Да и место уже обжито, насижено – и подниматься да идти «на эшафот»!..
  И тут подходит преподаватель, садится рядышком: «Что, мол, как? Давай разберёмся» – и спокойно разобрались. К обоюдному благу и удовлетворению.
   Видимо, настоящий учитель – не тот, кто учит,
а тот, у которого учатся. 


Рецензии
Привет из Ашкелона! Здраво мыслите. У нас много схожнго. В ЛЭТИ сталкивался я с
проф. Матхановым. В вашем институте (будучи в командировке в камышовой бухте) бе
седовал о новинках в судовых РЛС. Преподавал воякам (сам капитан ВВС) радиолока-
ционное оборудование самолётов.А в ростовской "рыбной" мореходке всю судовую на-
вигацию...Анатолий. Море +24, воздух + 23.

Анатолий Старикан   16.11.2015 11:36     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за содержательный отзыв.
С уважением капитан-лейтенант

Илья Бохно   16.11.2015 14:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.