Праздник

Жена с упрёком не спешит
Сегодня есть поблажечка -
Мне придаёт парадный вид
Зелёная тельняшечка.

Тельняшечка из давних лет,
Где много всяко-разного.
Пусть будет мир на долгий век,
Иду с друзьями праздновать.

Опять мне снился БТР,
На минах покорёженный.
Зато он был всегда в пример
Исправным и ухоженным.

Мотора шум напоминал:
То рёв, то песню звонкую.
Ах, как меня он понимал
Душой своею тонкою.

Пейзаж афганских серых гор
Достойный кисти мастера.
Где под душевный разговор
Прикуривал от трассера*.

И в горле словно запершил
Дымок от сигареточки.
Я снова вспомнив, пережил
Всё в красках да расцветочках.

В наш праздник будем как всегда
Весёлыми поддатыми.
Мы остаёмся навсегда
Всё теми же солдатами.

*Ну казалось бы, чего проще - чиркнул спичкой и на тебе огонёк, а тут от трассера прикуривать. Неправильно это как-то. Да вот беда...не хватало порой спичек.

В первый раз я увидел как прикуривали таким образом на выносном посту за мостом у реки Кокча, когда мне довелось служить в "Летучем голландце". Уже не помню почему, но оказался в карауле я не со своим экипажем. ЗИЛ 130 с прожектором в кузове и БТР выезжали на всю ночь к шлагбауму перегораживавшему дорогу к мосту. Курить ребятам хотелось, но спичек ни у кого не оказалось. Наводчик-оператор БТРа Витёк думал не долго и, достав пулю с зелёным наконечником из гильзы , высыпал порох. Затем вставил её обратно и, заслав патрон в патронник, выстрелил себе под ноги, уже держа наготове во рту сигарету. Не тут-то было. Пуля вылетать не захотела, а спокойно себе догорела в стволе. Не солоно хлебавши, Витёк разобрал автомат и кое как выбил её шомполом. В стволе автомата чёрной меткой, обозначавшей явный "залёт", виднелся пригар.
Попасть в "зондер команду" за порчу оружия к нашему зампобою капитану Андрианову, ранее командовавшему взводом повышенной боеспособности в Дальневосточном Краснознамённом пограничном округе, а в ту пору взваливавшему иногда на себя работу по перевоспитанию провинившихся бойцов, вместо отрядной гауптвахты, Витьку явно не хотелось и он стал старательно чистить ствол. Шомпол так и мелькал в его руке. Одну коварную раковину отчистить не удалось. Психанув, наводчик сунул разобранный автомат мне и на правах деда скомандовал:
- Через пять минут что б всё блестело.
Посмотрев в ствол, я пальцем показал на то место где пороховые газы выходят в газовую камору через специальное отверстие.
- Это здесь ты видишь большую раковину круглой формы?
Втихую радуясь такой удаче, что ему не влетит от капитана, он всё же на полную катушку склонял меня за то, что в виду своей молодости службы я ещё не видел.

Вскоре после этого меня перевели из мотоманевренной группы в десантно-штурмовую. И тут ребятам постоянно курсировавшим по местам не великих и далеко не шёлковых китайско-пакистанских путей, а то и по горячим пескам близ курортов Турции ни спичек ни сигарет частенько не хватало.
На очередной операции где-то в горах Куфаба, когда спички стали дефицитом, снайперок из моей боевой группы с сознанием дела разобрал патрон, положил пулю на камень и другим камнем стал извлекать из неё огонь. После нескольких ударов приплюснутая пуля приобрела очертания американского военного самолёта "Стелс". Ну, а раз речь зашла об аэродинамике, то не взлететь это тело не могло. Поднявшись на высоту примерно ниже пояса и сделав разведывательный круг, летательный объект всё же обнаружил того кто только что дубасил его каменюкой. Но в начавшейся погоне, обессилев, потерпел крушение. Бегали погранцы в ту пору всё же хорошо.

Третий способ продемонстрировал наш гранатомётчик. Точно так же как и снайпер он расшатал пулю с помощью дульного тормоза компенсатора автомата. Затем высыпал порох и вставил её обратно в гильзу другим концом, остриём внутрь. Затем удерживая в руке, всё на том же валуне ударил по пуле ребром пехотной лопатки. Всё получилось как надо. Прикурив от импровизированной зажигалки, блаженно затянулся, глядя на ярко горящий фонтанчик термической начинки, пустил в небо колечко дыма. Утвердительно кивнул "севшему на хвост" товарищу. Добавил при этом, что последние две затяжки где самый-самый смак и чистый никотин всё же его.

PS.
Недавно поехали мы в сад. Остановились возле магазина. Жена ушла за хлебом, а я остался развлекать нашу кошку, которая терпеть не может дорогу. На площадку подкатило такси. Из неё вышел пассажир и ушёл в магазин, а водитель видимо остался его ждать, когда тот разменяет крупную купюру. Из рядом стоящей машины вышли два молодых человека. Таксист прямо бросился бегом к ним навстречу. Было видно, что это давно не видевшие друг друга друзья. Они обнимались , радостно о чём то говорили, а затем ребята закурили, а таксист, достав сигарету, пошарил по карманам и опять же полубегом бросился в свою машину. Он быстро вернулся держа в руках зажигалку. А мне опять вспомнилась время, когда от одной спички, прикрытой ладонями от ветра, прикуривали все кто находился рядом, а затепленная  трассером сигарета шла по кругу. Столько воды утекло с тех пор. многое в жизни изменилось. Лишь осталось навсегда короткое и ёмкое слово - брат.


Рецензии
Словно снова в Баграме побывала.
Какое красивое стихотворение, Гена! И "в горле снова запершил
дымок от сигареточки" - так про Афган мало кто пишет, правда.
И с болью, и с любовью. Спасибище.

Алла Кошмелюк   13.01.2018 19:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Алла. Там ведь много было хорошего там. Ой...Вот ведь лень матушка. Смотрю звёздочка есть, а пояснение к звёздочке отсутствует. Пришлось закинуть текст с примерами прикуривания:)

Геннадий Арбузов   13.01.2018 20:07   Заявить о нарушении
Хорошие стихи у Вас, Гена.
Честные и правдивые. Ненавижу наносную патетику в стихах.
И сама стараюсь не лгать - это тут же видно - словно белыми нитками...

Алла Кошмелюк   13.01.2018 22:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.