Как покорить мир?

Эссе и статьи
Как покорить мир?
Добавлено: 16 февраля 2013; Автор произведения:Жарас Коргамбаев 479 просмотров
Опубликовать | Редактировать |


В современном мире политические завоевания, в свое время потрясавшие мир, отодвинуты на задний план и вперед выходит духовное покорения. Америка интеллектуально покорила мир, пустив в ход собственные деньги. Постсоветское пространство, казалось бы, и духовно распалось. Миллионы людей покинули Россию и другие бывшие советские страны. В стране устанавливается политический беспредел и экономическая разруха, беспрерывно деградируют люди. И многим кажется, что из этой исторической ситуации нет выхода и человечество в постсоветском пространстве обречено. Это не мое мнение. Его я не придерживаюсь. Я верю, что экономический и политический крах очень скоро заменится духовным процветанием нации. Полититческий инфантилизм и меркантилизм - лишь мгновения в истории. И об этом люди завтра будут рассказывать с интересом, как о своем прошлом. И я уверен, что мир можно покорить духовно и что только духовно развитые люди построят такое общество, которое нужно человеку.
Дело, наверное, не в том, что мы действительно не знаем, куда идем, желая жить благополучно и счастливо. Люди патриотами становятся, как правило, живя не в своей стране, а по воле судьбы попав в чужую, Отсюда они и начинают рассуждать, что в Америке жизнь устроена по-другому, чем в России. И получается так, что в одной стране одни бездарные правители, а в другой - умные, в одной стране все бездельники, а в другой труженники. И призывают перестроиться по Западу, по Востоку. И таких потриотов Россия наплодила неизвестно сколько. Покинувшим уродливую Россию в поисках лучшей жизни нет чисел. Но мы живем в открытом попперовском обществе. Поэтому в этом нет ничего плохово. Все нации уже давно смешались и каждый уже может жить где хочет. И это само по себе величайший исторический прогресс, создающий условия для свободного движения человека в мире. Об этом мечтал и Кант, и Маркс, а французы уже давно перестали быть французами. И я не знаю, о чем они сегодня мечтают. Я не вижу ничего уродливого ни в России, ни в Казахстане. И в то же время ничего хорошого ни в Америке и ни в Австралии. Плохо всюду, где нет человечности. А теперь давайте серьезно.
О многих вещах я вообще говорю предположительно. Говорят, что Бог располагает, а мы предполагаем. Но я не думаю, что мои идеи могут быть восприняты как сомнительные постулаты. Я уверен, что общая тенденция падения во всем мировом масштабе неотвратима, как неотвратимо и развитие будущего, связанного со свободным развитием личности и что распад есть не просто распад социализма, а распад отжившей себя системы, сложившейся исторически. И в эту систему сегодня как ее части входят и Америка, и Австралия, и по своему устройству все они одинаковые. И в этом распаде всюду развивается беспорядки, и в первую очередь в постсоветском пространстве, где труд заменили деланием денег. И если капитализм исторически обречен, значит эта система обречена всюду. И нигде она уже не может сохраниться. Нет, следовательно, никакой общественно-экономической формации под названием «социализм». Это придумали люди советского союза. Социализм дал на время общественный образец труда и распределенияя и культурного развития. На время, чтобы люди его только почувствовали. Социализм лишь как мерцание будущего.
Человечество уже готовится совершить скачек к будущему - к человечности и человеческим отношениям. И этот прорыв может совершить любая страна. Это объективная цель истории, независящая от того, осознают это или нет. Но человечество еще не создало нового общественного сознания и до сих пор еще не имеет эталона своего будущего за иллюзорными представлениям и мистическими понятиями, особенно овладевшими сознанием массы в период распада. Так что все упирается в сознание. Не даром говорят, что сознание приходит последним. И здесь  гораздо больше скептиков, склонных к отрицанию прогресса с позиции человека. Ведь позиция человека уже сложилась, но в денежной форме, как денежная форма сознания, преодолев товарную форму, а сознание этой позиции еще не сложилось, а складывается в остром противостоянии человека и общества. Но общество должно создать свое будущее и ясно его представлять себе именно с точки зрения человека, чтобы оно могло выходить из кризисного состояния, принимающего неодолимый и всеобщий характер с точки зрения экономики и тем осложняющего жизнь. И человек в «облике денег», и человек в «облике личности» – это две несовместимые эпохи, одна из которых умирает, а другая рождается. А что рождается и умирает блаженно? Одно гниет, а другое выходит из этого гнилья. Если общество заходит в тупик и оно уже не имеет возможности выходить из него старыми путями, какими заходило в него, то люди из него могут выходить,  они могут сбросить это общество и переделать его, они могут сознательно обуздать и себя и свои страсти. И для этого надо бороться. Именно этой борьбой предполагается жизнь и ее развитие на земле сегодня.
Вот поэтому нам нужно только сознание и еще раз сознание. И это сознание должно быть сознанием человека, каждого отдельного человека. И больше ничего. Люди должны получить то, что им нужно, устранив все паразитическое.Общество само по себе как система такого сознания не имеет. Оно до сих пор живет социалистическим сознанием, просто облеченным в денежную форму. А другой мир - капиталистическим сознанием, переименовав его "рыночным". И это общество само по себе так будет жить до последнего дыхания, если люди его не изменят и не пересоздадут. Уже настало время перестать кривить душой и признать, что мы играем друг с другом, желая жить «по-капиталистически». Мы имеем дело лишь с распадом капитала, происходящим во всем мире – внутренним распадом в капиталистических странах, полным разложением товарных отношений у нас, и переживаем его ужасные последствия. Следовательно, мы имеем дело лишь с разложением капитализма на различной стадии его нисходящего движения, в котором социализм является лишь одним из этапов его разложения, а не «роковой ошибкой» истории. Следует иметь в виду, что социализм как общественно-политическое движение не может быть оценено с точки зрения людей и тем более морали. Он существовал и распался совершенно независимо от нашего сознания. И это доказывается тем, что мы даже до сих пор не имеем ясного представления о социализме и его существовании в истории. И если мы умудрились осмысливать его «роковой ошибкой истории», то это всего лишь говорит о том, что нам необходимо осознать собственные ошибки. Человечество, как и человек, учится на ошибках и, желая исправить их, в процессе познания раскрывает новые стороны реальности.
Будущее – это не то, что уже известно. Каждая эпоха создает свои представления о будущем, которые теряются, исчезают, чтобы вновь возникнуть в новую эпоху. Но это будущее всегда заложено в настоящем и живет в нас в качестве идеала, бессознательного стремления к нему. И я не думаю, что стремление к человечности  или к нормальному рабочему дню, когда каждый располагает свободным временем для своего собственного развития – это бессмыслица, а стремление к деньгам - это единственная истина нашего времени, движущая всеми нами. Да, она действительно есть такая истина, но ведущая нас непосредственно к смерти. И если вам нравится именно эта истина, то нам нечего посоветовать. Но будущее в человеческом облике – это не то, что мы создавали, а потом вдруг потеряли. Мы теряем всего лишь будущее в экономическом облике, но чтобы обрести человеческий облик. И ничего тут не поделаешь, так уж устроен наш мир. Мы только в последнее время стали говорит о «капитализме с человеческим лицом», тем самым подразумевая, что капитализм, наконец, очеловечивается. Стало быть, мы теряем будущее в экономическом облике, чтобы найти его в облике человека. А кто искал будущее в облике человека? Кто задавался вопросом, что же нужно человеку, чтобы он стал человек. Неужели ему не нужно ничего, кроме свободного потребления? Такого еще никогда не было. Нам известна только экономика и желание создать изобилие. Нам известно, следовательно, только политика и движение общества с точки зрения политики, а вот куда движется мир с точки зрения человека и его реального развития, - это как раз и неизвестная область, с которой мы сталкиваемся только сегодня. Действительно, куда идет масса, миллионы людей, чего они хотят? Неужели все желают быть только миллионерами, и больше ничего? Или мы действительно хотим очеловечиться, но только почувствовав свою звериную сущность?

Наша жизнь действительно заполнилось злом, в ней начинает преобладать мистические представления и насилие, произвол, и мы вдруг оказываемся во власти иллюзий и обманываем себя сами. Мы живем просто самоутешением, надеясь только на фортуну. И власти обманывают нас. Так куда же мы должны двигаться? Ясно, мы не может продолжать жить так, как жили до этого, глядя назад. Мы должны повернуться к будущему. Мы должны очищаться в полном смысле этого слова и от зла двигаться к добру, от уродства к красоте, от болезни к здоровью, и это движение для нас является необходимостью. Мы к этому уже подготовлены. И нам не достает только сознания для того, чтобы двигаться в новом направлении.
Итак,  мы видим если не будущее, то, по крайней мере, его контуры, проекцию, которые мы получили, идя от человека и исследуя взаимоотношения между людьми и их общественные связи.
Мы видели, что человек – активное, сознательное, разумное существо. Таким он сложился исторически. И эту активность может раскрыть каждый. Именно поэтому люди должны изменить свою обстановку и объединяться сами, преодолев власть денег, отчуждающую их. И теперь он всю ту силу, которую до этого употреблял на свое внешнее совершенствование и на свое упорное самоуничтожение, должен обратить на себя и свои собственные отношения. В историческом развитии человеческого общества впервые деньги становятся откровенным и единственно конкретным фактором отчуждения, причем став обликом личности. И мы видели, что в этом смысле нас может спасти только сознательность. Мы переживаем в этом смысле некий иррационализм.

Иррациональное – это движение назад, в котором еще нет рационального, системообразующего и положительного начала. И общество, попавшее в это движение, теряет все и впадает в забытье, а человек – в маразм. Но этого беспорядочного движения преодолевает только человек, и благодаря своему разуму и активности. Иррациональное – вообще само по себе есть нечто нескончаемое. И если мы, по воле судьбы, вступили в это движение, сами того не сознавая, то нам не остается ничего, как только столь же «бесконечно» твердить только о восходящем движении, надеясь на то, что фортуна нас не обойдет. Все религий солидарны в одном: в конце концов, страдания становятся удовольствием и наслаждением жизнью, но только на том свете, и чем быстрей люди перейдут в иной мир, тем быстрее они обретут бессмертие. И человек на земле этому сопротивляется, не желая вневременно перейти туда. И нас здесь совершенно не интересуют мистические формы осмысления этого исторического процесса, что люди приходят к нирване или к царствию божьему. К счастью человек действительно приходит через страдания.
Но и прогресс не имеет границы и не может когда-либо закончиться. Однако прогресс именно как восходящее движение радует своей бесконечностью. И поскольку в нисходящем движении все выступает именно в отрицательном проявлении, то и развивается негативное видение. И от того, что обеспеченные слои населения, еще эгоистически наслаждающиеся жизнью, называют это движение «восходящим», ничего в жизни не меняется, и вовсе не этот обман удерживает людей от бунтов и социальных потрясений. Неожиданным здесь является то, что это осуществляет человек, облеченный в деньги – денежная форма личности. И именно ее поведение еще не ясно. Ведь мы не случайно называем «революцией» то, что является следствием конкурентной войны, «подбиванием» или «побиванием» другого с применением насилия. К тому же необходимо иметь в виду, что мы находимся на почве мирового капитала. А если мировой капитализм сегодня сотрясается терроризмом и экстремизмом и переживает не лучшие времена, то они не могут обойти стороной и нас. Надо запомнить навсегда, что мы вовлекаемся в мировой процесс развития. Стало быть, этот процесс нас охватывает целиком. Но вместе с тем, все это не значит, что мы пойдем в этом бессознательном потоке вместе с нисходящим движением капитализма. История нам уготовила другой путь.
 Если нисходящее движение капитализма является истиной, то становление и развитие человеческого общества – необходимость. И она в любом случае будет осуществлено, даже если мир превратится в руину.
Ведь это же не то, что придумали люди нашей эпохи, а историческая необходимость, развертывающаяся как раз независимо от сознания и воли людей, и на требует осознания. И люди могут только осознать эту необходимость, а потом сообразоваться с ней, но не идти вместе с гибелью капитализма к катастрофе. И вот мы и имеем дело с прогнозами, основанными на этих деньгах и деятельности человека как владельца денег. И мы к нему попросту прикладываем мерку капитала, то есть к своему развитию. Ведь речь-то как раз идет о том, что капиталистическое общество сходит со сцены истории не как-нибудь иначе, а именно индивидуализируя капитал посредством денег и тем общественное богатство превращая в богатство отдельных людей, людей, живущих ради самого себя, то есть превращая это богатство в богатство индивидуальное. А это значит, что общественное развитие в этом движении превращается в развитие индивидов. И поскольку эти индивиды еще незрелы и по сей причине еще не знают, что с ними стряслось, то на этом и спекулирует и мистика, и идеология.
Отсюда и то представление, что «бедные» могут снова восстать и еще раз установить справедливое общество со справедливым распределением богатства. И конечным назначением этой борьбы опять является «обогащение каждого». И как это ни прискорбно, именно это исключено для нашего движения по этой же самой причине. Ибо у нас этого богатства уже нет, мы их просто завозим из-за границы. А богатство, находящееся в руках отдельных людей, тает само себе как реальное богатство, и от них скоро не останется ничего, если заброшены или переданы иноземцам реальные общественные богатства нашей страны, которые и могли бы расти безгранично. И еще более прискорбно, что деньги самоликвидируются, а вместе с ними страдают и люди. Разве есть какая-либо разница в том, что мучается миллионер, теряя свои миллионы, и что умирает нищий, не находя материальную опору в жизни. В любом случае распадается человек, являющийся владельцем денег, следовательно, денежная форма личности.
А человек как личность становится в этом процессе, проходя через муки «очищения». И даже если в этом процессе ориентироваться на тех, кто менее всего приспособлен к нашей системе, то это не значит, что в этом содержится элементы гибели мира. Мир распадается на основе разрушительной силы денег. Отдельные люди, не выдерживающие давления этой ситуации, действительно могут согнуться и опуститься. Но не мир. Мир на этом основании обновляется, очищая таким образом людей и развивая их дух против их воли и сознания, чтобы человек наконец осознал свое реальное положение и истинное свое назначение в мире и отделил себя от вещей – продукта своей деятельности, в котором то развитие, когда человек развивался вместе с вещами, просто распадается, превращаясь в денежное развитие. Определять человека той суммой денег, которой он располагает и в то же время не видеть человека как такового, сложившегося исторически – это характеристика только нашего времени. Только люди нашей рыночной эпохи умудрились определять человека как владельца денег.
Отсюда и судите, где человечество находится и где находится постсоветское пространство, а в их числе и Казахстан, и что их ждет впереди – рай или муки ада?
Как человек выйдет из эгоизма, как он будет осуществлять себя как личности, всесторонне и гармонически развивающейся – это не такой уж и сложнейший вопрос, требующий требующий особого ума. Объединения усилий всего общества и осознания нового направления его развития, происходящего слепо, не требует особого ума. Хотим ли мы быть человеком или остаемся наедине со своей звериной сущностью, - это сегодня больше зависит от нас и нашего сознания. В этом смысле мне доподлинно известно только одно – человечество к этому неизбежно придет, именно разложив денежную психологию. А тот факт, что люди идут или придут «к концу света» - не имеет никакого отношения к человечеству. Для людей же «конец света» наступал всегда, когда переворачивалась их жизнь и когда вместе с этим радикально изменялись и ценности, их общественные отношения. «Конец света» всегда имел религиозную окраску и был результатом мистификации. Наука уже давно доказала, что мир вечен и не уничтожим и что в своем развитии он только переходит из одного состояния в другое и обновляется на каждом новом историческом этапе. И если в этом бесконечном процессе развития и изменения что-то действительно уничтожается, ликвидируется, то только для того, чтобы их заменить другой, новой формой. И это всегда происходило болезненно. В процессе ломки умирают только старые отношения и рождаются новые. Создав человека, природа его наделила всеми возможностями, чтобы он шел к бессмертью. Реализовать же заложенные природой возможности он может лишь по мере совершенствования своего социального и психологического развития. Насколько человек будет «бессмертным», судить можно уже по выводам науки. Во всяком случае, живя ради своего собственного блага и желая счастья только самому себе, человек лишь готовится жить, но еще не живет как человек. В этой жизни он действительно несчастен и ненасытен только как эгоист, живущий ради самого себя и как одинокое существо, «заброшенное во вселенной».
Трудно сказать, что если наша сущность находится вне нас, то есть в обществе, то мы будем счастливым, отрицая общество и живя ради своего собственного блага. Человек стремится к человеку, находясь в противостоянии с обществом, с другими людьми, создающими его и формирующими его «по своему образу и подобию». И пока это общество будет выражено в богатстве и пока не будет изменено это положение человека, человек будет несчастным. Богатство создается людьми как богатство общества или богатство отдельных людей, а общество должно создавать человеческие отношения, устранив денежные. До этого люди будут рабами этого богатства. Они будут друг для друга просто врагами, конкурентами и т. д. И в их рамках они никогда не поймут человеческого отношения к человеку, развивающегося только на безденежной основе. И до этого вместо них индивидуальностью обладают вещи. Этого странного своего положения люди еще не обнаружили, глядя друг на друга с завистью и желая быть «первым» в конкуренции.
Отсюда и судите, как рисуют нам нашу реальную жизнь через призму старых стереотипов и канонов, а то и религиозных догм. Нашему перевернутому сознанию, уже полностью овладевшему способами идеального конструирования реальности и ее преобразования в мыслях, ничего не стоит процессы разъединения людей и их отчуждения друг от друга, происходящие в обществе объективно и не зависимо от сознания и воли людей, выдавать за их объединение и интеграцию, даже солидарность, а объективные стремления людей к их собственному благу представить как их бескорыстные общественные устремления и даже самопожертвования. И потом этому верить. При социализме, где человек как раз отчуждался от общества, эти отсутствующие стремления людей создавались в творческом конструировании будущего. Тем самым вместо объективного научного понимания реальности искажали ее, сознательно изображая ее в лучшем свете и недостающее восполняя вымыслом, фантазией.
Поэтому социалистическое развитие было самым «лживым», «двуличным» периодом в историческом развитии человеческого общества. И это так происходило потому, что здесь совершался распад, и старое, капиталистическое общество шло к своему концу в социалистическом развитии и находилось в реальном нисходящем движении. А этот процесс должен был показываться с обратной стороны как становление коммунизма и утверждение гуманизма. Хотя никакого гуманизма как отношения человека к человеку здесь еще не было на фоне господствующих экономических и политических отношений, которые в ходе развития социализма так же должны были разложиться. И особенность данного периода как раз в том и состоит, что экономические отношения, являвшиеся господствующими, здесь разложились и тем освободили людей, в результате чего они и были предоставлены себе. А это и было воспринято «как люди, оставленные на произвол судьбы». А политические же отношения, по сути, превращались в денежные. И теперь люди кричат и вопят по этому поводу, будто государство их должно содержать, а не они государства. Ведь государство – это государство граждан, и граждане сами знают, что сделать с государством. Кто виноват в том, что отчужденные и разобщенные люди не знают даже самого себя. И нам сейчас кажется, что мы в этом отношении превзошли даже социализм, так как ведь настоящий распад мы переживаем в рыночный период, и это идеологически до сих пор изображают наоборот.
Человек – неизмеримо высшее создание природы и истории. И в отличие от продуктов своей деятельности, превращающихся в товар и деньги, он не имеет цены. И люди это должны осознать, отделив себя от них. Только тогда они станут личностями, и между ними будут складываться личностные отношения. Борьба за выживание, самым невероятным образом овладевшая людьми, сегодня странным образом возрождает прямо звериную сущность человека в борьбе за существование. И мы принимаем это не как искусственного барьера на пути прогресса, а как золотую монету. Тогда надо было бы задать вопрос, хотя бы самому себе, до чего мы дожили? И если тысячелетиями человечество развивалось только в направлении прогресса и достигало колоссальных успехов, то почему оно должно вдруг повернуть назад, к своей дикости? Все это есть всего лишь плод нашего воображения и признаки незрелости нашего сознания, еще не освободившегося от элементов капитализма и в то же время еще не постигшего свою подлинную человеческую сущность. И особенность «эры денег» состоит в том, что она от человека, каждого отдельного человека, объективно требует повернуться наконец к человеку и к самому себе, лишь на мгновение оторвавшись от внешнего, вещного мира. Тогда люди и спасут себя сами, не уповая на волю бога и не ожидая ничего из вне, так как все богатство мира скрыто в них, и история создавала именно этого богатства как богатства человека. И бог уже давно, с тех самих пор, как он изгнал их из рая, людей предоставил себе, обещая щедро вознаграждать только тех, кто ему поклоняется.
 


Рецензии