Лингам или лингва? Часть 3

Итак, в прошлой части мы пришли к выводу, что такие слова как Либер, плебс, либерти (свобода) восходят к культу первопредка Лебе.

А вот русское слово «люди» происходит от Ладо (Альдо, Ладон, угаритский Латану), правда, филологи об этом ещё не говорят: они дальше праславянского не пошли…

Кстати, «народ» выводится от слова «род». Но почему-то совершенно не учитывается первый слог «На». А ведь Ладогу сперва называли Нево. Что тут удивительного? Египтяне, в отличие от более молодых религий, тоже утверждали, что люди произошли от богов. Могу ещё одно имя подсказать: шумерский Наннар. У египтян – это Нун («вода», «водный»). В Мемфисе его отождествляли с Птахом, а в городе Фивы — с Амоном (Аму).

Кстати, пока только две реки Нар нашла. Нар (приток Ардона)  в Северной Осетии. И Нар, приток Уза, в Англии (это там, где Йорк).

Однако, античный мир знал уже не столько о самом Лебе (в латыни мы на него так и не вышли), сколько про мифическую страну Ливия,  Либия (др.-греч.  «струистая» или относящаяся к ветру Либу),  а также о женском воплощении Лебе.

В древнегреческой мифологии нимфа Ливия -  дочь Эпафа и Мемфиды (или Хеммиды).  Хеммида, очевидно, тоже является отголоском  воспоминаний о Хоммо (Аму), но опять же, с переходом в женский род. Ливия - возлюбленная (или, по другой версии, супруга) Посейдона, от которого родила близнецов Агенора (царь Тира в Финикии) и Бела (царь Египта), а также Лелега (царь Мегар, эпоним лелегов). Иногда от Посейдона её сыном называют Бусириса, а от Бела дочь — Ламию. Её потомки стали родоначальниками фиванских и аргосских (ахейцы) героев.

Ливия в римской мифологии была дочерью Эпафа и Кассиопеи. Супруга Нептуна, от которого родила Бусириса, правителя Верхнего Египта, убитого Геркулесом. Правительница одноимённой страны к западу от Нила.

В любом случае, Ливия является супругой владыки морей. По неслучайному совпадению, в угаритской мифологии этим владыкой оказывается Йамму (индуистский бог Ям).

Как утвержается догонами, Лебе – воплощение «слова» на земле. Естественно, я обратила внимание на английское слово library (библиотека). Посмотрите, какая у него заковыристая этимология.

От латинского Librarium ("книжный шкаф, комод для книг"), из librarius ("относительно книги"),  из Liber ("внутренняя кора деревьев, бумага, пергамент, книга "), вероятно, происходит от прото-индо-европейского база * leub  (" раздеть, чтобы очистить")…

Говоря по-русски, английское слово library (библиотека) происходит от слова «луб»! Хотя сам луб возводят к праиндоевр. *lоubh-. Что хотят пусть говорят, а лубочная живопись на Руси долго жила, да и на бересте настоящие шедевры встречались.

Понятно, что название реки Лубянка тоже будет выводиться от «луб».

«Лубянка — река в Троицком административном округе Большой Москвы, левый приток Мочи. Название реки, вероятнее всего произошло от слова «луб» - местные жители издавна вымачивали в этой реке кору…»  Википедия.
Вообще-то, Лубянок целых четыре: одна в Польше, другая в Татарстане и Удмуртии, третья в Рязанской области и последняя – московская.

Есть Лубянка и в самой Москве. А знаете, откуда она там появилась?

Название Лубянка впервые упомянуто в летописи в 1480 году, оно дано в честь района Новгорода — Лубяниц, после того как Иван III приказал новгородцам, выселенным в Москву после падения республики, селиться в районе нынешней Лубянской площади.

А кто такие новгородцы? По одной из версий, полабские славяне. Те, которые раньше по реке Эльбе (Лабе) жили. Так что нам, русским, за Лебе ни в какую Ливию и ходить не нужно! Своя Лебедия была (с прародиной венгров бы ещё разобраться). Да и Киев, по преданию, кто основал? Кий с братьями, да сестрицей Лыбедью…

Осталось только добавить, что речек с названием Лаба тоже несколько: на Кавказе, две в Сибири, одна а Европе. А последняя (Вади-Лаба) даже в Эритрее (Восточная Африка) оказалась!

Есть в Московской области и город Люберцы.

«На чертежах XVII в. обозначены р. Либерка, Либерицкий пруд, Либирицкий лес, с. Либерцы (Либерицы, Либирицы). Какое название первично — реки или поселения, — пока не установлено, однако предполагается, что в основе обоих названий лежит славянское личное имя Либор (происходит из Любор, полная форма Люборад). Это имя сохранилось лишь в западнославянской языковой области (названия чешских поселений Либожице, Либеж, польских — Любожице, Люборча и др.). В восточнославянских землях более или менее близкую к подмосковному топониму Либерица форму находим только в названии озера Любероцкое (Любороцкое) в бывшей Новгородской губернии, недалеко от устья р. Мста…»

В названии Либерица явственно слышится «либь». Либь – название угро-финских племён ливов в русских источниках. С давних пор, где-то еще в первом тысячелетии нашей эры, племена либь обитали в бассейне Камы, Оки и Волги. Затем часть их отделилась и откочевала к Балтийскому морю [http://lubercy.narod.ru/book1.htm. А. А. Белов. Люблю я Люберцы. А ты? (История Земли Люберецкой и ее народа)].   

Вот здесь я бы опять хотела напомнить о Сейминско-турбинском надкультурном феномене, который относят к середине второго тысячелетия до н.э. Славяне, угры… Арийский Лебе – это тоже надкультурный феномен. Неудивительно, что мы находим его именно в Московской области и на севере Руси…

Вот ведь и к лебедям незаметно перешли! Продолжение следует…


Рецензии