И старая прялка
И старая прялка покрыта скафандром пыли.
И дышат растеньица, по стенам легко скользя,
и маленький парусник на тумбочке позабыли.
И тесные комнаты просторнее, чем поля.
И тихие степи — по мерке твоих ладоней...
Но пальцы исколоты, и так тяжела земля,
как старое золото, надетое на мадонне.
И давят на грудь земле мониста небесных сфер
и цацки осенние, медвяною шелухою.
На ней, как на лузере, все тыщи тыщ атмосфер —
в забытой галактике, где Гретхен живёт глухою.
Где всё очень призрачно:
и печка, и сад, и дом,
и кукла немецкая,
из дрезденского фарфора...
Кому нужен приз, зачем?
Проснуться сюда с трудом...
Винтажная детская, и в небе — луны просфора.
22 сентября 2015 г.
Свидетельство о публикации №115092810394
Но сегодня я знаю это особенно сильно.
Так случилось, что на Прозе ко мне пришел писатель, убеждает, что старые парадигмы рушатся и прочее подобное, что читатель теперь другой, что ему нужно простыми предложениями писать, что от слова "метафора" трясет его, бедного, что нужно писать Мейнстрим, магический реализм (это новое, будто бы). Я так устала, признаюсь. И вспомнила ваши статьи о Важном, о Вечном, о Правде, что не здесь, что Там. И я знаю, что мой путь не одинок, что есть бОльшее меня понимание, и это невероятно важно, оказывается. Потому что писать проще, чтобы угодить читателю, разделяя какие-то новые современные направления и течения в литературе... в литературе Искусстве!... для меня неприемлемо. И потому я прихожу к вам на страницу, и вот насколько важно для меня лично ваше творчество!
Я лишь отчасти смогла выразить словами.
И я благодарна! Потому что ваши стихи - немыслимы. Что-то ярче откликается, что-то не так сильно, но Все трогает Душу.
А потому,
Спасибо!
Евтеева Наталья 15.03.2025 23:11 Заявить о нарушении
В своём упомянутом Вами эссе я говорю несколько о другом. )
Я говорю там о "вышедших из цепи" (термин И. Бунина". Их крайне мало.
И уж само собой разумеется, что инициировать можно только "ИНОГО" (т.е. своего рода "мутанта", носителя гена потенциальной гениальности).
Так что у Эона-то выбор особо невелик
Быть Иным или не быть Иным — это НЕ вопрос выбора: это данность.
Другое дело (если ты изначально "Иной") — инициироваться (т.е. выйти из цепи времени)
или остаться потенциальным Иным.
И перед ними, выходцами из цепи времени, не стоит вопроса "кАк писать?", поскольку пишут не они; пишут ИМИ. Они лишь
р е т р а н с л я т о р ы Эона, избранные, способные исполнять функцию дудочки вечности.
Это тяжкая доля, поэтому перед каждым таким, назовём его потенциальным Иным, индивидом есть выбор: инициироваться или нет.
И инициируют(опять-таки высшие силы) только готового инициироваться, т.е. взвалить на себя это бремя "выхода из цепи". Поскольку, применимо к Искусству, понятия "инициированный Иной" и "Иной, ходящий в Дозор", к сожалению ,неразделимы.
Инициировался — значит автоматически стал Дозорным вечности, выходцем из цепи.
И, в отличие от концепции, обозначенной в прозе Лукьяненко, инициация в ИСКУССТВЕ не даёт никаких ощутимых преференций. Ни социально-бытовых, ни собственно магических, в общепринятом смысле этого слова.
Мало того — ещё одно неудобство: инициировался — значит будь любезен ходить в Дозор не по служебному расписанию, а в любое время суток, в самые неподходящие, немыслимые по неудобству моменты. Например, во время варки супа, или во время принятия ванны, или в момент перехода через кишащее автомобилями шоссе. Или во сне. Возможно, на протяжении всего сна. И так на протяжении всей жизни.
У Иного от искусства не только ненормированный рабочий день, а ненормированная рабочая жизнь.
Назвался флейтой — полезай в футляр флейтиста.
И в отличие от персонажей магического реализма Лукьяненко, "кастовость" таких "Иных" весьма эфемерна и неоднозначна. Она условна. И уж совершенно точно была бы малопривлекательной для подавляющего большинства народонаселения планеты (причём во все времена). В восприятии этого стотысячекратно превосходящего большинства эти "Иные" — глупцы, придурки, психи.
Человек, излагавший вам мейнстримовское кредо успешности, ничего оригинального, или глупого, или тем паче сверхглупого, не сказал.
Мейнстрим — это и есть большинство. Сверхбольшинство.
Людей, хороший и разных, которые из цепи времени НЕ выходили. Они в ней, они встроены в неё; они подчиняются закону мироздания: жить ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, в моменте текущего времени.
Это вопрос разделения с а к р а л ь н о г о
и п р о ф а н и ч е с к о г о.
Для гениев и не-гениев законы суть различны и работают, так сказать, в противофазе. И на этом стоит мир. Иначе воцарился бы хаос.
Не могут все принадлежать Вечности, иначе остановилось бы Время, остановилась бы жизнь.
Художественный текст отличается от нехудожественного (однозначного) своей а) неоднозначностью б) нелинейностью.
По утверждению Лотмана, любой художественный текст закодирован; кодировка эта многоуровневая; и текст кодирует себя сам.
Если перейти из парадигмы семиотики в парадигму школы структурализма, то в структурализме существует понятие так наз. "смерти автора".
Грубо говоря, текст "вышедшего из цепи" пишет не смертный, не Мастер, но — Высшие Силы.
А вот кто именно: Иешуа или Воланд, — этому как раз и посвящено моё эссе "Об инициации" (о по сути о творчестве).
С признательностью —
Ольга Булатовна.)
Забирова Ольга 16.03.2025 19:10 Заявить о нарушении
(термин И. Бунина)
Людей, хорошиХ и разных)
Забирова Ольга 16.03.2025 19:20 Заявить о нарушении
" Это вопрос разделения с а к р а л ь н о г о
и п р о ф а н и ч е с к о г о. " - большое спасибо за ясный и четкий ответ, а также за характеристику сути художественного, это очень важно для меня. Также благодарю за напоминание о трудах Лотмана, перечитаю обязательно.
И извините, если отвлекла вас своими размышлениями.
С благодарностью,
Евтеева Наталья 16.03.2025 19:36 Заявить о нарушении
Вот ты спрашивала в прошлый раз: "А что такое норма?", говоря, что не встречала за всю свою жизнь "обычных людей".С одной стороны, это красивая популистская фраза, успевшая стать штампом.
С другой — смотря что иметь в виду.
Да, действительно, если иметь в виду биографии, багаж впечатлений, глубину и оригинальность размышлений, точек зрения, выводов и их систематики, методик подходов к одним и тем же вещам, силы духа, характеров, манер, да хоть бы даже манеры смеяться — люди чрезвычайно разные, сильно отличаются друг от друга, и встречаются уникальные оригиналы.
Но речь-то не о том!
Речь о н о р м е.
Норма — это баланс. Некая сбалансированность возможностей и качеств человека.
Т а л а н т производит разбалансировку, неизбежно перевешивая.
Перевешивая в одну определённую сторону.
Талант это врождённое нарушение природного баланса.
Именно природного. Т.е. природных качеств.
Баланс может нарушаться уже в процессе жизни, и наличие или отсутствие таланта тут ни при чём: напр., в силу социальных, или медицинских, или профессиональных или ещё каких-либо причин (к примеру, так наз. "профессиональная деформация".. И происходит перевес в какую-либо сторону.. Напр., зрение у моряка начинает доминировать над другими сенсорными ощущениями. Или, наоборот, у ослепшего человека начинает доминировать слух и тактильность.
У беременных и у переболевших ковидом временная разбалансировка происходила, потеря или сильное искажение вкусовых и обонятельных ощущений.
У бесспорно талантливого (человека с сильно выраженным талантом) или гениального человека от природы, с рождения проявляется сильный дисбаланс, перевес в одну определённую сторону.
У поэта это ВНУТРЕННИЙ СЛУХ, обострённая созерцательность, на интуитивном, надсенсорном уровне, в том числе с л у х о в а я, лингвистическая с о з е р ц а т е л ь н о с т ь, правополушарное образное мышление, болезненная острота чувства слова, фонетического восприятия, звуковой, т.е. художественной, ипостаси языка.
У гениев подобный дисбаланс проявляется за счёт подавления многого другого (самый грубый пример — Гренуй в "Парфюмере" Зюскинда с его мегагиперобонянием. Пример чудовищного дисбаланса между одним врождённо гиперболизированным качеством за счёт чудовищно ослабленных, подавленных чуть ли не до отрицательных величин, других.
Поэтому гении, строго говоря, — это своего рода мутанты. У них нарушена норма, баланс. За счёт активированного гена, гена таланта.
Гении это люди-икс, т.е., строго говоря, не совсем люди, или не люди вовсе.
Они — Иные.
Разумеется, гениальные поэтв в том числе.
Для чего, с каким целеполаганием в человеческий гомосапиенский генофонд вносится такой ген-баг, насколько он продуктивен, допустим, в отдалённом будущем, дабы стать основой эволюции, или будет со временем вовсе отторгнут (природой или некими высшими силами); насколько он может быть потенциально деструктивен в настоящем, для самого носителя или для окружающих — это, я думаю, основополагающие вопросы, ответы на которые для человечества скрыты.
Забирова Ольга 17.03.2025 16:16 Заявить о нарушении
Большое спасибо!
Евтеева Наталья 17.03.2025 16:46 Заявить о нарушении