Роман. 2 часть. 19гл. Сундук - продолжение

 - Ну вот, наконец, - думал Илья. Сейчас они займутся этим сундуком. Пленных выпроводили подальше, казаки вернулись, и поехали объезжать дозоры.
 Время было вечернее, Илья открыл ворота, пропуская фургон во двор. Алёша погонял коней. В фургоне были Егорша, д. Аникей, Данило, Михаил, а Макар заехал следом за фургоном. Илья пригласил есаула Павла Бородина, Фёдора Кудинова, Николая, старых казаков, Морозова Ивана, Болдырева Петра и Чеботарёва Петра, они были уважаемые старейшины, ровестники его отца, жили здесь ещё до того, как сюда приехал Илья с горсткой казаков. Они помогали Илье обживаться здесь, и  теперь, когда Илья в чём имел сомнение, звал их к себе на круг и прислушивался к их советам. А есаула Фёдора Кудинова и Николая позвал для надёжи, пришлые люди новые и неизвестно, что от них можно ждать. А эти свои, не раз проверенные в сражениях и готовые в любую минуту заслонить Илью собой. Илья всё- таки надеялся, что в сундуке будет золото или что-то в этом роде и просто по- человечески опасался всего. На крыльце было две двери. Одна вела в курень, где жили Илья с семьёй, а другая вела в горницу, где собирались казаки на совет. Там же Илья хранил всё, что принадлежало всей дружине. Когда возвращались со станицы и привозили жалованье от Царя или то, что добывали в сражении, то всё сначала хранили в этой горнице, ставили охрану, пока не разделят на всех поровну.  Кое что оставалось про запас и хранилось в сундуке или в кладовке. Имелась дверь внутри горницы в отдельное помещение, там в основном хранили деньги и оружие, а под полом был потайной подвал для самого ценного. Много ещё тайных ходов и лазеек было в Атаманском курене о которых знал только Илья.
 Сундук занесли в горницу, поставили на широкую лавку ближе к столу. Алёша и Егорша вернулись за Макаром с его коляской, курень был с высокими порожками. Подняли на крыльцо, через небольшой порог, Макар наловчился сам переезжать, без помощи.  Сундук осмотрели со всех сторон, ощупали все уголки и все заклёпки. Крутили, вертели часа два, пока кто-то не нажал одну боковую заклёпку и с противоположной стороны выдвинулся гвоздик. Гвоздик этот все по очереди крутили, стараясь повернуть то влево, то в право или вверх, или вниз. Затем пытались  вытащить, но кто- то случайно нажал его и он спрятался обратно. Затем с противоположной стороны выдвинулся гвоздик, то есть заклёпка, только выше по уровню. Наконец все поняли в чём дело и стали по очереди нажимать заклёпки до верха и сундук стал расти вверх, это так казалось.  На самом же деле поднималась крышка. Крышка поднялась высоко и её легко открыли. В середине был деревянный сундук с замком, ключ висел на ручке. Сундук вынули перевернув железный ящик вверх дном.  Поставили на лавку и открыли ключом. Когда открыли крышку, то все опешили, сундук был полностью засыпан золотом, лишь кое где выглядывали причудливые украшения из красивых камней. Золото гурьбой стали выкладывать на стол на один край, а украшение на другой край. Миху всё это позабавило и он стал внимательно наблюдать за Макаром. Это называется - ловкость рук, и не мало золота перекочевало под Макара в потайной мешок. Но ещё бы, Макар владел хорошим гипнозом. На самом дне лежала бутылка, запаянная сургучом.  Бутылку открыли и вынули бумагу.
 - Что будем делать, - крутил Илья бумагу. В ней было написано не по нашему.  - Счёт весть, - предложил Морозов Иван. - Всё равно по - ихнему никто не разумеет.
 - Дайте мне, - протянул руку Егорша. - Вот опять написано Елизавета,- долго Егорша крутил царскую грамоту, бекал, мекал, по- английски кукарекал, наконец-то,  -Тут кому-то они должны доставить, но похоже, их буря настигла или они попали не по назначению, но одно ясно вот тут сказано про Восточный, скорее куда-то на Восток.  - Да Англия, где и мы, - сказал Илья.
 - И год опять же 1603, - показал Егорша на число, - гляньте.
  Он передал грамоту Илье и отошёл в сторону. Присел на лавке. На  Егоршу никто ни обращал внимания, все занялись пересчётом золотых манет и украшений. Есаул переписывал всё на бумагу. Пересчитали, переписали, вдоволь налюбовались красивыми цацками.  Сложили всё в деревянный сундук, но монеты были по 10, 20 штук сложены в отдельные мешочки и всё равно сундук не был полным, но на это никто, ни обратил внимания. Егорша сидел в стороне, и ему показалось это странным, но он никому ничего не сказал. Какая-то тоска была у него на душе от  того, что он не сказал им всей правды, что действительно было там написано в этой грамоте.( см.1ч.гл 1.)
 -Вы так давно здесь живёте, и что не видели раньше этого корабля? - спросил Егорша всех. - Почему только сейчас достали этот сундук, - он повернулся к седым дедам  с вопросом.
-Да воды было поболе, - отозвался дед Иван Морозов, - это в нонешном году вода опала дюже.
- Но она и раньше оголялась, - вступил в разговор дед Петро Чеботарёв, - вона с Груцынов мужик остался без ноги, нырял, хотел достать золото.
- Да проклято было то судно, сколько себя помню, - сказал дед Петро Болдырев. - Мы тут все знали и никто дюже ни рисковал туда соваться.
- Кабы не вы, так и стояло бы оно там, - добавил дед Иван Морозов.
- Ну что теперь то рядить - судить. Подскажите люди добрые, как лучше распорядиться добром? -Илья сел во главе стола, а все заняли свои привычные места. Вновь приглашённые сели на лавки подале от стола, но Илья распорядился придвинуть стол, что стоял у стены в центр куреня и приставить к нему лавки. Теперь все сидели за одним длинным столом и смотрели на Илью. А Макар подъехал к пречолку напротив Ильи. -Пиши, Павел Иванович, - обратился Илья к есаулу, - а вы, гутарте. - На всех поделить, как всегда, - сказал дед Иван Морозов.
- На сборы дружины, - сказал дед Петро Чеботарёв.
- Куреней ещё построить, - сказал дед Петро Болдырев.
-Нет, такие монеты казакам давать в руки не годится,- вставил своё слово дед Аникей. - Это почему же, - все повернулись к нему. - Разменную монету надо давать.


Рецензии