Софья-София. Балет в 3х действиях с эпилогом

© Copyrights МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA

Либретто к балету “ПРИГЛАШЁННЫЙ ПРОФЕССОР”, или “СОФЬЯ - СОФИЯ” [1] –
The libretto to the ballet “GASTPROFESSORIN”, oder “SOFIA - SOPHIA”
Балет в 3-х действиях с Эпилогом

       В основе балета-трагедии - нелёгкая судьба женщины-учёной Софьи Васильевны Ковалевской в России [1]. Балет может быть поставлен на эволюционную музыку русских, немецких, австро-венгерских и т.д. композиторов (Ф.Шуберта и П.И. Чайковского). Вальс Интеграла. Музыка не написана (возможно использование фрагментов: из вступления и финала к балету П.И. Чайковского “Лебединое озеро”, 3-его акта к балету Р. Щедрина “Анна Каренина”, греческих мелодий типа “Сиртаки”, и некоторых других классических мелодий).

Действие Первое
 Картина Первая

      Софья грезит математикой. Волшебной палочкой выводит она вокруг себя математические формулы. Софья танцует свой танец с разноцветными лентами, выписывающими голубые, зелёные, розовые, оранжевые… заоблачные бесконечные последовательности. Она хочет учиться дальше. Об этом же мечтает и её старшая сестра Анна. Но где можно продолжить учёбу и найти работу? В России это невозможно. В Европу девушек самих не пускает строгий отец.
      И тогда сёстры договариваются о фиктивном замужестве Софьи с Владимиром Онуфриевичем Ковалевским [2].
      Софья и Владимир танцуют вальс - Вальс Интеграла. А впереди их всех - Софью, Владимира и Анну, - уже ждёт отъезд на учёбу за границу.

Музыка: А Скрябин. Гирлянды. Танец с лентами. Соч. 73, N1. Вальс Интеграла - вальс Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”, вальс А. Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова “Маскарад”.
Картина Вторая

      Германия. Хайдельберг. Внизу, вдоль берегов широкой реки Неккар расположился старый город. Впереди виден старый-старый мост. На горе возвышается Хайдельбергский Университет. В Университете Софью допускают к слушанию лекций по математике и физике.
      В Берлине она уже берёт частные уроки математики у профессора ВассерШтрассе. Жизнь в Германии окрыляет её. Всё новые и новые идеи приходят ей здесь в голову. Она танцует вместе с красками свой любимый танец Радуги, в котором видимый свет её мироощущения преломляется и распадается на множество разноцветных цветов и красок. Танцуя, в нём она находит всё новые и новые оттенки и переливы. Она мечтает о лучшей жизни, она работает, она творит...
      Но внезапно раскаты грома, предвещающие политические перемены прокатываются по всей Европе. Не оставляют они в стороне и Германию. Софья понимает, что ей, иностранке, лучше вернуться на Родину. Но сможет ли она там найти себе работу? Вот в чём вопрос!

Музыка: Ж. Бизе “Кармен” (вступление - начало учёбы в Хайдельберге). Я. Сибелиус “Грустный вальс”.
Кант Песня “Сидит сова на печи”. А. Скрябин “Мечты”. Музыка: А Скрябин. Гирлянды. Танец с лентами. Соч. 73, N1. И.С. Бах. Концерт N1. Соль мажор. По Саксен-Ве(а)ймару.


Действие Второе
Картина Первая

      Москва. Софья Ковалевская возвратилась из Германии. Она хочет работать в России. Софья по очереди знакомится с российскими учёными и Российской Академией Наук. Сначала все встречи проходят весело и непринуждённо. Софью принимают в Московских кружках. Её называют Микеланджело разговора. Но как только речь заходит о любимой ею математике и работе по специальности, она понимает - в России ей ничего не светит.
      Меркнут в танце ранее разноцветные последовательности. Её голубые, зелёные, розовые, оранжевые бесконечности пытаются бездарно выписывать чьи-то мужские штаны, показывающие полное непонимание тогдашних математиков-мужчин фундаментальных целей и задачей своей науки.
      Учёные мужья, построенные как попало в ряды Фурье, уже танцуют свой тёмно-серый танец. Каждый из них заискивает и лебезит в глаза перед каждым последующим, а за спиной плетёт интриги и строит козни соседу. Все они одеты в тёмные костюмы. Софья пытается вклиниться в отравленные лестью и подхалимством ряды учёных. Сначала с ней пробуют танцевать некоторые из них, но они всё время сбиваются с ритма. И вот уже аритмично танцует весь мужской коллектив. Он наступает. Софья не знает, что делать. Её отталкивают и гонят прочь учёные мужи, клюя и размахивая перед ней полами своих чёрных сюртуков.
     Софья начинает метаться. За неё пытается вступиться Владимир Ковалевский. Но тщетно.

Хор мальчиков. Оратория. массовое “хоруми”, воинственный грузинский танец Сердце гор (музыка А.М. Баланчивадзе, 1937).

Картина Вторая

      Крым. Владимир после возвращения из Европы, где он написал свои гениальные труды по эволюционной палеонтологии, никак не может вписаться в научные круги России.    
      Периодически во сне перед ним пробегают разнообразные эволюционные
последовательности изучаемых им ископаемых трёхпалых лошадей-гиппарионов, свиней-антракотериев, жвачных… Все они зовут его к себе. И каждый раз Владимир с ужасом просыпается. Но теперь ископаемые всё чаще и чаще приходят к нему и во сне, и наяву. Они всё бегут и бегут по кругу, как на манеже в цирке. И их число с каждым кругом всё увеличивается в математической последовательности, и всё наращивается и наращивается…
      Теперь среди них он различает только ископаемых лошадок, которые уже в своём танце движутся боковыми переменными прыжками слева направо, слева направо, слева направо… И быстро сходят с дистанции… И это уже не сон. Но почему всё это происходит? По какому-такому закону?! Владимир ищет и не может найти себе ответа. Он не знает, как ему сохранить себя в этом безжалостном людском круговороте жизни, который безжалостно выкидывает за борт всех тех, кто не сумел к ней приспособиться.

Картина Третья

      Москва. Этот город никак не хочет принять возвратившихся на Родину Софью и Владимира.   Софья мечется от одной области знаний к другой. Она пытается заняться литературой и начинает писать романы и повести. Владимир переводит на русский язык научные труды по естествознанию, пытается заняться коммерцией и т.д. Но их опыт и знания здесь никому не нужны.
      Софья в танце очерчивает круг, из которого ей уже никогда не выбраться. Теперь её всё раздражает - ограниченность местной научной элиты, блеск и нищета жизни, пустота окружающей действительности во всём её показном величии. Жизнь московских завсегдатаев гостиных и их праздный образ жизни всё больше и больше затягивают её. Она опять предпринимает попытки выбраться из этого заколдованного круга и из поглощающего её круговорота жизни. Танцуя в жизни, она снова и снова чертит круги - сначала один, потом другой, третий, четвёртый… Но это уже не круги, а эллипсы и эллипсы планетарных орбит.
      Наконец, Софья решает оставить Владимира и маленькую дочь Софью и уехать в Германию с тем, чтобы продолжить занятия наукой. Но куда? В Хайдельберге - наводнение. Все улицы старого города затоплены водой; разрушен старый мост…
       И Софья едет в Вюрцбург.

Музыка: Танец удручённых невзгодами жизни в России.  П.И. Чайковский увертюра-фантазия "Гамлет"(1888), фантазия "Буря" (1873). Колыбельная “Cофья с дочерью”.


Действие Третье
Картина Первая

      Германия. Вюрцбургский Университет. В Вюрцбурге Софья снова встречает своего профессора Вассерштрассе, который искренне рад приезду своей ученицы. Работая с профессором, Софья чувствует себя в Германии как за каменной спиной. Она продолжает трудиться над своими незаконченными работами по математике. 
      Софья танцует со своим профессором танец с разноцветными лентами, выписывающими голубые, зелёные, розовые, оранжевые… заоблачные бесконечности в мужских штанах, показывающий непонимание фундаментальных математиков-мужчин целей и задачей своих наук.
      На них наступают мужчины-учёные. Здесь они иерархически построены в ряды Фурье: каждый из них знает своё место и каждый предыдущий зависит и подчиняется каждому последующему. Но Софья никак их не может дифференцировать: все они почти на одно лицо - в чёрных костюмах с галстуками. Софья пытается вклиниться в эти ряды. Её профессор пытается ей помочь. Но тщетно. Сначала Софья  пробует танцевать то с одним, то с другим, но те всё время сбиваются с ритма. И вот уже аритмично танцует весь мужской коллектив. Их теперь связывает одна цель – уничтожить её. И они наступает. Софья не знает, что делать. Ей становится страшно.
     Тем временем из России приходит известие о гибели Владимира – он так и не смог приспособиться к описанным им жизненным правилам и закономерностям. Софья в отчаянии. Она решается ехать к дочери в Россию. Что ожидает её впереди? Всё тоже беспросветное будущее? Вместе с тем Софья понимает, что в старую Германию, где ей никто не может предложить работу, она уже тоже не вернётся.

Музыка: П.И. Чайковский кантата на стихотворение Шиллера "К радости". А. Скрябин. Гирлянды. Танец с лентами. Соч. 73, N1. П.И. Чайковский увертюра "Манфред". Ж. Бизе “Кармен” (танец, смерть В.О. Ковалевского), Ж. Бизе “Кармен” (адажио “Жизнь продолжается”),

Картина Вторая

      Швеция. Стокгольмский Университет. Кафедра математики (рекомендации Софье даёт её родственник по материнской линии - профессор Энгельгардт [3] из Дерптского Университета [4]). Софья, наконец, получает возможность работать и заниматься наукой. Её заслуги в математике, наконец, оценены не только в Швеции, Германии, но и в России. Но местный климат подтачивает её подорванное борьбой с ветряными мельницами здоровье. Тем не менее, Софья продолжает свои научные исследования. Она подготавливает на конкурс в Париж одну из своих работ. Инкогнито. Это танец вращения твердого тела около неподвижной точки. Танец с разноцветными обручами. Сначала его Софья танцует с одним обручем, потом с двумя, с тремя, четырьмя… И получает престижную премию - высшую награду
Французской Академии Наук. Наконец, её математический дар, способности и работы оценили во Франции.
      Здоровье Софьи опять напоминает о себе. Всё чаще она теряет сознание. Теперь и кашель преследует её. А Софье ещё так много надо сделать, и, в частности, проверить, сколько на самом деле существует у Сатурна колец-обручей: несколько или всё же одно кольцо, которое в лучах отражённого света лишь выглядит как несколько? Одно или несколько? И какой формы – круглой или эллипсоидной? Но как это сделать? Софья мечтает о белом телескопе и о своей обсерватории.
Но с каждым днём силы её оставляют. Местный климат высасывает из неё последние силы. Врачи запрещают заниматься наукой. И Софья во цвете лет погибает от туберкулёза лёгких. Звучит траурная кантата-реквием “Горе женским умам”.
      Сплотившиеся учёные мужи, одетые в чёрные костюмы и белые сорочки с повязанными мужскими галстуками-удавками жёлтого цвета в чёрную клетку, в шахматном порядке танцуют Танец Интеграла и радуются своей ограниченной бело-чёрной дифференциальной жизни.

Музыка: И.С. Бах. Концерт N1, соль мажор, по Саксен-Ве(а)ймару. Реквием. Вальс Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель” в ритме “Сиртаки”.

Эпилог

      А в тёмном небе, в созвездии Близнецы, всходит новая суперзвезда-планета, имя которой Софий, что означает Мудрость.

Музыка: А. Скрябин “Прометей”.


Действующие лица и исполнители

Софья Васильевна Ковалевская, учёный-математик
Анна Васильевна, сестра Софьи Васильевны, муза
Ф.М. Достоевского
Владимир Онуфриевич Ковалевский, учёный-палеонтолог, фиктивный муж, затем супруг Софьи Васильевны
Профессор Вассерштрассе
Софья, дочь Софьи
Учёные мужи
Завсегдатаи петербургских и московских гостиных и кружков.
Девушки, юноши с лентами, обручами

[1] Софья Васильевна Ковалевская (Kowalewskaja) (1850-1891), урождённая Корвин-Круковская (Korwin-Krukowska), Шуберт-Энгельгардт по матери, русская женщина-математик, первая (после Екатерины Воронцовой-Дашковой) женщина член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1889). Основные труды: по математическому анализу (дифференциальные уравнения и аналитические функции), механике (вращение твёрдого тела вокруг неподвижной точки) и астрономии (форма колец Сатурна; астрономические наблюдения в частной обсерватории В.П. Энгельгардта, Дрезден). Автор беллетристических произведений. 
[2] Владимир Онуфриевич Ковалевский (Kowalewski) (1842-1883) - русский зоолог, палеонтолог, основоположник эволюционной палеонтологии. Автор классических трудов по эволюции копытных животных. Первым из палеонтологов применил эволюционное учение к проблемам филогенеза позвоночных; установил взаимосвязь морфологических и функциональных изменений с условиями существования. Автор правила “инадаптивной эволюции”, многих работ по эволюционной палеонтологии позвоночных животных.
[3] Энгельгардт [Engelhardt- (Juergen-Georg/Feodor) & Engelhardt-Meierhold (Emil)]. См. А.Тихонова “Род Энгельгардтов в истории России XVIII-XX веков”. Смоленск.
[4] Дерптский Университет был основан в 1802г. на базе Академии Густавиана (1632-1965гг. и 1690-1710гг.); с 1893 по 1918 гг. именовался Юрьевским Университетом; в настоящее время известен как Тартуский Университет Эстонской Республики.


Рецензии