Концерт квартета filarmonica

Открытие юбилейного сезона
25 сентября 2015 года


Лауреат Всесоюзного конкурса «FILARMONICA» – КВАРТЕТ  художественный руководитель –
Народный артист России Валерий Карчагин – скрипка
Заслуженная артистка России Оксана Анисимова – скрипка
Илья Тарасенко – альт
Станислав Овчинников – виолончель


    «Струнный квартет ; благороднейшее и одухотвореннейшее выражение сонатной формы. Он доставляет наибольшее духовное музыкальное наслаждение: чувственное очарование квартета таково, что он может нравиться как живая, приятная музыка; все же это очарование дается лишь в той мере, что слушатель не увлекается звуковым эффектом и прекрасными движущимися линиями звуковой картины, но весь отдается переплетениям искуснейшей ткани и упоительной осязаемости парящего звукового образа»
X. А. Кёстлин, трактат «Die Tonkunst. Einfuеhrung in die Aesthetik der Musik» (1879)


    Камерное пространство зала, заполняемое звуками, что порождают свет и цвет музыки – это не просто сценическое действо на четырех, это своего рода «машина времени», способная легко переносить нас из одной эпохи в другую. Можно ли услышать... время? Через призму «сегодняшнего» невозможно с точностью взглянуть на «прошлое», но всегда можно немного подглядеть будущее. Движение секундной стрелки, такт метронома, биение сердца – именно так мы привыкли исчислять время. Но точнее всего время исчисляется нотами, созвучиями, гармонией. Музыка и время – кажется, нечто совершенно несопоставимое, но то, что их роднит и делает тождественными – это отсутствие границ у формы их существования. В музыке и во времени все предельно точно настолько, насколько эта точность не ощутима, она будто бы проходит через нас, чтобы подарить нам точку отсчета, то, отчего мы можем начать свой жизненный цикл; в синтезе – они – импульс вечного движения.
    Путешествие в двадцать пять лет. Невообразимо, удивительно, немыслимо. В рамках одной человеческой жизни – это молодость, уже не юность, но и еще не мудрость; четверть века в музыке – период, который может охватывать как несколько художественных направлений в течение времени, так и первую ступень от рождения, капля в мелодично бушующем океане. Мы знаем, что квартет имени Бетховена просуществовал более шестидесяти пяти лет, Будапештский квартет – пятьдесят лет, а Амадеус-квартет в постоянном составе – целых сорок лет.
    Четверть века невозможно обозначить точной мерой репетиционных и концертных дней, количеством часов ожидания публики и ее восторга,  звуковым диапазоном аплодисментов, минутами волнения и экстаза. Для музыкального коллектива двадцать пять лет – это, прежде всего, показатель высокого мастерства, преданности выбранному делу, неиссякаемой творческой энергии и глубокого понимания жизни. Серебряная годовщина по меркам жизни, ну а по меркам любви музыкальной – и вовсе Золотая, где жизнь умножается надвое.
И это даже не половина пути, а только его начало и путешествие продолжается...

    Первый си-бемоль-мажорный из шести струнных квартетов опуса 50 Йозефа Гайдна, посвященных королю Пруссии и, судя по всему, написанные под влиянием квартетов Моцарта, которого Гайдн считал первым композитором мира (Моцарт посвятил Гайдну 6 квартетов, созданных между 1782 и 1785) – легкий, возвышенно-шутливый, похожий на разговор влюбленных теплым летним вечером, залитым солнечным светом и радостью в стройной и логичной форме, в изобретательной и остроумной мотивной работе с гибкими мелодизмом и богатством контрастов в установленной Гайдном композиционной последовательности, аналогичной структуре симфонии: быстрая часть — медленная часть — менуэт — яркий финал. Это сочинение в исполнении «Filarmonica»-квартета (как и неизменно – всегда) полно филигранно отточенных нюансов, блеска и полноценно выверенного звучания. В интерпретационном прочтении не возникало никакой аудиальной сложности – этот квартет чистое удовольствие, отрада и восторг, свежесть и почти прозрачность чувственного мира, его лучезарность, мягкость и грациозность.

    Резким эмоциональным контрастом квартету Гайдна явился Неоконченный струнный квартет Франца Шуберта – Allegro assai – впервые исполненный и опубликованный спустя более чем сорок лет со дня написания – квартет сумрачный, венчающий боль и, вероятно, самые искренние, до неистовства, переживания автора, его уход в бессмертие. «Filarmonica»-квартет представил нам поистине философичное толкование этого опуса, неоднозначность мироощущения до безысходного фатума; его подлинная фокусировка достигалась посредством утонченного мастерства, импульс передаваемый от звука к звуку, от инструмента к инструменту в этой мрачной шубертовской субстанции соединяет трепещущее полотно взлетами-вздохами в меру театрально, в своем образе, обнажая все доступные и даже порой неизведанные чувства в таком узком, одночастном динамическом интервале.

    Финал ля-минорного струнного квартета №2 Феликса Мендельсона в исполнении «Filarmonica»-квартета можно было услышать в музыкально-литературной программе в конце августа. Но этим вечером ля-минорный квартет прозвучал полностью, заполнив собою второе отделение концерта.
В отличие от других рано развившихся гениев – Моцарта и Бетховена – Феликс Мендельсон-Бартольди не был рожден в музыкальной семье. Но это не помешало ему сочинить свои первые сонаты, песни, кантаты, органные опусы и даже симфонию, когда ему еще не было шестнадцати. В возрасте восемнадцати лет, когда на свет появился его ля-минорный квартет соч. 13, Мендельсон уже был опытным композитором камерной музыки – за его плечами струнные квинтет и октет, два фортепианных квартета. 1827-й – год смерти Бетховена и время создания струнного квартета соч. 13. Эти события связаны явными и тайными узами. Дух великого классика как будто продолжил свою жизнь в сочинении юного гения-романтика. А мотивы и композиционные идеи поздних бетховенских квартетов приняли новое обличие в нотном тексте Мендельсона. 18-летний Мендельсон оценил поздние квартеты Бетховена как чудо одухотворенности, интеллекта и композиторской техники. Он внимательно изучил их, усвоил и адаптировал для себя формальные приемы, их необычные звуковые эффекты и новизну гармоний.
    «Filarmonica»-квартет всегда много и неустанно трудится над совершенством создаваемого ими музыкального холста, тщательно подбирая нужные краски, выверяя каждый выбранный оттенок палитры той или иной вехи представляемого направления. Их Мендельсон – красноречивая стихия звука с зашкаливающей экспрессией, но оттого не менее изысканная, со всевозможными переливами обертонов инструментов, кажется, сливающихся в единое – цельное и сплоченное, исполненное трепета и невероятной внутренней концентрации проникающей в самое сердце.

    Именно такой программой задал свой старт юбилейный сезон Квартета –  красочной, искренней, по-оркестровому масштабной и роскошной, ведь «Filarmonica»-квартет – гордость Новосибирской филармонии, один из ведущих музыкальных коллективов Новосибирска, добившийся высочайших результатов за свое творческое долголетие, выход которого на сцену – всегда событие под знаком высокого вкуса.




М. Мендель. Сентябрь, 2015 г.


Рецензии