Соединение начал

Взяться за эту статью заставляют меня вопросы, которые я выслушиваю на протяжении многих лет: — Что такое абстракционизм? И особенно: — Что такое «Черный квадрат»?
Не хотелось бы принимать на себя неблагодарную роль критика - вспомним как «великий критик» Стасов распинал действительно великих художников Врубеля и Малявина… однако…
    Так что же в них общего, в этих совершенно разных художниках — Василии Кандинском и Казимире Малевиче? Оба, начав с отображения реального мира, постепенно, но последовательно отказывались от материального и шли к беспредметному. Проследим: были ли аналогии в истории?
     Изобразительное искусство всегда считалось отражением религиозных взглядов, начиная с пещерных и наскальных рисунков первобытного человека, в нем присутствует Мифическое и Магическое.
Как пишет Формозов: «Наскальные рисунки — это не произведения искусства, а всего лишь материальный след колдовского акта».
   Где можно встретить отрицание материи? На Востоке от Испании до Индии в первые века христианства и до средних веков помимо мировых религий — христианства, ислама, буддизма, иудаизма появлялась масса антисистем, менявших в религии знак плюс на минус, менявших местами Бога и дьявола, разрушавших любую религию изнутри.
   Гностики в Византии, манихеи в Иране, маркеониты, павликиане, выступившие на борьбу с византийским православием в союзе с мусульманами, богомилы в Болгарии, катары в Западной Европе. Несмотря на значительную разницу в концепциях всех этих сект, их объединяет одно! — неприятие материального мира.
  Манихеи проповедовали оргии и разврат для умерщвления плоти, браки запрещались. Павликиане объявили негласную войну церкви, власти, человеку. Они убивали людей только за то, что человек материален, они похищали юношей и девушек и продавали их в рабство арабам.
Вот как «забота о душе» при отрицании материального может привести к страшным последствиям.

А. Н. Иезуитов в своей книге «Философия взаимодействия» говорит: «Взаимодействие двух начал в принципе исключает всякую «односторонность». Взаимодействие материального и духовного начал составляют существо реальности во всех своих проявлениях и на всех уровнях, то есть поистине “всего”».
   В поэзии арабов, ставших не по своей воле странниками пустыни, Лев Гумилев насчитал больше двадцати размеров стиха, по количеству аллюров верблюда…!  При таком количестве размеров стихи по большей части превращаются в некую арабеску, где из слов, как бы цепляющихся друг за друга, вьется некое кружево, некий орнамент.
   У древних евреев и арабов было запрещено изображение человека -  поэтому они так преуспели в орнаменте. Вспомним персидские ковры — орнамент… Орнамент! -  в книжной графике, стены храмов, минаретов сплошь покрыты орнаментом, вспомните храмы Грузии и хачкары Армении (надгробные, межевые камни) — это чудо орнаментализма.

   Абстракция — это бессистемный орнамент, и он мог прийти в голову только восточному человеку, а Василий Кандинский живо интересовался Востоком -  и индуистскими религиями, и теориями Блаватской, и теософскими обществами:  прабабка Кандинского была монгольской княжной, а если учесть, что на протяжении нескольких столетий монголы владели полумиром от Китая до Испании, то можно представить, сколько кровей у него намешано. Вот тут-то генетика и дает о себе знать -
     у Кандинского есть работы с названиями: «Арабы 1», «Арабы 2», «Арабы 3», «Восток 1», «Восток 2», «Восточное»... в них прослеживается как Кандинский постепенно избавляется от материального, оставляя чисто духовное. У него есть и парные работы - такие как «Все святые»:   на одной пятна по-детски обрисованы силуэтами людей, а на другой несколько изменена композиция, силуэты отсутствуют, оставлены только пятна. Это он называет «растворением предмета» или «чистой абстракцией».
    В 1911 году он пишет: «Наконец, сама наука в виде самых ее положительных областей — физики и химии — доходит до порога, на котором написан Большой Вопрос — «А есть ли материя?» (!?!).
     Тем не менее при этом он не считает такой свое осмысление единственно возможным  - он писал, что «возможен другой путь — сгущение материи» и называл это «чистая реалистика»… судите, как говорится, сами…

     Постепенно от материального освобождается и Малевич, но он пошел в своих экспериментах дальше Кандинского. В его человеческих головах — яйцах, разделенных надвое вертикально и покрашенных в два цвета, без носов, ртов и ушей, он вообще отказывает человеку во всем духовном.
    Но апофеоз его мировоззрения — «Черный квадрат» -  это предлагаемый миру живописи (если не миру вообще) отказ  - как от духовного, так и от материального. Вот такой Гностик.
          Перефразируя слова известного критика-искусствоведа Федорова-Давыдова — «живопись в черном квадрате Малевича пыталась покончить самоубийством».

   А вот что по этому поводу сказал один из самых замечательных, на мой взгляд, критиков-искусствоведов Осип Мандельштам: «Совсем другое дело сознательное разрушение формы. Безболезненный супрематизм. Отрицание лица явлений. Самоубийство по расчету, любопытства ради. Можно разобрать, можно и сложить: как будто испытуется форма, а на самом деле гниет и разлагается дух» (духовное начало).
     И Малевич создает свою художественную систему — супрематизм. Написал программу-манифест, где прямо не провозглашает себя новым мессией в искусстве, но из текста это видно отчетливо!!
    Вот отрывки из ее текста: «...Книги у нас еще нет. Но она нужна, необходима. Новое Евангелие... Подобно Христу, заключившему себя в эту книгу тысячелетий, без этой книги заперты были бы ворота к небу. Но мы отпираем другое, мы раскроем на земле то, что не раскроется в небе. Христос раскрыл на земле небо, создав конец пространству... Мы же пойдем мимо тысячи космосов...»
     … нормальному человеку читать это трудно, это похоже на «зажигательные» речи безграмотных передовиков-пролетариев «Котлована» Андрея Платонова.

     «Черным квадратом» Казимир Малевич как бы окончательно, до нуля, разрушает старый мир искусства и говорит, что квадрат станет первочастицей нового искусства.
        Но ведь буквы А, Б и т. д. тоже являются первочастицами письменности, а следовательно, и прозы, и поэзии.
Кому придет в голову нарисовать букву А и объявить ее произведением искусства, чтобы Пиотровские и Гусевы покупали ее за миллионы долларов?
       Что же здесь изобретено Малевичем?
       Поскольку сам Малевич ставил знак равенства: квадрат = 0, следует считать «Черный квадрат» не произведением искусства, а в лучшем случае философской категорией.
       А вернее, просто знак.
С таким же успехом можно было бы поместить в музей дорожный знак «кирпич».

    ! Дайте любому толковому искусствоведу фото небольшого фрагмента любой картины, пусть это будет несколько виноградин из натюрморта, фрагмент одежды, руки, лица, пейзажа -  и он скажет вам: какой это век, направление живописи, а часто и имя художника, а уж уровень мастера — обязательно.
    Дайте искусствоведу два фрагмента:  черной стены, крашеной масляной краской  -   и фрагмент квадрата Малевича, и он будет в растерянности.
 Нет уровня — нет и художника, нет произведения искусства.

       В 1920-е годы авангардисты оказали мощное давление на реалистическое искусство. И всё же расположить к себе основную массу учащейся молодежи не смогли.
     В 1923 году Н. Ромадин поступил на живописный факультет Вхутемаса. Вот что он писал: «Неправильно называть Вхутемас формалистической школой, это была школа свободная. Любой ученик мог выбирать себе учителя по своему желанию.
  Но характерно — в мастерской Щербиновского занимались 105 человек, в мастерской Штеренберга — 6—10 человек».

    Первый, графический «Черный квадрат» был выполнен в 1913 году, второй — в масле — в 1915 году. Это было время необычайно мощного взлета всего русского искусства:
           - в поэзии — серебряный век, в живописи — еще работают великие передвижники Суриков и Репин. Только что, в 1910 году, ушли из жизни Врубель и Куинджи, работают талантливейшие ученики Куинджи — Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов, Пурвит, Рущиц, Вроблевский.
           - работают «мирискусники» Бенуа, Бакст, Сомов, Добужинский, работают Коровин, Нестеров, неоклассицисты — Яковлев, Шухаев, Петров-Водкин.
         - «бубнововалетчики» Куприн, Машков, Кончаловский открывают натюрморт для русского искусства, работают в романтическом ключе представители «Голубой розы» Кузнецов, Сапунов, Судейкин.
      Русское искусство начинает, как сейчас бы сказали, завоевывать мировой рынок. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже нашему великому колористу Филиппу Малявину за дипломную работу «Смех» хотели дать гран-при, но дали золотую медаль.
          А через год после смерти Врубеля в Париже — его посмертная выставка, один художник подолгу простаивает перед его работами — это Пикассо. В это же время Пабло Пикассо проводит первые опыты с кубизмом. Уверен, что наш Михаил Александрович Врубель с его демонами — предтеча кубизма, потому он так и поразил Пабло Пикассо. Русский балет во главе с Дягилевым завоевывает Париж.
    ….«Черный квадрат» был удачно-рыночно вброшен в отлаженный часовой механизм русского искусства как квадратная шестеренка вместо круглой, но…

   «Идеологическое воздействие иного этноса на неподготовленных неофитов действует подобно вирусным инфекциям, наркотикам, массовому алкоголизму. То, что на родине рассматривается как обратимое и не существенное отклонение от нормы, губит целые этносы, неподготовленные к сопротивлению к чужим завлекательным и опьяняющим идеям». Так писал Л. Н. Гумилев.
    И действительно, сколько способных художников сложили свои таланты на этом тупиковом пути. А то, что это тупиковый путь, говорят высказывания многих и многих больших русских художников за последние полтора столетия.
    Начиная с Венецианова -  Саврасов, Куинджи, Левитан, Серов, Рылов, Нестеров, Ромадин и многие другие так или иначе говорили, что надо учиться у ПРИРОДЫ, только она может дать импульс к новым открытиям, только ее великая красота спасет от разрушительной идеи мироотрицания…

    Художник волен работать так, как он считает нужным, как подсказывает его генетика и эстетические привязанности. И весь мой пафос направлен не против художника, а против политиканов-искусствоведов  -   даже через сто лет «раскручивающих» черный квадрат, прекрасно понимая, что ложные ценности разрушительны для любого искусства.
    И еще один аспект. Искусство, обращенное к человеку, рассчитано на восприятие как сердцем (душой), так и головой (интеллектом). Так вот, в славянском искусстве доминантой является душа, а в восточном — интеллект.
Что лучше, что хуже? И что нужно? … и то, и другое.
    Хорошо сказала по этому поводу И. С. Болотина: «Не следует впадать в грех «прогрессизма» — новое лучше старого, новое отрицает старое…  однако старое существует ради нового, и поскольку эволюция — лестница вверх, то абстрактное конечно же выше изобразительного. Но нельзя не признавать развитие там, где оно есть».

… немного об учителях и учениках. У Малевича были преданные ученики: Лазарь Лисицкий, Вера Ермолаева, Нина Коган, Давид Якерсон, Юдин, Рождественский, Лепорская... Они сделали несколько копий «Черного квадрата» …Малевич отобрал их и приватизировал, поставив свою подпись…

    У великого русского пейзажиста А.И. Куинджи были ученики (учившиеся в мастерской или считавшие себя таковыми): Пурвит, Рущиц, Богаевский, Рерих, Крымов...
    У И.Е. Репина ученики -  Кустодиев, Серов, Малявин...   Какие имена!  А кто знает имена учеников Малевича?

… в 1889 году в Париже открылась Всемирная выставка в честь 100-летия Французской революции. Великий французский художник-импрессионист Огюст Ренуар пошел туда со своим приятелем, который повел его в отдел японской гравюры.
      Ренуар пишет: «Здесь было много красивых вещей, не спорю. Но, выходя из зала, я увидел кресло времен Людовика XIV, покрытое маленьким и что ни на есть простым гобеленом — я был готов расцеловать это кресло!!... японские эстампы, конечно, необыкновенно интересны именно как японские эстампы, при условии, что они остаются в ЯПОНИИ.
   Народ, если только он не хочет наделать глупостей, не должен присваивать себе то, что чуждо его национальному духу...  и потому, будучи французом, я хочу быть сыном своей страны».
                Александр Тимофеев. 2003 г.

… прошу прощения у Вас, Александр Георгиевич, за несколько сокращений и вольностей-акцентов этой статьи
из подаренной Вами прекрасной книги «Приснился мне сон…» в феврале 2009 года…


Соединение начал всегда линейно…
От зла к добру, от смерти к жизни
линий только две.
И место их сложения бессмертно,
там делится все сущее на части -
Все в нуле.

Соединяя части в мирозданье
Гармония создала вечность
Круга. Не квадрат.
…ума химеры - наше наказанье…
а крест и круг  - подарок в бесконечность
Бога. И простят
в нуле его и всех, закрасивших химеру чернотой
квадрата… «символ»… но чего? Ответ простой.

                А.Ю. Бурмистров. сентябрь 2015.


Рецензии
Художник зарисовывал помногу,
Полотна были в дефиците строгом,
Не нравилась картина хоть немного,
Он цветом белым обновлял холсты.
И даже краски не хватало скрыть -
Идей коварной пустоты.
Остался только черный цвет,
Есть хочется, а музы нет…

Бургамистр   05.07.2016 15:37     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.