Он рассказал миру истину о сыпном тифе

21 сентября 1866 года родился микробиолог Шарль Николь (фр. Charles Jules Henry Nicolle, 1866 – 1936: прожил 70 лет).

Шарля Николя прославила платяная вошь. Или он её прославил… Словом, в тандеме прославления Шарль Николь  в 1928 году получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за установление передатчика сыпного тифа – платяной вши». Но обо всём по порядку.

В прошлые века (и даже ещё в начале XX века) эпидемия сыпного тифа, а после открытия Шарля Николя можно сказать более точно  - платяная вошь  унесла больше жизней, чем пули, снаряды и штыки на полях сражений многих войн: Тридцатилетней (1618 – 1648), войны Наполеона с Россией (1812), Крымской (1853—1856)  и Первой мировой (1914 – 1918). Вошь во времена побоищ чувствовала себя наиболее комфортно: эпидемии «сыпняка», как называли сыпной тиф, резко возрастали. Да и без войн в период ее агрессии порой гибло от 30 до 70% жителей одной местности…

Что же помогло Шарлю Николю в его открытии?

Вы удивитесь, но колоссальную помощь ему оказала… собственная наблюдательность! Да, она…

Ведь в те времена уже было известно, что «сыпняк» вызывают риккетсии. Но как эти паразиты убивают людей, человечеству было неведомо.

Наблюдательный Шарль Николь заметил, что до попадания в госпиталь больной сыпным тифом - это монстр, заражающий всех, с кем общается, с кем контактирует: родных и близких, соседей, односельчан...
Прибыв в госпиталь, этот же больной способен заразить медперсонал приёмного отделения.
И всё. На этом история заражений им окружения заканчивается. Попавшего в палату больного точно меняют: он перестает быть заразным…

Поразмыслив, Николь понял, что от приёмного до палаты больной всего лишь моется, бреется и меняет свою одежду на чистую...
То есть живущий где-то в больном злостный паразит – риккетсия – как-то, видимо, связан с тем, что можно поменять, помыть и подстричь...
Аааа... с  одеждой, кожей и волосами больного человека!

Но за догадки Нобелевскую не дают.

Пронаблюдав и поразмыслив, Шарль начал свой эксперимент.
Сначала на шимпанзе и морских свинках он доказал, что переносчиком сыпного тифа является платяная вошь.
О как! Какая- то мелочь веками уносила миллионы  человеческих жизней! Кто бы мог подумать...

Своё открытие Шарль Николь сделал в Тунисе, где он был директором филиала Пастеровского института.
Кстати говоря, работа в колониях никогда не считалась престижной для учёных. А  Николь приехал Тунис в 1902 году, когда тот был ещё колонией Франции, и оставался директором до ухода из жизни (1930).  Но Личность, каковой был Шарль Николь, в любом месте способна проявить себя. И обычно так и делает!

За несколько лет Шарль Николь  сделал из заштатного филиала Пастеровского института одну из ведущих лабораторий мира по изучению тропических болезней. Вместе с тунисскими коллегами он внёс огромный вклад в изучение гриппа и кори, лейшманиоза и скарлатины, туберкулёза и трахомы. Кстати, он первый применил и вакцинацию против бруцеллёза.

Однако вернёмся к работам Шарля Николя над пониманием причины сыпного тифа.
Установив, что переносчик "сыпняка" - платяная вошь, он за короткий срок избавил жителей Туниса от эпидемии. Мало того, французы, англичане и немцы почти не понесли потерь в годы Первой мировой от эпидемии сыпного тифа. Хотя при Наполеоне французы не раз вынужденно ограничивали маршруты армии из-за подобных эпидемий и нещадно гибли от нашествия, как мы теперь знаем, платяных вшей.

В годы Первой мировой русская и сербская армии не были просвещены в вопросах причин сыпного тифа. Это удивительно, но и здесь, казалось бы, в сугубо медицинских вопросах, огромную роль сыграла политика... или средства связи...
Ведь если бы тогда был Интернет... (мечтать, как Вы знаете, не вредно), весть о правильной борьбе с платяной вошью облетела бы мир менее чем за день! Но увы...
Как вы догадались, по-прежнему не соблюдающее в должном объеме  гигиену наше воинство  порой несло неоправданные потери… А за 4 года (1917 – 1921) в  послереволюционной России от сыпного тифа погибло около 3 миллионов (!)  человек.

Все эти вопросы не к французскому бактериологу Николю. Он сделал свое великое дело: про наблюдал и открыл причину опасной инфекции.

Сегодня нам кажется очевидным наблюдение и открытие Шарля Николя. Почему же до него никто не смог после ряда наблюдений сделать такой, казалось бы, простой вывод?

История жизни и открытия Шарля Николя для каждого из нас может стать уроком. Друзья и коллеги, обращайте внимание на всё и анализируйте! В этом случае, вероятно, и вам откроется то, что другим неведомо!


Рецензии