Хайга и неокартины

Смотрите «Хайга 2001 года» как пример пересадки жанра хайкай в матрицу русского языка. Более 100 лет тому назад переводчики положили начало этому         незатухающему процессу.                Художники не остались в стороне.
Максимилиан Александрович Волошин в анкете начала 20-х годов указывал свой род занятий как «художник», хотя и его тогдашний круг, и мы, благодарные потомки, ценим его не в меньшей, если не в большей степени, как художника слова (5). На одном из сайтов виртуально висит оценка «А его акварельные пейзажи похожи на строгие и точные стихи» (6).
И, в самом деле, наш коктебельский гуру преуспел не только в сопредельных искусствах, но и на их границах, и в общих сферах влияния. Его строки конгруэнтно проступают—явно и неявно— на сильно витражированных видах как бы нашего мира, оволошиненного уникальной камерой-обскурой Макса (зачастую, это версии контуров Карадага и его окрестностей, переходящих в степь по дороге к Киммериону).
Согласно книге Г. Ф. Пархоменко, Максимилиан Волошин подчёркивал, что его стихи на акварелях не являются названиями изображений. В своём письме к Ю. Л. Оболенской, Волошин писал: «Возникающий стих вовсе не описывает видимый пейзаж, но загорается от него... Здесь главное стих, акварель служит только музыкальным аккомпанементом... Я очень против параллелизма искусств... Надо искать симфонического, а не унисонного сочетания».
В Государственном музее литературы (Москва) есть его невыцветающий зелёно-синий залив с серо-чёрными цепями холмов и гор под пенным небом— дар Юлии Леонидовне Оболенской в 1928 году. "...И горький дух полыни и горечь волн— останутся во мне..." Мы не видим степных трав на этой акварели, как можно было бы предположить. Нет повтора визуального образа и «речёвки» как это практикуется во многих изданиях детских книг, в индустрии поздравительных открыток и во многих подражаниях хайга и на Западе, и на Балканах, и в России.
Более удачный пример находится в феодосийской галерее Айвазовского— "Наш путь ведёт к божницам Персефоны". Храмы, жертвенники или aлтари не просматриваются на этой двумерной, нет, трёхмерной, феерии склонов, скал и бухт. Графологическая надпись придаёт этой квази-хайга нашего выдающегося синтезатора четырёхмерность, ведь путь—это и ускоряющееся время.
Волошин сумел намного раньше японских и европейских мастеров и критиков дать наиважнейшее уточнение жанру хайга, распространяемому элитарной когортой каллиграфистов, рисовальщиков, виртуозов кисти и фотографов в Японии, России, Украине, Румынии и англо-германских странах (7).
Надо здесь упомянуть всё же, что многие хайга (то есть комбинации пейзажей и почерка) Волошина, представленные в роскошной книге о Феодосии, носят отпечаток буквального соответствия текста и деталей пейзажа (8).
Например, строка "крутые завитки облаков" на одной из иллюстраций «объяснена» тугими изгибами на пугающем небе пейзажа кисти раннего Максимилиана. Выбор составителей, возможно, диктовался линией наименьшего сопротивления читающей публики; нужны некоторые усилия, чтобы вчитаться и донести кредо Волошина
Сам Макс Волошин не сразу пришёл к идее многомерного произведения, включающего картину с начертанной на ней же фразой или цитатой, аппроксимирующей лаконичность хокку или маэку.
Если мы совершим скачок во времени, то зимой 2014-2015 годов можно было воззриться на «неокартины» Алексея Анисимова в торговом центре на Никольской улице в Москве. Хотя они выполнены в весьма абстрактной манере, но в поле квадратов и прямоугольников картин вписаны красивым почерком...  хайкуэски!
Видимо, хайговость в изобразительном искусстве продолжится и после нас.
Я предполагаю опубликовать на стихи.ру более поздние опыты хайга, которые больше соответствуют видению Сагито Аихары.
Источники:
5. Дом-музей Волошина в Крыму, экспозиция на первом этаже, 2013.
6. Сайт pomochnik-vsem.ru>flash.akvareli.swf.
7.Сагито Аихара, речь на конференции World Haiku Association, Тенри, Япония, 2005.
8.Феодосия, авторский проект Б. В. Костюковича, Черноморпресс, Симферополь, 2010.
               


Рецензии
Люди подписываются и на хайга там всякие,
Лишь бы, только, не работать, вообще,
А вот, женщина и она РАБОТАЕТ!
http://stihi.ru/2023/08/13/3982

Михаил Мартынов 2   13.08.2023 18:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.