Полет ласточки

    

                Ты, наверное, испугался
                увидеть меня без крыльев?
                ( Наталья Сорокина ”Раненая колибри”)


          Наталья Сорокина - известная петербуржская актриса, певица и поэтесса… 
         Некоторые мысли вслух после презентации ее нового сборника стихов и прозы “Полет ласточки”. Представление книги, состоявшееся 12 сентября 2015 года в “Буквоеде” на Лиговском проспекте,  превратилось в прекрасный творческий вечер, тепло и с интересом  встреченный собравшимися. Неформальное общение с читателями продолжалось не меньше официальной части встречи. В этом нет ничего неожиданного. 
         Каждое выступление Натальи Сорокиной – это маленький спектакль, который притягивает зрителей и смотрится на одном дыхании. Ее репертуар необыкновенно широк. Русские романсы, эстрада, оперетта, мюзикл…
           Неожиданно почувствовал себя в удивительном и прекрасном мире. Словно Данила-мастер, увидевший маленькую зеленую ящерку на камне. Едва успел руку протянуть, как она девицей красной обернулась, в лесу исчезла. Только голос тайный потом услышал: "Бойся песен хозяйки медной горы, навсегда дорогу к дому забудешь. Не цепью прикует, по своей воле останешься".
           Не послушался, стал подниматься на каменную лесную горку. Где-то рядом иволга напевала, а среди сосновых веток печально завывал ветер… 
           Мне кажется, что созданные яркие образы являются частью ее самой. Вот она птица подранок, жар-птица, хвост которой издерган руками или вольная степная кобылица. Каждый раз она уже совсем другая, непохожая на себя, прежнюю. Будто черпаются  все эти образы из волшебной малахитовой шкатулки. По обыкновению, таким образом, многие женщины хранят свои фамильные драгоценности. Но здесь-то шкатулка не совсем обычная – непродажная памятка. Потому что в ней оказалось наследство совсем иного рода – все то, что смогли передать родители, русские интеллигенты, а позднее учителя замечательной петербургской творческой школы... 
          Об этом она всегда помнит и ее поэтические строки нередко обращены к самым близким людям и друзьям:

                Я наследство свое вам по рифмам раздам,
                Дочь законная физиков-лириков…
            
            В творчестве Натальи Сорокиной незримо присутствует связь времени, “не порвана  тонкая нитка”, возвращающая ее к родному костру. В родительской старой хрущевке “дорога даже пыль на чердачном пространстве”. Здесь каждый предмет хранит “артефакты времен”, голосом ребенка в дом жалобно просится  приведение. Грустные размышления приводят ее к мыслям о потерянном поколении… 

                Страшно приходить на пепелище
                Родного дома наяву, во снах,
                Смотреть на черной дырки ртище
                И чувствовать самой животный страх.
            
            Здесь ощущается особый нравственный стержень. Все, о чем пишет Наталья Сорокина глубоко русское по характеру и своим истокам. Родина для нее не просто красивое слово, а своеобразный компас, указывающий нужное направление. Улетая осенью в далекие края, ласточка всегда точно возвращается обратно, к созданному ею родному гнезду.
            Оттого так страдает душа автора, когда разрушаются национальные ценности. Русское поле, славянская  стать… Обо всем этом она говорит без пафоса, с болью об униженной стране: “Сердцу горем разбитому хочется в лето, мне его не собрать на ветру леденящем”…
               
                Ах, в поле за околицей высокая трава,
                Кто за меня помолится, скажу спасибо я…

             В этой книге выстрадано каждое слово. Ее строка не всегда гладко причесана, но выверена и точна по мысли. Порой они похожи на пули, разящие цель. В них присутствует особый, звенящий как струна нерв. Такие строки у поэтов не придумываются, а рождаются где-то внутри и выплескиваются вместе с болью. Написанные стихи становятся освобождением от нее.
             Это общение с читателем во имя спасения себя…

                Я себя выворачивала наизнанку,
                Диафрагмой зажав онемевший от боли живот.

               Позиция самого автора всегда излагается предельно ясно:

                Поэты только правду говорят,
                А если правды нет, – они молчат.
               
              Вот только современный мир не торопится принимать такую правду. Он ранит ее циничным расчетом, несправедливостью и предательством:
               
                Есть люди, как змеи,
                Есть люди, как жабы,
                А я – как подранок хромой…

              Она не терпит подмены подлинного и настоящего в искусстве, остро чувствует фальшь и пошлость окружающей жизни. Для автора это химеры, из-за которых можно потерять страну. Значит, следует биться насмерть, пробиваться словом “сквозь асфальт, давши силу росткам, сквозь брусчатку и гнутые мостики”.
              Теперь жизнь проходит среди “перекошенных переулков, где никто никого не спас”… Страшная власть денег в стране для поэтессы превращается “в растущую плесень на ладонях”. Для нее больше не существует закрытых тем, нет ничего недозволенного. Враг определен, все ставки уже сделаны. Страстное слово автора не таится в записных книжках, а открыто звучит со сцены в ее стихах и песнях…

                Вы просили душевный стриптиз?
                Повторяю на бис:
                Я раздеваю себя догола.
                Смотреть можно, трогать нельзя…      

              Наверное, поэтому Наталье Сорокиной так близок поэтический образ свободного полета ласточки. Он превратился в название самой книги.

                Под крылами пернатых не видно границ:
                С высоты не пугают запреты…

            По древним восточнославянским поверьям ласточка – чистая святая птица, наделенная нежной женской символикой. Совьет она на доме гнездо – будет в том доме счастье, выйдет девушка замуж. Ласточка символ весны и доброй вести  в осажденном блокадном Ленинграде. Туда она залетала без особого труда.
            Эта маленькая птица большую часть своего времени проводит в небе. Кто же из нас не наблюдал за ее стремительным и безошибочным маневренным полетом? Настоящие черные молнии…
            Светлы и прекрасны лирические строки автора, собирающего "лучи от счастья переломанных прожекторов" в свою волшебную шкатулку. Они не гаснут,  потому что сами превращаются в новые стихи…
           Если, уж, любить, то “до слез, до боли у виска”.  Нужно жить с удивительною чистотою в душе, чтобы сказать близкому и родному тебе человеку:

                Ведь я на Вас, как капелька похожа
                И вижу в Вас, как в зеркале себя.
                Я зеркало для каждого из тысяч,
                Что чередой проходят сквозь года,
                Чтобы слова любви на сердце высечь
                И обрести любимых навсегда…

           Об индивидуальности исполнительского мастерства, ярком вокале Натальи Сорокиной признанными специалистами сказано уже немало. Безусловно, это продолжение традиций лучших артистов в жанре русского романса. Еще ее сценический образ лепится из прекрасного выразительного лица и особого драматизма в движении рук. Тогда и получится тот самый каменный цветок уральского Данилы-мастера. Цветок, безусловно, удивительный, который смотрит в этот мир широко открытыми глазами…
          Пусть читателя не обманет стремительная легкость и взрыв импровизации, которые сопровождают ее выступления на сцене. За всем этим мучительные сомнения и трудный  поиск. Любое творчество – это большое испытание. Потому она всегда “горой на актерскую братию, кто живет в этой жизни без кожи”…

                Меня били, не добили
                Меня гнали, не догнали,
                Я росла, как куст крапивы,
                Не сорвешь – могу ужалить…
               
           В этом независимость сильного характера, желание освободиться от всего пошлого и продажного...

                У беды – сегодня выходной.
                Я друзей на праздник собираю…

           Нужно научиться стойко принимать удары судьбы и улыбаться, когда тебе больно. Ты не имеешь права быть другой, потому что ты актриса…
            Это значит, что перед каждым новым выступлением на сцене нужно снова закрыться как ракушка. Отрешенно и сосредоточенно мысленно пропустить через себя предстоящий концерт, войти в новый образ. Нет мелочей даже в  деталях: подборе платья, театральном гриме или работающем микрофоне. Они в любой момент на сцене станут самыми главными. Ожидание в какой-то момент покажется томительным, но последней минуты часто не хватает.
           Объявление выхода на сцену всегда волнительно, каждый раз как впервые. Без этого нельзя. Как же тогда собрать свои чувства и эмоции, если внутри покой и холод? Артист чутко впитывает ответную реакцию зрителей. Его первое слово на сцене и зал мгновенно замирает, внимательно вслушивается. Легкий одобрительный шепот проносится по рядам и это уже немного теплее. Такое всегда заряжает особой энергией…
           Почему-то сразу вспоминаются любимые мною знаменитые пушкинские строки:
          
                Есть упоение в бою
                И бездны мрачной на краю,
                И в разъяренном океане,
                Средь грозных волн и бурной тьмы...

         Океан зала больше не пугает неизвестностью, он доброжелателен. Артист с ним одно единое целое. Через несколько минут тишина взорвется аплодисментами. Незаметно возникнет необыкновенная легкость, душевный порыв или кураж, как говорят сами артисты. Тогда на сцене получается решительно все… 
          Теперь ты королева бала и ради этого мгновения действительно стоит жить. Что же тогда вся твоя остальная жизнь? Это только путь на сцену, иногда очень трудный и длинный. А еще в нем есть твои близкие, родные, друзья и недруги. Порой тебя многое раздражает в окружающем, и сама незаметно превращаешься в деспота. Когда концерт закончится и разом навалится усталость от пережитых эмоций, глаза еще долго будут хранить отблески волшебных огней рампы…
            Наталья Сорокина, лауреат международных конкурсов, Мисс-романс Северной столицы и просто женщина, заботливая мама…  Ее богатой, насыщенной событиями и стремительной жизни хватит еще на три. Все они могут составить сюжет захватывающего и увлекательного романа. Если говорить серьезно, то из этого получилась бы поучительная история о непростой судьбе талантливой актрисы и певицы. Обо всем этом всегда лучше писать самой героине, так получается честнее и достовернее.
            Думаю, что Наталья Сорокина не станет заниматься этим в ближайшее время. Дело совсем не в отсутствии свободного времени. Просто история творческой части ее биографии еще далека от своего завершения…
           Красота притягательна. Ее портреты у художников часто получаются очень разными и не всегда похожими. Наверное, многим было сложно выйти на раскрытие внутреннего образа.
          Для нас часто остаются неразгаданными женские характеры и их непредсказуемые поступки. Что же тогда говорить о талантливой актрисе?
          Свой сценический внешний образ она может менять бесконечно, как театральную маску. Бессмысленно гнаться за этим, как за бегущей тенью облаков на воде. Каждый увидит в этом что-то свое, таким его и запомнит…
          Вот и закончилось путешествие Данилы-мастера к хозяйке медной горы. Уходить действительно не хотелось…
          Сверкающие уральские самоцветы хозяйки оказались ее яркими талантами. Другие богатства мы ищем в своей жизни. И никакая она не каменная, но и не земная тоже. Потому что рвется ее израненная душа, ломая замкнутое пространство душной клетки. Дивной ласточкой режет она небесную синь бесконечным стремительным полетом…


 Фото из личного архива актрисы: Наталья Сорокина на сцене
https://vk.com/sorokina_natasha
http://www.sorokanata.ru/disco.html


Рецензии
Сергей, с наслаждением прочла этот великолепный рассказ о Наташе. Завораживает душевное изложение о многогранном таланте удивительной нашей современнице,
язык чистый, русский родной... Звучит как поэзия. Спасибо за радость прикосновения.

Галина Самоленкова   11.07.2016 17:18     Заявить о нарушении
Нас увлекает настоящее творчество. Там, где корни и душа народные. Ее песни, стихи часто трогают, в них находишь для себя много близкого. С уважением и признательностью, Сергей.

Сергей Псарев   12.07.2016 14:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.