Закон вмещения. Нельзя принять без веры

ПРЕДВАРЕНИЕ:
«Нельзя принять без веры, нельзя отдать без любви…»


     «Некий начальствующий пришел к пустыннику, прося сказать ему об Основах жизни. Пустынник начал рассказывать и во время беседы постепенно наливал воду в чашу. Начальствующий, наконец, заметил, что вода идет через край, и указал пустыннику. На что тот ответил: “Правда, потому следующий раз запасись чашей большей вместимости”».
      Речь идет о вместимости. Человек стремится к неограниченным знаниям. Ему кажется, что он все может понять и вместить. Но какова чаша его вмещения он не знает. Ясно, что знание и мудрость, подаваемые больше вместимости, прольются напрасно. Вместе с тем в самом этом сказании предусмотрено ободрение, ведь всякий раз можно приносить большую чашу.
     Что делать если человек не может принять истин веры?
     Есть люди  достаточно образованные и даже высокомудрые, но не способные принять самых простых истин веры. Чаще всего потому, что они считают себя достойными большего, чем простое признание истинным и справедливым какой-либо религиозной заповеди или закона. Они требуют, чтобы им доказали сам предмет веры, т.е. существование самого Законодателя. Обычно и само это требование бывает основано на вере – вере  в безграничные возможности человеческого разума: они почти с младенческой наивностью полагают, что человеческий разум может ВСЕ, т.е. может понять и вместить бесконечное. Спросите у них: «Может ли кто-нибудь выпить одним глотком всю воду в Западной Реке?» … ??!! … Что уж тогда говорить об Абсолютном (Бесконечном, Всесовершенном и Вечном, т.е. о Боге).
      Ситуация простая: если Бог (т.е. Абсолютное, по выражению некоторых философов) по своей всепревосходящей природе есть именно то, что простому смертному человеку невозможно вместить, понять и выразить, тогда единственный шаг в верном направлении будет состоять в предположении, что Бог должен Сам открыть Себя человеку. Это значит, что истинное познание Бога, совершается не без Его участия и возможно только через Его Откровение. Условие здесь одно: человек должен быть готов принять некоторые истины верой, т.е. не требуя никаких доказательств. Вера, по существу, есть готовность и способность такого вмещения. Она иррациональна. Она противоречие всему разумному, всякой человеческой мудрости, основанной на разуме [1]. Это жизнь, ведущая в смерть, и смерть, ведущая в жизнь. Вера подобна руке, которая, подавая – отнимает, а отнимая – подает. Для высокомудрых – это камень преткновения: так как они, будучи конечными и смертными, самонадеянно и безосновательно ставят себя выше Абсолютного (Бога), в силу чего оказываются не способными вместить даже самых простых истин веры.
     Вместить – [древнегреч. – ;;;;; choreo; букв. – дать место, уступить; содержать (в себе)] значит принять. Понимающий – вмещает в меру своего понимания. Принять можно и разумом, и верой, но в вере нет обычного человеческого понимания, т.е. понимания посредством дискурсивного (логического) разума. Хотя такого понимания здесь и не требуется. Религиозный смысл вмещения истин Откровения состоит в способности самого человека к такому вмещению и, по существу, выражает силу и полноту его веры: «Кто может вместить, да вместит» [Мф. 19: 12]; «Еще многое имею сказать  вам; но вы теперь не можете вместить» [Ин. 16: 12]; «… Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно … ничего не будет невозможного для вас» [Мф. 19: 12].
     Закон вмещения может быть выражен просто: нельзя принять без веры.

---------------------------
[1] «… Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное  мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» [1Кор.1:27]; «… ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет  мудрых в лукавстве их» [1Кор.3:19].


Рецензии