Валдай. 3. В Иверском монастыре

(Путевые заметки от 11.10.14)

Из http://www.stihi.ru/2014/10/29/3125

Куда ни бросишь взор - седая древность,
Культурный слой почти за семь веков.
Недаром Штаты проявляют ревность
К богатствам русских: нас за дураков,
Видать, считают, хвастаясь величьем
Своей страны, а ей - лишь двести лет!
Пусть незатейлив край валдайский нынче,
Первосвятитель Никон был поэт,
Коль основал в таких местах обитель!
В честь Иверской иконы наречён
Соборный храм; с тех пор крещёный житель
Зовёт Святым валдайский водоём.

Забил источник, - исцелялся всякий,
Кто приходил с молитвой в этот край!
За пять столетий вера не иссякла,
Благочестивых так же манит Рай…
В монастыре спокойно и красиво.
Мир куполов, вселенской тишины
И стен белёных, каменных. Россия
Вернулась к Богу, значит, живы мы!

Вот современный инок огороды
Вскопал усердно: овощи растит,
Созрела груша редкостной породы,
И бродят гуси стаей у ракит.
Жив монастырь: паломников встречает,
С любовью выпекает чёрный хлеб,
А в трапезной монашьей чашка чая
Даёт живой пример духовных скреп…

Издано.

Православный мужской монастырь Русской Церкви, основанный патриархом Никоном, находится на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай. Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый - во имя святителя Филиппа митрополита Московского. При первом посещении строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а Валдайское озеро нарек Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Кутеинского монастыря. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. В монастыре  начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство, возникают новые ремесла: печатники, переплетчики, переводчики. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов.

Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма. Древняя живопись до наших дней не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII - XIX вв. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

В 19 веке Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны. "Это наш долг пред Царицей Небесной" - говорил братии отец Лаврентий. Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.

С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. 15 июня 1918 года специальный отряд по постановлению уездного исполкома прибыл в монастырь для реквизиции "излишков хлеба". Монахи ударили в набат и жители Валдая, любившие и почитавшие святую обитель, подняли восстание против такой дерзости. Все население города как один, вышли на улицу, захватили оружейный склад и разобрали оружие. На следующий день в Валдае было введено военное положение и применены вооруженные силы для наведения порядка. Осенью 1918 года Советская власть предпринимает новую попытку штурма Иверской обители. В это время были отобраны у монастыря: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров - занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община "слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой". Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

Но в монастырь по-прежнему продолжали съезжаться люди со всей Руси - место остаётся благостным и чудотворным. В июне 1991 года Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был возвращен Русской Православной церкви и перешел в ведение Новгородской епархии. Иверская  икона была  воссоздана, и 26 октября 1995 года православная Россия вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон.


Рецензии