Преподаватель математики

Петров не любил свою работу. Более того, он не считал, что работу нужно любить. «Барышня что-ли, любить ее,- думал он о работе. И предпочитал сидеть, развалясь в кресле ,положив ноги на стол. Просто так. Сидеть просто так он умел и любил. Как любил не торопясь пить чай с лимоном, бренчать на гитаре, завывая и отвечать уклончиво на прямые вопросы. Кроме того, он любил перечитывать по сто раз одни и те же легковесные книжечки. Будь его воля, он бы вовсе не работал. Но не работать было нельзя- надо же на что-то жить. А жить он любил больше, чем не работать. И любил он жить хорошо. Попить, поесть, порассуждать праздно, попутешествовать. И не считать денег. Их, денег, ему не нужно было много, но и мало не нужно было тоже. Денег должно было быть достаточно. Поэтому он, поморщившись, оторвался от чашки крепкого ахматовского чая, когда зазвонил особым треньканьем рабочий телефон. У Петровского телефона было две симки- одна для рабочих звонков, другая для прочих. И у каждой симки своя мелодия. Рабочая симка звонила простенько и бодряще. А другая- легкомысленно и иронично.
Голос в трубке был взволнованный и тревожный. Женщина говорила долго и не по делу. Но Петров и не думал перебивать. Минут через десять он спросил:
« Как зовут девочку?-
Мать, выговорившись, обрадовалась простому вопросу.- «Катя».
«Славное имя- похвалил он.
«А Вас?»- поинтересовался Петров.
«Ольга»-
« Где Вы живете, Ольга?»
«На Пятницкой»
Петров довольно улыбнулся. Пятницкая улица ему нравилась. Нравились старинные девятнадцатого века домики, старинные и живые. Нравились и люди, свободные и беззаботные, облюбовавшие улочку для своего жития, бытия. Никогда нельзя знать заранее каков твой новый ученик, но всегда лучше вышагивать к нему по Пятницкой с песней на устах.
«Годится!»- сказал он. «Что вы сказали, -переспросила Ольга,- я не расслышала. «Договорились» подтвердил Петров.
 
Рядом с Катиным домом находилась большая, начала девятнадцатого века церковь. У церкви постоянно дежурили двое благообразных нищих- средних лет мужчина и средних лет женщина. Женщина клонила голову ниц, мужчина же держался вольготнее и иногда беседовал по сотовому, нимало того не стесняясь. Ему подавали больше, чем женщине. Невесть почему. Петров тоже подавал мужчине и сам себе удивлялся. Подал и сегодня. Мужчина сдержанно и с достоинством поблагодарил. Петров на секунду остановился, снял кепку и перекрестился.

.Катя была крупной нескладной девушкой в самом разгаре переходного возраста. Она была задумчива и печальна. Она как будто говорила: «Отстаньте от меня все, не трогайте, дайте мне спокойно умереть!» В конце первого занятия она разразилась долгими необъяснимыми рыданиями. И если бы Петров был чуть помоложе, он тут же разрыдался с ней заодно. На огромном тяжеловесном комоде в стекло была вставлена фотография маленькой несчастной, обиженной девочки, в которой легко было угадать малолетнюю Катю.
…………
Оказалось, что Катя любит рисовать. Рисунки хранились в папке и доставались торжественно. На всех рисунках были изображены печальные юноши и печальные девущки с огромными глазами .и маленьким ртом . Отличить девушек от молодых людей не было никакой возможности.
И одеты они были одинаково. Как средневековые принцы.
Особенно поразил Петрова один рисунок. В небе облако. На облаке стоит юноша и смотрит невесть куда печально и отстраненно. Внизу, на земле- девушка. Смотрит на принца. А из облака на нее падают огромные красные капли.
«Что за капли?,- спрашивает Петров.
«Слезы,- отвечает Катя.
«А почему красные?»
«Потому, что это кровавые слезы»
Однажды у Петрова спросили, в чем состоят его педагогические принципы. Он сказал так: Я больше слушаю и меньше говорю, часто поддакиваю и много и искренне нахваливаю.
Сейчас Петрову никак не хотелось нахваливать свою новую ученицу. Будь его воля он задал бы ей хорошую трепку! Надо же такое придумать- «кровавые слезы?!» А? Но вслух сказал совсем другое: « Какой нарядный костюм у девушки! Здорово у тебя вышло» «Это не девушка,- не согласилась Катя,- это мужчина!» «Да? Ну что ж! Сейчас я пригляжусь. И в самом деле- юноша. Как я не разобрал. Впрочем, не беда. Костюм все равно красив. И цвета подобраны со вкусом, отлично сочетаются друг с другом. Цвета подобрать очень трудно. Вот, к примеру, у нас на даче- как только дома не красят?! Страх божий! И черное с фиолетовым. И зеленое с оранжевым. А у тебя, Катя, прямо, талант! Зашел разговор о литературе. Любимые Катины книги- «Портрет Дориана Грея» и «Красавица и чудовище». Обсудили Оскара Уайльда. Согласились- замечательно талантлив. Петров упомянул Пушкина: «Посредственный писатель,- констатировала девушка. «?»- не нашелся, что сказать Петров. «Мы проходим в школе «Капитанскую дочку». Малоинтересно. Характеры прямолинейные. Совсем не так, как в жизни.
Прошла неделя. Поднявшись на старинном лифте на третий этаж, Петров позвонил. Дверь, открыла болезненного вида, молчаливая домработница. По совместительству она была и няня младшего Катиного брата, Федора. Федор, двухлетний пацаненок, пугливо озираясь заглянул в комнату. Петров поощрительно улыбнулся пацану и тот залез на огромный стол. Малыш стал ползать по столу на четвереньках. Затем он всунул в руки Петрову фламастеры и жестами показал, чтобы тот ему рисовал. Петров усмехнулся: в этом доме рисование, видимо, любимый предмет. Петров изобразил речку, плывущий пароход, три дома и елочки . Подумал и пририсовал огромную ромашку. Высоко в небе сияло желтое солнце. Картина была веселенькая . Федор улыбнулся.
Пришла мрачная домработница, взяла Федора под мышку и спокойно удалилась.
Пришла мрачная Катя. Не поздоровалась и не извинилась. Молча села. Петрову она все равно нравилась.
Катя рассказала про своих подруг- одноклассниц. И про мальчиков. В классе было шесть мальчиков, один из которых Кате был по душе. Но на девушку он внимания не обращал.
Петров припомнил свою юность. Он сказал, что утверждения о том, что юность- самая счастливая пора жизни- чепуха! Он сказал, что в юности тебя никто не понимает. Мальчиков не понимают девочки, девочек не понимают мальчики, а родители не понимают ни тех ни других. Он сказал, что жизнь- штука не слишком наполненная счастьем. Он сказал, что известное изречение В.Г.Короленко о том, что человек создан для счастья, как птица для полета – совершенная глупость. Страдания в человеческой жизни больше, чем счастья. Катя слушала внимательно, жадно впитывая каждое слово.
«Можно я спрошу у Вас кое-что?- сказала Катя.
«Конечно, спрашивай»
«Одна из моих подруг, ее зовут Женя, такая порывистая и необычная. Иногда я не знаю как с ней себя вести»
«Рассказывай, что с ней не так. С твоей подругой»
«Понимаете, она то обижается и отталкивает меня, а то, напротив, очень ласкова.,- Катя наморщила лоб, пытаясь точнее выразить мысль,- Даже чересчур ласкова…
«Что ты имеешь в виду?
«Как-то раз обняла меня и поцеловала,- Катя смутилась,- не по дружески.»
«Гм,- задумался Петров,-может, тебе показалось? Так в жизни бывает. Один обнимает слегка, а другой крепко.»
«Нет, нет…»
«Я думаю тебе надо ее отклонить. Но мягко. Не обижая.,- Петров с трудом подбирал слова.- люди от природы созданы разными. Она вправе проявлять свое чувство. А ты вправе на это чувство не отвечать.»
«Как Вы хорошо сказали!- воскликнула Катя,- я и сама так думаю»
«Вот и хорошо,- согласился Петров.
В конце занятия она робко улыбнулась и впервые сказала «спасибо». Петров ответил «пожалуйста». В кои веки пришли пораньше с работы родители. Катя подошла к ним и ласково приобняла.
«Как обстоят дела?,- спросил серьезный папа. Он был высок, нескладен и смотрел на дочь с любовью,
«Неплохо,- односложно ответил Петров.
«И я вижу. Она в кои веки улыбается»
Мать счастливо засмеялась: «Весна, наверное!».
Петров согласился – «Весна!»
….Проходя мимо церкви, он остановился у нищих. Мужчина его не интересовал. В этот раз Петров подал милостыню женщине. И поклонился. Он решил, что со следующего занятия можно приступить  к математике.


Рецензии
Юра, привет! Вернулась сегодня к твоему рассказу и правильно сделала, сразу не охватить...) Понравился твой Петров, настоящий образ получился, без затей и выкрутасов. Хорошо, что ты провёл его по Пятницкой, мимо церкви, такие моменты, на мой взгляд очень важны для раскрытия образа. Рисунки Кати - это важная деталь, для достижения взаимопонимания, только не каждый приглашённый педагог обратит на них внимание... Казалось бы мелочи, ерунда, но это главное!
Если занятия будут продолжаться, напишешь?))) Хочется развития событий, понравилось!
С теплом,

Наталья Кирилина   14.09.2015 19:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа! Если получится написать, я обязательно напишу. Рад, что заглянула. С теплом, Юра.

Юрий Богомолов 2   16.09.2015 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.