Прогулка по чужому маршруту

Прогулка по чужому маршруту
(Венок-плагиат).

   "Венок сонетов.

   Венок сонетов - признак мастерства,
   когда подвластны нам и образы и звуки,
   когда изучены словесные науки,
   а стихотворство - дело ремесла.

   Там не найти живого естества,
   стихи становятся прибежищем от скуки,
   они - продукт игры и баловства,
   в них не найти следа душевной муки.

   Коль есть сноровка - чувства и не надо.
   Сонеты завиваются в венок,
   который очень мил, но неглубок.
   Они сердцам не принесут отрады.
   Как сделать, чтоб уменье и искусство
   не погубили искренности чувства ?".

(Из сборника стихотворений Ю.В.А. "Открытое пространство".
2012 г., тираж 1000 экз.).

1
Венок сонетов - признак мастерства;
вот то, что внушено премудрой Музой
разумнице, придавленной обузой
вести Поэзию к вершинам торжества.

Не зря шепнула Муза те слова
на ухо не матроне толстопузой,
и не особе с памятью кургузой.
Обычно Муза в выборе трезва.

Венки сонетов - увлеченье многих,
бывает, что взыскательных к стиху
и не плодящих дичь и чепуху;
бывает, легкомысленно нестрогих.
Венки творятся от Алтая до Кентукки,
сбирая всюду образы и звуки.
2
Когда подвластны образы и звуки,
поэт крылат, ему пределов нет;
и одаряет мыслями весь свет:
мозг шевелится, прытко пишут руки.

Поэт смелеет и готов на трюки.
Не признаёт повозок и карет.
Когда Пегас подставит свой хребет,
седок не поглядит, целы ли вьюки.

Поэты - провозвестники свободы,
самозабвенные в лихой борьбе,
громчайшие певцы во всей гудьбе,
вернейшие радетели природы.
Легко поймут секрет в любом кундштюке
и знают все словесные науки.
3
Когда ясны словесные науки,
тогда и мысль становится ясней,
и чувства словом выразишь точней.
Слова слышней, чем сбой в сердечном стуке.

От нежных слов смягчатся даже злюки.
Умело объяснишь - поймут верней,
хоть способ извлечения корней.
Людская правда - в слове, а не в хрюке.

В стихах есть увлекающий рассказ;
в стихах есть ободряющая шутка;
доходчивые доводы рассудка
и хитрое сплетенье ловких фраз.
Пусть даже мысль не слишком-то нова,
сноровка - то, что ценится сперва.
4
Сноровка - то, что ценится сперва.
Но поэтесса с Музой в спор вступила.
Она в венках не видит должной силы;
честит венки, хоть ценит их молва;

бранит переводящих зря чернила.
Увидела в венках лишь черева,
набитые изжёванною дрянью;
сочла дурным товаром ремесла;

и все почти венки сожгла б до тла
и призвала творцов их к покаянью,
сыскав места, причём не раз, не два,
когда там нет живого естества.
5
Когда там нет живого естества,
поверишь в то, что пишет критикесса, -
в венках, без запахов лугов и леса,
ручьи не плещут, высохла трава

и на токах молчат тетерева.
Когда в венках не отразились мессы
и к Гойе никакого интереса,
и впрямь - их суть безжизненно мертва.

Но вот, как бусы, сцеплены в венок
один живой сонет с другим сонетом -
неуж их жизнь теряется при этом ?
В какие щёлки вытечет меж строк ?
Как связка строф, безжизненных в разлуке,
венок предстанет лишь продуктом скуки.
6
Венок предстанет лишь продуктом скуки,
в том случае, когда поэт раскис;
скучал - и зародился в нём каприз:
решил связать единой цепью глюки,

чтоб приобщались Геки или Чуки,
а, может быть, чахоточная мисс,
и вникли в смысл, как в некий вокализ.
Притом писал на странном волапюке.

У критикессы вывод прост и прям,
и не осталось никаких сомнений:
венки сонетов - безусловный спам
на фоне милых сердцу сочинений.
Но ведь венки - не травка-мурава:
Венки - не для игры и баловства.
7
Венки - не для игры и баловства,
как вдруг про них решила критиканка.
Ей кажется, что в форме их обманка,
и скачка строчек чересчур резва,

а рифмы - как опавшая листва,
Хотя венок - как скатерть самобранка
и мыслей в нём немалая вязанка,
а ей скучна столь ёмкая канва.

Вот прежде многие венки хвалила,
когда сплетали их её дружки.
Теперь, былым сужденьям вопреки,
ввела другое строгое мерило.
Не верует в скептической докуке
в венок как синтез радости и муки.
8
Венок - единый сплав любви и муки !
В частушках, несомненно что-то есть.
И стансы воздают тем чувствам честь,
а вот в венках их, верно, съели щуки,

их не сыскать, как яблок на бамбуке.
Смотри в простых сонетах - их не счесть.
В венках пропали. А куда ? Бог весть.
Бегут, как мыши от кота-мяуки.

Подружка скажет: "Роза хороша !"
Пион получит - восхитится цветом.
Не дай Бог, друг придёт с большим букетом -
блеснёт его холодная душа.
Творцы венков честятся без пощады,
теперь уже кричат: венков не надо !

9
Теперь уже кричат: венков не надо.
Совет простой - да только ни к чему.
Смелее будь, когда охоч к письму:
твори романс, венок или балладу,

сажай на лист катрены, как рассаду.
Цеди туда хоть мёд, хоть сулему.
Устрой своё камланье на дому,
Бессвестно зажги хоть пламя ада.

Грешней ли всех сонетные венки ?
Сердечнее ли всякие куплеты,
что тысячами писаны и спеты ?
Душевней ли поэты-остряки ?
Неуж лишь в самый каверзный часок
сонеты завиваются в венок ?
10
Сонеты завиваются в венок.
Поэт свершает клятвопреступленье.
Он, вместо канареечного пенья,
вставляет в рот охотничий манок.

И всяческий народ, сбиваясь с ног,
бежит к поэту в жажде приобщенья,
чтоб вместе безобразить без стесненья.
Как только терпит благодушный Бог ?

Особо вредной кажется сноровка,
учёное плетенье хитрых пут,
с которым виршеплёт легко и ловко
обманывает легковерный люд,
крутя венок, который всем не в прок,
"который очень мил, но неглубок".
11
Венок, который мил, но неглубок...
Возьмём роман, рассказ - творенья мысли.
Но под рукой - не Чехов и не Пристли.
Возьмём стихи - не Лермонтов, не Блок,

не Гумилёв, не Тэффи, не Парнок.
Как взяли наугад - мозги закисли
Бренчат пустым ведром на коромысле.
Всё чаще вздор, хоть выбор и широк.

Добрым добра выходит наша дама.
Клеймя венки, находит, что милы.
На деле ж и меж них немало хлама:
то не халва, не горы пастилы.
От многих из венков не жди услады.
"Они сердцам не принесут отрады".
12
Венки сердцам не принесут отрады ?
Конечно, нелюбителям кантат
милей споёт весёлый детский сад.
Не нравятся военные парады -

смотрите цирковые эскапады.
А если вас романы тяготят,
так анекдоты выйдут в аккурат.
К чему балет любителям ламбады ?

Сниму в любом из зрелищ свой картуз.
Не отвергаю никакие формы.
Готов почтить и соблюдать все нормы
и не хочу навязывать свой вкус.
Кому морковка, а кому капуста,
и каждому из нас - своё искусство.
13
Что ж сделать, чтоб уменье и искусство
не взяли верх над трезвостью ума ?
Не забывай, где нос и где корма.
Не будь похож на пращура Прокруста.

Не думай, что ты мудр, как Заратустра,
когда ты прав в сужденьях не весьма.
И почестей не требуй задарма,
и ради всякой лжи не лезь на бруствер.

В трудах, в стихах добейся высших вех,
и пусть в твоей душе всё будет ясно:
из всяческих венков не все прекрасны,
зато по лучшим судят обо всех.
Стремись, чтобы убийственные дусты
не погубили искренности чувства.
14
Для выраженья искренности чувства
не важно, как стихи твои длинны.
Пусть будут радостью напоены,
и пусть в них будет горечь, если грустно.

Пусть блещет слог, пусть будут безыскусны,
лишь были бы ничем не стеснены.
Пусть отражают жизнь, мечты и сны.
Пусть будут в книгах, пусть звучат изустно.

Пусть след останется в больших венках,
пусть в мадригалах, рондо и канцонах.
Отбрось своё смущение и страх.
Излейся в песнях и счастливых стонах.
Слагай свои стихи, как кружева.
Венок сонетов - признак мастерства.
15
Венок сонетов - признак мастерства,
когда подвластны образы и звуки.
Когда ясны словесные науки,
сноровка - то, что ценится сперва.

Когда там нет живого естества,
венок предстанет лишь продуктом скуки.
Венки ж - не для игры и баловства.
Венок - единый сплав любви и муки !

Теперь уже твердят: венков не надо !
Сонеты завиваются в венок.
Но если он игрив и не глубок,
тогда сердцам не принесёт отрады.
Что ж сделать, чтоб уменье и искусство
не помешали искренности чувства ?


Рецензии
Владимир Михайлович, ей Богу, это всё буря в стакане воды!
Хоть Венок сонетов, хоть не венок (любой стишок в энное кол-во строк) могут быть доброкачественными продуктами поэзии, а могут - так себе. Другое дело, что Венку это труднее в силу того хотя бы, что его автору - вынь да положь надо написать 210 строк. Поэтому-то чаще всего Венки скучноваты и вымученны. Но к Вашим-то это не относится - и прежде говорил и сечас повторю. А если поэтеса Ю.В.А. именно в них радости не находит - так это - её проблемы. А вообще, мне кажется, она пикирует с Солоухиным - с его Венком. Только зря это делает в сонетной форме, ибо сразу проигрывает классику по всем статьям. Вы ее тоже искрометностью своих строк повергаете. Ну, не джентльмен Вы:)
С уважением -

Вадим Забабашкин   15.11.2015 11:33     Заявить о нарушении
Вадиму Забабашкину
Вадим Львович ! Очень рад и Вашему письму и его дружественному тону. Хочу сказать, что сам далёк от возбуждения всяческих бурь, а если когда-нибудь выступаю или выступал более или менее резко, то не из вредности характера, а
по конкретным случаям или против неверных (по моему убеждению) мнений.
Хочу сказать, что с большим уважением и любовью отношусь к родному городу и к
владимирским поэтам, не держа никакого камня за пазухой. В силу, в основном ,семейных обстоятельств нахожусь сейчас довольно далеко, но все мои мысли и то, что делаю, посвящено российской культуре и интересам земляков. Пользуюсь случаем передать мои добрые приветы и пожелания всем, кто обо мне припомнит, не исключая и любезной Ю.В.А., с которой несколько разошёлся во мнениях. От сонетных венков я давным-давно, по существу, отошёл и занимаюсь поневоле переводами. Вдали от дома писать на отечественные темы затруднительно. Всё-таки полагаю, что переводы тоже полезны. В последнее время завязал дружескую связь с талантливым сербским поэтом, большим почитателем русской поэзии.
Ещё раз спасибо за письмо и пожелание благополучия всем Вашим друзьям и владимирскому альманаху.
ВК

Владимир Корман   16.11.2015 18:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.