Кюнняй и Туора

Владимир Китаев — Кюнняй и Туора (http://www.stihi.ru/2015/08/30/7624)
                "стремилась смерть навстречу… только – мимо…" (с) -- Антон Шумак


Кюнняй, крепкая и жилистая старуха, несколько лет жила одна. Муж её не вернулся с охоты. Первые полгода она ждала мужа, прислушиваясь к каждому стуку за окном. Потом взяла нож, ружьё и на неделю ушла в тайгу. Пришло время  пополнять запасы еды и пытаться найти хоть какие-либо следы пропавшего. Надо было жить и выживать одной. Это было непросто, так как якутке шёл уже девятый десяток.

Каждый такой поход для Кюнняй становился всё труднее. Силы плохо восстанавливались. После охоты она с неделю просто отлёживалась на полати в избе. Старенький домик зимой промерзал, надо было часто топить печь, чтобы совсем не окочуриться. Силы покидали старушку.

***

Первое, что увидел Туора, был тусклый свет, пробивавшийся в маленькое оконце. И не мудрено: окно снаружи и внутри было обтянуто полиэтиленовой плёнкой. Это помимо того, что стёкла были вставлены в раму. Так дольше сохранялось тепло в избушке. Ближе к лету плёнка с окна снималась.

Туора повернул голову к свету. Боль в голове усилилась. Он лежал на кровати, которую с трудом можно было так назвать. Это был просто деревянный настил на круглых чурках спиленного дерева. Тело Туоры укрыто шкурами, они же были и "простынями". Слабость была настолько сильной, что мужчина с трудом смог пошевелить руками и почему-то только одной ногой. Туора попробовал привстать, но тут же потерял сознание.

Кюнняй заметила, что Туора (так она его назвала; в переводе с якутского — чужой) лежит не так, как всегда. И тут же услышала стон. Это была большая радость для старухи. Человек стал подавать признаки жизни. Значит, выживет.
Месяца полтора прошло с тех пор, как приволокла Кюнняй найденного в тайге полузамёршего раненного мужчину. Скольких сил ей это стоило, знала только она сама. Затем долгое ежедневное отпаивание настоями трав и корешков, примочки на раны и многое другое, чему научила её длинная жизнь в глухой тайге.

***

Кюнняй не говорила по-русски, Туора не знал якутского языка. Так распорядилась судьба этих людей, поселив их вместе вдалеке от цивилизации. Старушка втайне была рада "чужестранцу". Теперь она может спокойно уйти в мир иной, зная, что Туора её похоронит и тело не растерзают звери. А Туора возвращался к былому своему здоровью, хотя ничего не помнил, даже своего имени. К тому же он полностью потерял обоняние и осязание, волочил правую ногу и плохо видел.

Многомесячная "совместная" жизнь научила их понимать друг друга: знаками, жестами, тоном, криком и... песнями. Кюнняй их часто пела по вечерам, словно колыбельную Туоре. Что-то магическое было в этом пении. Туора перемещался в другие измерения, в древние счастливые миры...

Однажды летним утром Кюнняй не встала с постели. Туора похоронил её неподалёку от их лесного убежища...

Август 2015

http://dorih.ru/?p=15971

На снимке: Кюнняй в молодости


© Copyright: Владимир Китаев 2, 2015
Свидетельство о публикации №115083007624


Рецензии
Где же были ее дети? Жаль ее. Прожила долго, а после себя никого не оставила. Жизненная история. Много таких женщин. Сильных, но одиноких. Интересная проза жизни. Спасибо.

Ростиславская Галина   10.03.2018 14:05     Заявить о нарушении
Привет, Галина.
Может Господь не дал ей детей. Всяко бывает. И у каждого своё предназначение в жизни. Выполнив его полностью, они уходят...
Спасибо.
Ан

Антон Шумак   14.03.2018 17:35   Заявить о нарушении
Почему мне хочется с тобой все время спорить? ))) - Если Господь не дал, то надо взять самой. Это у вас, мужчин, выбор среди разности предназначений, а у женщин оно одно - родить и оставить после себя человека, а лучше двух, потому что вы - то , без нас этого сделать не сможете. И некому будет философствовать о разности предназначений )) Это тебе, спасибо, хорошая заметка. А ее все-таки, что не говори, жаль. .. Рада тебе. Заходи.

Ростиславская Галина   14.03.2018 19:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.