Ермак

(поэма)
               

                «Богатство России будет прирастать Сибирью».
                Михайло Ломоносов.
ВСТУПЛЕНИЕ

Казаки! Под сенью российского флага
Столетья вы жили мечтою о том,
Чтоб   преданность ваша и ваша  отвага
Для  Родины были   надёжным щитом.

Вы   грудью  Россию в  боях защищали,
И доводом  вашим  был праведный меч,
А то, что вы детям своим завещали
Сумели они, приумножив, сберечь.

Усердьем   казаков  страна  «прирастала»,
Приморье, Камчатка, Сибирь и Кавказ,               
И поводов было, конечно, немало,
Чтоб в храмах могли мы  молиться за  вас.*

Казаки  историей могут  гордиться.
Хоть было там разное:  тени  и свет…
Сегодня  я   чуть приоткрою     страницу
Достигнутых  ими великих побед.

                ГЛАВА 1

Опять на Волге непокой
Опять здесь кто-то с кем-то бьётся,
И над великою рекой
Разбойный посвист раздаётся.

Ермак – казачий атаман,
Обосновался здесь надолго,
Раскинул он разбойный стан
В том месте, где петляет Волга.

С ватагой  крепких  молодцов
Крестьян, казаков и злодеев
Он грабил  персов   и купцов,
Чиновников и прохиндеев.

Во всех делах рубил сплеча,
Его не трогали  угрозы
Он даже как-то сгоряча
Напал на царские  обозы.

Друзьям сказал: - От царских благ
И мы урвём себе частичку,
Трепещет пусть   любой наш  враг
Вперёд друзья! Сарынь на кичку!*

Разграблен царский караван
Добыча делится  по-братски.
Кому кафтан, кому жупан
Кому  серебряные цацки…

***

А царь разгневан был и зол
Начальнику обозной стражи
Порвал  он новенький камзол
И  дал по шее ему  даже.

Обиды   царь  снести не  мог.
Я что, уже не  в силах править?
Я накажу их, видит Бог,
- Поймать!  Сковать!  В Москву доставить!

- И в клетку, в клетку   бунтаря
Будь то Ермак иль Федька Шкворень,
Не церемоньтесь с ними зря,
Рубите зло под самый корень.

- Им здесь в Москве намнут бока,
Я проявлю о них заботу:
К четвертованью Ермака
Кольцо Ивана – к эшафоту.  *               

Команда чёткая  дана,
Стрельцы теснить казаков стали
Для атаманов времена **
Не очень лёгкие   настали.               

Они собрались на совет
Чтоб  поскорей  придумать что-то,
За грабежи держать ответ
Перед царём кому охота.

У атаманов  вышел спор –
Идти на Дон или остаться,
Но на Дону их ждёт топор,
Или оковы, может статься.

Здесь – государевы войска,
И воевода козни строит,
Разбить три сотни  Ермака
Им ничего уже не стоит.

Ермак не знал, как поступить.
Что предпринять?  На что решиться?
Свободу смелостью купить
Иль  с  пораженьем примириться.

Из атаманского шатра
Казаки выйти не  спешили
И, выпив  пива два ведра,
Так ничего и не решили.               

- : -

А утром грамота пришла:
- Зовёт вас  Строганов  на службу.
Не помнит  он былого зла,
И   Ермаку дарует  дружбу.               

Граф  хочет, чтобы казаки
Взяв, пушки, копья и пищали,
Его заводы, городки
И солеварни  защищали.            













               




















                Начало похода Ермака (1581)
Казацкие атаманы  Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Яков Михайлов, Никита Пан и Матвей Мещеряк в течение нескольких лет разбойничали на Волге, нападали на купцов, караваны и обозы.
За нападение на царский обоз Ермак был приговорён к четвертованию, а атаман Кольцо – к повешению. Царские войска начали теснить казаков.  В это время осложнилась обстановка во владениях Строгановых, которые постоянно подвергались нападению   сибирского царя  Кучума и подвластных ему мурз. В апреле 1579  Строгановы послали грамоту к казацким атаманам, разбойничавшим на Волге и Каме, и пригласили их к себе в Чусовые городки на помощь против сибирских татар. Для Ермака и его казаков эта просьба оказалась очень кстати,  и они  прибыли  во владения Строгановых  со своими сотнями летом того же года.
Они пошли вверх по Каме, а в июне 1582 года прибыла на реку Чусовую.
«шаркали» (грабили) государеву казну,




ГЛАВА 2

- Так ты Ермак? Наслышан я
Что ты как лев умеешь драться,
Теперь  татарские  князья
В своих улусах  затаятся.

- И будет им не до затей,
Пусть   лучше шкуры сберегают,
А дома женщин и детей
Тобой, как идолом,   пугают.

- А я – хозяин здешних мест,
Ты слышал  Строганова имя?
Так это я. И всё окрест
Трудами создано моими.

- Пятнадцать тысяч мужиков,
Все  солеварни  и заводы,
И больше сотни городков
Всё  здесь моё. Я – здесь на годы.

- Кругом лежит моя тайга,
Мои поля,  посёлки, горы,
И этих речек берега,
И  эти  вольные  просторы.

- Здесь не боюсь я никого,       
И царь российский мной доволен,
В  пределах царства моего
Я – властелин, я бог, я воин.

- Но  есть один большой злодей,
Который  свет мне заслоняет,
И,  подчинённых мне, людей
В полон и  рабство угоняет.

- И этот недруг - хан Кучум
Хозяин  бархатного чума,   
Я  хорошо вам  заплачу
За избавленье от Кучума.

Я дам и порох и свинец
И  епанчу для атамана,               
Но   положить пора конец
Самоуправству  басурмана.

Ну, а пока молчит орда,
Пусть отдохнут  твои  казаки,
Чтоб быть готовыми всегда               
К сраженьям и  кровавой драке.

- : -

Двенадцать долгих летних дней,
Ермак  готовился  к походу,
Готовил струги и людей,
И ждал хорошую погоду.

Вот, наконец, пора пришла.    
Читают воины молитву
С утра  звонят колокола
Благословляя рать на  битву.

Ермак на струге головном
Он  славен  силою мужскою,
Могучий торс  под зипуном,
И меч короткий под рукою.

Все  струги воинов полны,
Забыты нега и беспечность.
России верные сыны
Который раз уходят  в вечность.

Для них  вся жизнь - водоворот,
Судьба - то  горка, то – канава…
Всего их было восемьсот,
Солдат разбойничьего нрава.                15

ГЛАВА 3

На вёслах, вверх по Чусовой,
С опаской струги продвигались,
Прошло два дня,  и  за кормой,
Места знакомые  остались.

Здесь, от селений вдалеке,
Где не паслись овец отары,
Об атамане -  Ермаке
Ещё не слышали татары.   

Ладьи прошли через волок,
Спустились в речку Журавлею,
И здесь впервые  был урок
Преподан хану-лиходею.

Разбив отряды Епанчи*,
Казаки взяли юрт Чингиди**
В бою казацкие мечи
Себя явили в лучшем виде.

Но… первый полетел снежок
А в ноябре  и   реки стали
Тогда, поставив острожок,
Казаки здесь зазимовали.

Весною  послан был гонец:
«Достигли мы реки Тобола
И нам открылась, наконец
Земля Великого Могола».

Здесь, что не юрта, то редут,
С боями нас встречает ханство,
И христиан не  любят  тут,
У них в почёте мусульманство.   

Кругом  лишь степь. И во вражде
Живут  аргунские кочевья               
Здесь леса нет, лишь кое- где
Растут отдельные  деревья.

Солончаки. И нет   воды,
Здесь  выживают  только джины.
О том, что это край беды               
Поют  казахские   акыны.

«В трещинах степь
Зноем расколота.
Загляни в трещину –
Увидишь золото.
Не тянись за ним,
Не ищи беды…
И верблюд в степи
Умрет без воды…».               

- : -

 А хан Кучум  из всех улусов
Свои отряды собирал,
Чтоб Ермака и этих руссов
Прогнать  обратно   за Урал.

Послал он против атамана
Татар, калмыков и  вогул,
Повёл  их  в бой любимец хана
Царевич храбрый Магметкул.

Гонясь за славой и удачей
Он  двинул  конницу вперёд
В надежде, что отряд казачий
Лихая конница сомнёт.

Татары с яростью звериной
И с кличем яростным «Алаш!»  **
Неудержимою  лавиной
Атаковали лагерь наш.

Но  у казаков есть пищали ***,
И был торжественным приём:
Гостей пищали  угощали
Своим губительным огнём.

В сраженьях  воины аллаха
Ещё не слышали стрельбы,
Их кони пятились от страха,
Хрипя, вставали на дыбы.

У лучников дрожали руки
И видя, что пришла беда,
Они   свои бросали   луки,
И разбегались  кто куда.

А хан, оставив  поле брани,   
Обоз, палатку и чалму,
Бежал, судьбу вручив охране
А душу  богу своему.                18

ГЛАВА 4

Ну, а Кучум? Он в это время 
Не отдыхал, не пил вино,
И   даже женщины в гареме
Его не видели давно.

Не нападал он в кои веки
    а защищался. И пока
Готовил мощные засеки,
И   силы  против Ермака

Потомок славного Могола
И сам  прославленный  герой,
Он  укреплялся у Тобола
Под Чувашевою горой.

Казачьи зная аппетиты
Он не хотел уйти в бега,
И всё готовил для защиты
Своей столицы   от врага,

Кашлык – сибирская столица
Была богата и сильна,
И хан сибирский мог гордиться
Тем, как она защищена.

Но на душе была тревога,
И боязнь трон свой  потерять,
Бойцов в отрядах очень много,
Но всем ли можно доверять?

Здесь   самоеды, и башкиры,
Киргизы, ханты и манси, 
Вот   только  местные эмиры
Извечно  тянутся   к Руси.

И слух ползёт  по  всей округе
Что у излучины  реки,
Недавно кто-то видел  струги,
И в стругах были казаки.

Как видно счастье отвернулось,
От самозваного царька,
И к горлу ханскому тянулась
России твёрдая  рука.               

- : -

Ермак не спал уже две ночи,
Сомненья мучили его,
Как атаман  он  озабочен
Судьбою войска своего.

Идти назад или сражаться?
Кто в битве крылья обожжёт?
Татар собралось тысяч двадцать
Казаков было восемьсот.

Зима на пятки наступает
Места враждебные вокруг.
Что делать, он пока не знает,
Пора собрать  казачий круг.

И круг решил:  - Хоть, нас немного
- Бежать назад  нам не с руки,
Пойдём  сражаться  с верой в Бога,
Мы бабы или казаки?..

И вот пошли вперёд отряды,
Была атака горяча,
В бою  не может быть пощады,
Здесь жизнь равна длине меча.               

С трудом орду казаки  смяли,          
Пробились за  ряды засек,
Но в этой битве потеряли
Они две сотни человек.

И тёмный лес смотрел угрюмо
Как под покровом темноты
Бежали воины Кучума,
Бросая луки и щиты.

Не мог Кучум собой гордиться,
Он в битве славы не стяжал,
И, уступив врагу столицу,
В края Ишимские бежал.

Бежал  под крылышко вассала,
Не взяв с собою ничего.
Теперь  царя сопровождала
Лишь только  гвардия его.                18
      
ГЛАВА 5

Скитаясь по степям привольным,
Кучум где только не бывал,
Однако, даже в  час застолья
Подавлен был и тосковал.

Но думал он ни об алмазах,
Ни о проигранной войне.
Он тосковал о черноглазой
Своей   красавице - жене.               

Сузгэ -ханум – степная фея,
Султана ессильского дочь,
Полувоздушная  камея,
С глазами, чёрными как ночь.

Нежна, красива, белокура,
Стройна как тополь, и мила,
Она в селенье  Сузгэ - Тура
В  палатах каменных  жила.

Сузгэ красой своей пленила
Поэтов.  Всех до одного,
И хана грозного  любила,
Как не любил  никто   его.

Ни  драгоценностей, ни злата
Он для любимой не жалел
И крепость  для неё  когда-то
На сопках выстроить  велел.

Та крепость  с трёх сторон  водою
И рвом была защищена,
Здесь хан с женою молодою
Мог предаваться неге сна.

В ночи, прикрыв рукою вежды
На ложе страсти и любви
Он поверял  жене надежды
И планы    смелые  свои.               

В окне, за серой полумглою,
Виднелись   кровли низких крыш,
А ниже, прямо  под скалою
Кипел и пенился Иртыш…               

  - : -   

Дошли  к Сузгэ плохие  вести,
Что был разбит в сраженьи хан,
И  в  Кашлыке  на царском месте
Сидит  казачий атаман.

Теперь  сибирскую царицу
Как лошадь хочет он взнуздать,
Чтоб посадить    её  в темницу,
Или в наложницы   отдать.

-  Нет! Ни за что! Сдаваться рано!
И в битве буду я права,               
Верна ещё моя  охрана,
Крепка на луках тетива.               

И вот – ворота на засовы,
На стенах стража  день и ночь
Сражаться  с недругом  готова
Султана ессильского дочь.

А утром, лишь на минарете
Призвал к молитве муэдзин,
Ей донесли, что на рассвете
Сюда пришёл отряд русин.

Всего лишь  где-то в полумиле
Они раскинули свой стан,
И как лазутчики сообщили
Отряд привёл  Гроза Иван.

Он  предложил царице сдаться
Чтоб не губить своих солдат,
Но та сказала: - Будем драться,-
И начался кромешный ад.

Свистели ядра, стрелы,  пули,
Сардары  гибли от свинца,
Вот где-то стены полыхнули
Её любимого дворца.

Метались женщины и дети
Мечеть  была   подожжена,
Казалось, что на целом свете
Идёт кровавая  война.

Осада длилась три недели
И вот настал тот страшный час
Когда   и силы на пределе,
И стрел закончился запас.               

Казалось, люди жить устали         
И  жизнь уже не дорога…
Но тут царице  передали,
Гонцы  посланье от  врага.

В посланье  этом говорилось:
«Жалея   город  и людей
Хочу я, чтоб  ты покорилась
Печальной участи своей

-  Мы всех  отпустим. Но  царица
Должна принять  России длань,
С повинной  в лагерь наш  явиться
И впредь платить прилежно дань.

И, если мира вы хотите,
То,  через час  подайте знак -
На главной башне приспустите 
До половины   ханский   флаг»…               

Сузгэ   и  тягостно, и горько
Затмило  горе  белый свет,
Она ведь женщина и только,
И сил бороться больше нет.       

- Готовьте струги,- приказала,             
Она, поникнув  головой.
И, с плачем выбежав из зала,
Укрылась в башне угловой...       

А  на рассвете, лишь  за   плёсом
Исчезли лёгкие челны,
Царица бросилась с утёса
В объятья пенистой волны.          
               
Мелькнула птицей в платье белом,
И скрылась в водах Иртыша…
Так распрощалась с грешным телом
Царицы  чистая  душа.

Казаки в ужасе застыли,
Росой всплакнул утёс-старик…
И до сих пор доносят были
До нас Сузгэ предсмертный крик.               

Из рук врага ни жизнь, ни милость
Царица принять не смогла,
Она врагу не  покорилась -
Она  свободной умерла.                29            


ГЛАВА 6

В душе Кучума  тлела злоба,
Как можно смерть жены простить?
И он поклялся, что  до гроба,
За  смерть любимой будет мстить.

От зоркой ненависти  хана
Не укрывалось ничего,
За каждым шагом атамана
Следили   недруги его.

И вот однажды  целой свитой,
Неся с собою кошели,
В казачий  лагерь за защитой
Купцы бухарские пришли.

Они   степенно поклонились
На красный угол бунчуку,
И, осмотревшись, обратились
Со слёзной просьбой к Ермаку.

- Кучум  нас сильно обижает,
Не хочет за товар платить
Закон  купцов   не уважает,
Пора б  его  укоротить?

- Так поступать  совсем негоже,
И мы пришли тебе сказать
Что хана надо бы построже
За все обиды  наказать.

- О деле общества радея, 
Спаси  нас. Ты защитник наш,
Избавь  страну  от лиходея,
Закон купеческий уважь.

Ермак  взорвался, как торнадо,
И  не прогнал посланцев прочь
Сказал казакам: - Братцы,  надо
Купцам обиженным помочь.

- Готовьте струги. Ладьте пушку.
Мы  пощекочем кой - кого…
Не знал он, что Кучум ловушку
Уже готовит для него.               

- : -

Сто человек. Как это мало!
Но эти люди – казаки,
И им бояться не пристало
Ломать чужие бунчуки.

Бои, большие переходы,
Коварство злого  Бигиша*,
И неприветливые воды
Ещё чужого Иртыша.

Устал  Ермак. Бойцы  устали.
Всех измотал нелёгкий путь.
Казаки  тоже  не из стали –
Им тоже нужно  отдохнуть.

И, где  с иртышскою волною
Вагай  встречается   как брат, 
На островок, с версту длиною
Ермак был высадиться рад.

Здесь лес шумел листвой зелёной
Над  говорливою  рекой,
И островок уединённый
Сулил блаженство и покой.

В зелёном, тихом  полумраке,
Не видно было мошкары,
И здесь  раскинули казаки
Свои  походные шатры.               

День угасал. Похолодало.
Закрыли тучи  небосвод,
И неуютно сразу стало
Среди чужих холодных вод.

Заволоклись  туманом  дали,
Поднялся ветер,  грянул  гром.
И дождь пошёл, но  люди спали
Тревожно-чутким  ратным сном.

Один Ермак в своих доспехах
Сидел, тревогою томим,
Он  думал о  своих успехах,
О тех бойцах, что шли за ним.

Он вспоминал  края  донские,
Сады, цветущие весной,
Казачьи игры  хуторские,
Своих друзей  и   дом родной.

Давно оставленные степи,               
В пшеничном золоте поля,
Холмов   приземистые  цепи,
И, Божьи   свечки  - тополя.               

А в небе молнии сверкали,
И разрезали ночи мрак…
Ненастной  ночью  на  привале
Не спал  Ермак.               

ГЛАВА 7

А что ж Кучум? Кучум был рядом
И наблюдал издалека
За  проплывающим  отрядом
Врага  Сибири  Ермака.      

Как тать ночной три ночи следом
За  караваном  крался хан.
Он  от лазутчиков   проведал
Где  был разбит казачий  стан.

И  размышлял:  –  Отряд в ловушке,
Куда казакам отходить?
В короткой схватке даже пушки
Они не смогут зарядить.

- Здесь ускользнуть Ермак не сможет,
Казаков сто, а нас пятьсот,
И, если  нам аллах  поможет
Для русских кончится поход.

Под шум дождя и посвист ветра
Через тумана кисею,
Кучум отправил  незаметно
На остров гвардию свою.

И завязался бой кровавый
В ночи у берега реки
Не за богатство или славу, -
За жизнь сражались казаки.

Сражаясь, многие здесь пали
Ведь силы были неравны,
И отступать казаки стали
Туда, где были их челны.          

Подобно древнему герою,
Ермак последним отступал,
Уже ступил на струг ногою,             
Но поскользнулся и упал.

Не меч, ни стрелы, и не пули
Взять не могли богатыря
Его в пучину потянули               
Доспехи батюшки-царя.

Чуть счастье в сторону свернуло
И тут же быстрая река,               
Объятья тесные сомкнула
Над мёртвым телом Ермака.

- : -

Сгубила  казаков  беспечность,
Но падшим – вечная  хвала,
И имена  героев  вечность
В свою копилку забрала.      

Решала часто их атака
Судьбу народов и племён
Пусть снова выплывут из мрака
Всего лишь несколько имён:             

Иван Кольцо с Паном Никитой,
Иван Гроза, да Мещеряк,
Брязга Богдан с Афоней Китой
Михайлов Яшка – сибиряк.

Черкас, Ясырь, Матьяш Угренин,
Шунин и Галкин Алексей
Для  их потомков  очень ценен
И очень важен список сей.

России-матушки знамёна
Они по миру пронесли
И знать  их  надо поимённо
Ведь эти люди – соль земли.




         




Бигишево расположено на правом берегу Иртыша. Пройдя по реке казаки причалили к левому берегу, там где в Иртыш впадает река Вагай. Здесь на островке в устье реки Вагай казаки остановились на ночлег. Ночью на них напали. Спал Ермак видимо в полном боевом снаряжении. Когда под градом, осыпавших их стрел, казаки стали забираться на струги, атаман поскользнулся на сходнях и упал в воду и под тяжестью двух кольчуг ушел на дно. В горячке боя этого сразу не заметили, а потом спасать атамана уже было поздно.

 Здесь, в месте впадения Вагая  в Иртыш, отряд остановился на острове на ночевку. Ночью на казаков напали татары и завязался тяжелый бой.  Погибли  около 20 человек, погиб и Ермак. 90 казаков спаслись в стругах.









На берегу Иртыша близ устья реки Вагай, где заночевал отряд Ермака, на них во время страшной бури и грозы напал Кучум.
Ермак оценил обстановку и приказал садиться в струги. Меж тем татары уже ворвались в лагерь. Ермак отходил последним, прикрывая казаков. Тучу стрел выпустили татарские лучники. Стрелы пронзили широкую грудь Ермака Тимофеевича. Стремительные ледяные воды Иртыша поглотили его навсегда...

Смерть Ермака

Бигишево расположено на правом берегу Иртыша. Пройдя по реке казаки причалили к левому берегу, там где в Иртыш впадает река Вагай. Здесь на островке в устье реки Вагай казаки остановились на ночлег. Ночью на них напали. Спал Ермак видимо в полном боевом снаряжении. Когда под градом, осыпавших их стрел, казаки стали забираться на струги, атаман поскользнулся на сходнях и упал в воду и под тяжестью двух кольчуг ушел на дно. В горячке боя этого сразу не заметили, а потом спасать атамана уже было поздно.

 Здесь, в месте впадения Вагая  в Иртыш, отряд остановился на острове на ночевку. Ночью на казаков напали татары и завязался тяжелый бой.  Погибли  около 20 человек, погиб и Ермак. 90 казаков спаслись в стругах. Смерть атамана Ермака, который был душой всех походов, сломила дух казаков и они, покинув Кашлык 15 августа, вернулись на Русь.
Подаренная Ермаку царём Иваном кольчуга с мишенями (бляшками), принадлежавшая воеводе Петру Ивановичу Шуйскому, убитому в 1564 году гетманом Радзивиллом в битве при Чашниках, сначала попала к калмыцкому тайджи Аблаю, а в 1646 году была отбита русскими казаками у «воровской самояди» — восставших селькупов.



                ЕРМАК.  КРАТКАЯ  БИОГРАФИЯ

После окончания Ливонской войны отряд Ермака прибывает на Волгу и в Жигулях соединяется с отрядом Ивана Кольцо. Здесь их находит гонец от купцов Строгановых с предложением идти к ним на службу. Зная, что за разграбление  царева каравана Ермак уже приговорен к четвертованию, а Кольцо к повешению, казаки принимают приглашение Строгановых идти в их Чусовские городки для защиты  их  от набегов сибирских татар.
1 сентября 1582 года отряд Ермака и атаманов Ивана Кольцо, Матвея Мещеряка, Богдана Брязги, Ивана Александрова по прозвищу Черкас, Никиты Пана, Саввы Болдыря, Гаврилы Ильина в количестве 540 человек по Волге и Каме поднимается на стругах до Чусовских городков. Строгановы дали Ермаку кое-какое вооружение, однако, оно было незначительным, поскольку вся дружина Ермака имела прекрасное вооружение.
И вот уже тридцать казацких стругов плывут по Иртышу, на переднем ветер полощет казачье знамя: синее с широкой кумачовой каймою, кумач расшит узорами, по углам знамени — причудливые розетки; в центре на синем поле — две белые фигуры: стоящие друг против друга на задних лапах лев и ингор-конь с рогом на лбу, олицетворение «благоразумия, чистоты и строгости».
С этим знаменем воевал Ермак против Батория на Западе, с ним пришел и в Сибирь.
Кучум в это время послал своего старшего сына Алея с ратью на взятие русской крепости Чердынь в Пермском крае. Появление Ермака было для него полной неожиданностью. Между тем, в устье реки Тобол отряд Ермака разгромил полчища мурзы Карачи — главного сановника Кучума. Это привело Кучума в ярость, он собирает войско и посылает навстречу Ермаку своего племянника царевича Маметкула.
26 октября на Чувашовом мысу, на берегу Иртыша разгорелся  решающий  бой, которым с противной стороны руководил сам Кучум. В этом бою войска Кучума были разбиты, Маметкул  ранен, Кучум бежал, а его столицу Кашлык занял Ермак. Вскоре казаки заняли городки Епанчин, Чинги -Туру и Искер, приведя в покорность местных князьков и царьков.
Однако в декабре, когда небольшой отряд казаков во главе с атаманом Брязгой ушел на озеро Абалак за рыбой, на них внезапно напал Маметкул и полностью уничтожил. Узнав об этом, Ермак немедленно выступил в поход и 5 декабря 1582 года разбил десятитысячную армию Маметкула в сражении не на жизнь, а на смерть близ озера Абалак. На каждого из казаков приходилось более двадцати неприятелей. Эта битва показала героизм и моральное превосходство казаков, она означала полное и окончательное завоевание Сибири.
Весной 1583 года Ермак посылает к Ивану IV Грозному отряд казаков в 25 человек во главе с Иваном Кольцо, Черкасом Александровым и Саввой Болдырем. Отряд отвез царю ясак-пушнину и послание о присоединении Сибири к России.
Иван Грозный принимает доклад Ермака, прощает ему и всем казакам их прежние «вины» и направляет на подмогу отряд стрельцов количеством 300 человек во главе с князем Семеном Болховским.
Зима 1583—1584 гг. В Сибири для русских была особенно тяжела, кончились припасы, начался голод. К весне умерли все стрельцы вместе с князем Болховским и значительная часть казаков.
Летом 1584 года сановник Кучума — мурза Карача обманным путем завлек на пир отряд казаков во главе с Иваном Кольцо, а ночью, напав на них, сонных перерезал всех до единого.
Узнав об этом, Ермак послал в стан Карачи новый отряд во главе с Матвеем Мещеряком. Посреди ночи казаки ворвались в становище Карачи. В бою были убиты два сына Карачи, а сам он едва бежал с остатками войска.



 ЕРМАК .  «Родом неизвестный, душой знаменитый»,

Кличка Токмак (между 1537 и 1540, село Борок на Северной Двине - 05 августа 1585, берег Иртыша близ устья Вагая), русский землепроходец, завоеватель Западной Сибири, казачий атаман (не позже 1571).
Он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовая. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока не забрали служить - казачить (Черепановская летопись). Согласно другой версии, являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский).
В «Ремезовском летописце (конец 17 века)  сохранилось описание внешности Ермака.  Оставил его Ремезов С. У., отец которого  Ульян - знал лично выживших участников похода Ермака:
 «знаменитый атаман был, вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».

Ермак воевал в Ливонской войне, командуя казачьей сотней. Под началом воеводы Дмитрия Хворостинина участвовал в 1581 году в успешном рейде на Литву, дошёл вниз по Днепру до Могилёва и сразился в битве под Шкловом. Сохранилось письмо литовского коменданта Могилёва Стравинского, отправленное в конце июня 1581 года королю Стефану Баторию, в котором упоминается «Ермак Тимофеевич — атаман казацкий». Осенью того же года Ермак помогал разблокировать осаждённый Псков, а после снятия осады участвовал в битве под Лялицами в феврале 1582 года, в которой русское войско во главе с Хворостининым остановило продвижение шведов. Как пишет Руслан Скрынников, Ермак сражался под началом Хворостинина ещё десятью годами ранее в битве при Молодях в составе отряда донского атамана Михаила Черкашенина.
Когда совсем невмоготу стало, повел Ермак казаков на Волгу, купцов «пощупать», а потом и на Каспий махнул – персидские суда пограбить.
Не понравилось это Ивану Грозному, приказал он войсковому атаману созвать круг казачий, Ермака поймать и под стражей в Москву отправить. А казаков рядовых, тех, что разбойничали с ним, плетьми наказать при честном народе.
Подтверждением вышеуказанного образа жизни являются также челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (вел вольную жизнь) с Ермаком в Диком поле, другой ветеран Гаврила Иванов писал, что был «на поле двадцать лет у Ермака в станице» и в станицах у других атаманов.
   … По  татарской  версии Ермак  происходил из знатного сибирского рода Тайбуддинов, который при Кучуме - представителе рода Шейбуниддов - лишился своих привилегий.  Если посмотреть на его изображения 17-18 веков, то  эта версия не кажется такой уж неправдоподобной. Внешность вполне таки татарская. Ермак поступил на службу к русскому царю, крестился, стал Ермаком, но в душе всегда оставался татарином и мечтал вернуться домой в родную Сибирь и отомстить Кучуму.
6)  Посольство Ивана Черкаса
К декабрю 1582 г. Ермаку подчинилась обширная область по Тоболу и нижнему Иртышу. Но казаков было мало. Чтобы удержать власть, требовались люди, продовольствие и военные припасы. Ермак, минуя Строгановых, решил снестись с Москвой. Правда, он все же известил М. Строганова, но, видимо, не просил помощи, зная, какими малыми силами он располагает. Несомненно, Ермак и его советчики-казаки правильно рассчитывали, что победителей не судят и что царь пришлет и помощь и прощение всем участникам похода за прежнее «воровство». Во главе посольства к Грозному, состоявшего из 25 казаков, Ермак поставил атамана Ивана Александровича Черкаса, своего соратника и, вероятно, историографа похода. (По другим данным, его звали Черкас Александров Корсак, автор казачьего «Написания», т. е. описания похода, созданного около 1600 г. Прежняя версия, по которой посольство возглавлял государственный преступник атаман Иван Кольцо, приговоренный к смертной казни, ныне отвергается).
Иван Кольцо повез царю челобитную о покорении Сибирского ханства и несметные сокровища. А самым драгоценным подарком Ивану Грозному был «золотой медведь с рубиновыми глазами». Прослышал об этом хан и решил перехватить гонца, но дальновидный атаман при подходе к перевалу пригласил в проводники мансийского шамана. И это спасло его. Вездесущие манси успели предупредить своего владыку об опасности, и он провел атамана неизвестным перевалом. В знак благодарности Иван Кольцо якобы подарил шаману золотого медведя, и медведь навсегда исчез от людских взоров в священной мансийской пещере, вход в которую знал только один человек – шаман.
Много веков ничего не знали люди об этом медведе. Но лет пятьдесят назад один геолог случайно обнаружил в районе Молебного камня тщательно замаскированный среди камней ход, заглянул в пещеру и увидел стоящего на задних лапах… золотого медведя.
Они повезли весь собранный ясак (размеры его неизвестны). Ермак, его атаманы и казаки челом били великому государю Ивану Васильевичу завоеванным ими Сибирским царством и просили прощения за прежние преступления. 22 декабря 1582 г. И. Черкас с отрядом двинулся на нартах с оленьей упряжкой и на лыжах. С помощью местных жителей они шли «волчьей дорогой» (непроторенными путями, лесными тропами), вероятно, вверх по Тавде, Лозьве и одному из ее притоков к «Камню», перевалили горы и вышли па верхнюю Вишеру. Эта «волчья дорога» была выбрана, может быть, из-за того, что на севере небольшой отряд не опасался встречи с «немирными народцами». По долине Вишеры казаки спустились до Чердыни, а оттуда вниз но Каме в Пермь и явились в Москву, вероятно, еще до весны 1583 г.
Ранее правительство считало поход на Сибирь частным предприятием Строгановых, видимо даже вредным для царских пермских владений. Отношение Москвы к Сибирскому походу резко изменилось после прибытия И. Черкаса. Приняли казаков очень милостиво и содержали на казенный счет. Все участники похода получили прощение, награждены деньгами и отрезами сукна. Ермаку Иван IV направил через посла вместе с милостивой грамотой золотые и повелел явиться в Москву. По Руси распространились слухи о привольной жизни в Сибири. Возможно, что уже на обратном пути из Москвы к Сибирь к посольству присоединились толпы «гулящих людей», т. е. не при писанных ни к какому сословию, — беглые крестьяне, должники, скрывающиеся от долговой кабалы, и т. д. Махмет- Кул в это время бродил с небольшим отрядом в низовьях Нагая, опадающего в Иртыш выше Тобола. Посланные Ермаком казаки напали ночью на татар, перебили многих, а царевича захватили в плен. Он был отправлен в Москву, ласково принят там и стал позднее русским полковым воеводой.
 




                СМЕРТЬ ЕРМАКА

После смерти Ермака  казаки вернулись в Искер.
В конце июня в ночной вылазке казаки перебили почти всех татар и захватили обоз с продовольствием; осада была снята, но у Ермака осталось около 300 бойцов. Через несколько недель он получил ложное известие об идущем в Кашлык торговом караване. Ермак поверил и в июле с 108 казаками выступил к устью Вагая, разбив там татар. Но о караване ничего не узнал. Вторую победу Ермак одержал близ устья Ишима. Вскоре он вновь получил сообщение о торговом караване и вновь поспешил к устью Вагая. Здесь, в месте впадения Вагая  в Иртыш, отряд остановился на острове на ночевку. Ночью на казаков напали татары и завязался тяжелый бой.  Погибли  около 20 человек, погиб и Ермак. 90 казаков спаслись в стругах. Смерть атамана Ермака, который был душой всех походов, сломила дух казаков и они, покинув Кашлык 15 августа, вернулись на Русь.
По легенде, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царём московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почётном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином.
Подаренная Ермаку царём Иваном кольчуга с мишенями (бляшками), принадлежавшая воеводе Петру Ивановичу Шуйскому, убитому в 1564 году гетманом Радзивиллом в битве при Чашниках, сначала попала к калмыцкому тайджи Аблаю, а в 1646 году была отбита русскими казаками у «воровской самояди» — восставших селькупов. В 1915 году при раскопках сибирской столицы Кашлыка были найдена точно такая же бляшка с двуглавым орлом, что была на кольчуге Шуйского, которую мог обронить там сам Ермак.
Ермак так прославился своими подвигами, что сибирские татары и калмыки считали его вооружение волшебным, приносящим удачу на войне. За одну из его кольчуг, которая при дележе захваченного оружия попала к мурзе Кайдаулу, тому давали десять семей рабов, пятьдесят верблюдов, пятьсот лошадей, двести быков и коров, тысячу овец. Последний не продал кольчугу даже за такую цену.
«Татарин Яныш, Бегишев внук, вытаскивает из реки тело Ермака», миниатюра из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова
                ПОСЛЕ ГИБЕЛИ  ЕРМАКА…
Через неделю после гибели атамана, гласит предание, некий рыбак-татарин заметил в Иртыше мертвое тело. Вытянув его на берег, рыбак по доспеху увидел, что это не простой казак. Он поспешил в деревню и вернулся на берег с толпой.
Мурза Кайдаул Баи сетов, опознав Ермака, велел положить тело на помост и стал созывать татар из всех поселений. Каждый вновь прибывший поражал мертвое тело стрелой.
Ермака поначалу оставили лежать на лабазе. Но потом атаман будто бы стал являться в видениях «басурманам», и те настояли на его погребении. Местом погребения было выбрано Баишево кладбище. То было место захоронения некоторых из мусульманских шейхов, павших в дни «священных» войн ислама на берегах Иртыша. Над шейхами высились небольшие погребальные сооружения — мавзолеи. Ермака закопали под кудрявой березой.
Кучум был последним, кто прибыл на берег Иртыша, чтобы посмотреть на своего грозного противника. Его сопровождали знатные мурзы. Татары «унзоша (в мертвое тело) стрелы своя».
В память доблестного врага татары будто бы устроили богатую тризну. Вскоре по степям разнеслись слухи о чудесах, творившихся на могиле героя. Историк Семен Ремезов  записал некоторые  толки, подслушанные им в татарских улусах. «Бе же видитца бусурманом и до днесь,— записал историк,— во вселенские субботы столп до небеси, а простым с веща велия».   Но огни  на могиле видели  одни мусульмане,  православным же  ничего не открывалось.
      Победы Ермака Тимофеевича не прошли даром.  После его гибели в Сибирь прибыли   воеводы Мансуров, Сукин,  Мясной и на реке Туре, на месте старого городка Чингия, построили крепость Тюмень и в ней воздвигли христианский храм. В следующем 1587 году, после прибытия новых подкреплений, голова Данила Чулков отправился из Тюмени далее, спустился по Тоболу до его устья и здесь на берегу Иртыша основал Тобольск; этот город сделался средоточием русских владений в Сибири, благодаря своему выгодному положению в узле сибирских рек. Продолжая дело Ермака Тимофеевича, московское правительство и здесь употребило обычную свою систему: распространять и упрочивать свое владычество постепенным построением крепостей. Сибирь, вопреки опасениям, не была утрачена для русских. Героизм горстки казаков Ермака открыл путь для великого российского расширения на восток – до самого Тихого океана.
                ЛЕГЕНДЫ  О ЕРМАКЕ
1.
Из Есиповской летописи «О себе же Ермак известие писал, откуда рождение его. Дед его был суздалец, посадский человек, жил в лишении, от хлебной скудости сошел во Володимер, именем его звали Афонасей Григорьевич сын Аленин, и ту воспита двух сынов, Родиона и Тимофея, и кормился извозом, и был в найму в подводах у разбойников, на Муромском лесу пойман и сидел в тюрьме, а оттуда бежа с женою и с детьми в Юрьевец Поволвской, умре, а дети, Родион и Тимофей, от скудости сошли на реку Чусовую в вотчины Строгоновы, ему народи детей: у Родиона два сына; Дмитрей да Лука; у Тимофея дети:Гаврило да Фрол да Василей. И онный Василей был силен и велеречив и остр, ходил у Строгоновых на стругах в работе по рекам Волге и Каме, и от той работы принял смелость…»
Но не все учёные считают, что это  написано  самим Ермаком. Р.Г. Скрынников в книге «Сибирская экспедиция Ермака» пишет: «… родословная Алениных – типичный образец сочинительства 18 века».
2.
Из татарской легенды.  «Ермак – вовсе не русский, а татарин. Это очень легко доказать. Он со своими воинами быстро дошел от приуральских владений Московии до Искера, потому что хорошо знал места, по которым двигался. А знал он эти места, так как с детства много лет проживал там. И еще: воины Ермака убивали татар только во время боевых схваток, когда иначе поступать было нельзя. Но лишь схватки кончались победами его, Ермака, воинов, они не обижали татар, напротив, делились с ними едой и одеждой, оказывали врачебную помощь раненым, милостиво обходились с пленными. Все это делалось по приказу Ермака. Наконец, он, Ермак, был похоронен на священном для мусульман кладбище». Если бы он был русским, разве решились бы на это шейхи? Вот и выходит: Ермак был татарином. Эту легенду записал омский писатель М.С. Шангин во время туристического путешествия по Иртышу и Оби летом 1989 года.
3.
                ПРИМЕЧАНИЯ

ГЛАВА 2

*Епанчи – родственник или данник хана Кучума.

** Чингиди (Тюмень)  -  остяцко - татарский юрт, стоящий на реке Туре. 

**
Алаш! Боевой клич татар со времени Тамерлана

*
КУЧУМ -  "сильный мужчина, великий человек" (татар.) .

*
ПЕРВЫЕ КАЗАКИ В СИБИРИ

В 1632 году землепроходец, казачий сотник Петр Бекетов основал укрепленный пункт – Якутский острог. Десятник Елисей Луза в 1639 году прошел Яну от верховий до устья. Казачий сотник Иванов открыл реку Индигирку. В 1640 и 1641 гг. казаки во главе с Иваном Ерастовым вновь прошли Индигирку и морем достигли реки Алазеи.

В 1641 году енисейский казак Михаил Стадухин отправился во главе служилых людей исследовать новые земли и в 1643 году морем первым достиг дельты реки Колымы, открыв 500 км побережья Северной Азии и Колымский залив. В 1648 году якутский казак Семен Дежнев обогнул северо-восточную оконечность Азии, прошел Берингов пролив и основал Анадырский острог.

*
В первые годы своего правления Кучум продолжал платить Москве ясак - налог в размере 1000 соболиных шкурок ежегодно. Когда Иван Грозный потребовал от Кучума большего повиновения, гордый хан ответил: "Отцы наши - мой и твой - понимали друг друга и торговали. Ибо земля твоя близка к нашей, народы наши жили в мире и злобы не таили. Люди жили спокойно и благополучно.  Если хочешь, будем теперь дружить. А коли воевать хочешь - будем воевать.
Ответ прозвучал довольно дерзко, но предком Кучума в 13-м колене согласно легенде был сам Чингиз-хан.

**
Строгановы были баснословно богаты.  Возможно, поэтому, они  подлежали только личному царскому суду, и никакой другой ни суд, ни подсудок, не имели права   их судить. Они могли лить пушки, содержать личную охрану (фактически - собственную армию), строить города, остроги и деревни. В конце XVII века во владении Григория Дмитриевича Строганова было 10 млн. десятин земли, 20 городов и острогов, свыше 200 деревень и 15 тыс. душ мужского пола (женщин и детей не считали).

***
 «Впоследствии же некие (язык (местных татар) глаголют о том, яко воспрянул тут храбрый ваш воин Ермак от сна и увидел дружину свою, от нас (татар) побиваему... и побежал в струг и не мог добраться до своих, понеже те были уже в дальнем расстоянии, и тут ввергся в реку и утопе».
Легенда о кончине Ермака.  О жестокой схватке на островке, в устье Вагая, о гибели Ермака Тимофеевича сложено много легенд. Одну из них ввел в свой фундаментальный труд «История России».  Д.И. Иловайский.
Находясь в городе Сибирь,  Ермак Тимофеевич  получил известие, будто караван бухарских купцов шел в город с товарами, но где-то остановился, ибо Кучум не дает ему дороги! Возобновление торговли со средней Азией было весьма желанно для казаков Ермака  и он в первых числах августа 1585 года  с небольшим отрядом поплыл навстречу купцам вверх по Иртышу. Казацкие струги достигли устья Вагая, однако, никого не встретив, поплыли назад.
«Казаки пристали собственно к островку, образованному протоком или рукавом Иртыша, а потом, считая себя в безопасности, расположились тут станом и предались отдохновению, не поставив стражи. Утомленные трудным походом, все они погрузились в глубокий сон. А между тем Кучум был недалек.   Его лазутчики  следили за всеми движениями казаков и донесли хану об их остановке на ночлег. У Кучума был один татарин, осужденный на смертную казнь. Хан послал его искать конного броду на остров, обещав помилование в случае удачи. Татарин перебрел реку или рукав ее и воротился с вестью о полной беспечности казаков. Кучум сначала не поверил и велел принести какое- либо доказательство. Татарин отправился в другой раз и принес три казацких пищали и три ладунки с порохом. Тогда Кучум послал на остров толпу татар. При шуме дождя и завывании ветра татары неслышно прокрались к стану и затем принялись избивать сонных казаков. Легенда прибавляет, что проснувшийся  Ермак бросился в реку к своему стругу, но попал на глубокое место: тут, имея при себе железную броню, он не смог выплыть и утонул».
В татарских аулах пели свои песни. Героями одной из них были два богатыря — русский Ермак и татарский Кучугай. При дворе Кучума, кажется, в самом деле служил мурза Кучугай или Кутугай. Согласно записям Ремезова, Кучугай собирал ясак на Туре и был взят в плен казаками. Ермак обошелся с пленником великодушно. Одарив, он отпустил его к Кучуму.
По преданию, могучий; и храбрый Кучугай будто бы и стал победителем Ермака. При ночном нападении на казацкий лагерь Кучугай «устремился за Ермаком в струг; стругу же отплывщу от берега и плывшу по рекы; они же показаша между собою брань велию, сразишеся друг с другом». Вооруженный саблей Ермак «нача одолевать мурзу, размахивавшего коротким копьем. Но у казака развязался ремень шлема и обнажилось горло. Тут «Кучугай проводе (Ермака) в гортань».
Командирский струг отчалил от берега последним. Прикрывая отступление отряда, Ермак отбивался от наседавших врагов, пока не был ранен и не свалился в воду.
**
Как гласит летопись, после смерти Ермака, татары «нарекоша его богом и погребоша его по своему закону на Баишевском кладбище под кудрявую сосну», где хоронили и свою знать.

***
В «Ремезовском летописце (конец 17 века)  сохранилось описание внешности Ермака.  Оставил его Ремезов С. У., отец которого  Ульян - знал лично выживших участников похода Ермака:
 «знаменитый атаман был, вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».

****
   … По  татарской  версии Ермак  происходил из знатного сибирского рода Тайбуддинов, который при Кучуме -  лишился своих привилегий.  Если посмотреть  изображения   Ермака  17-18 веков, то  эта версия не кажется такой уж неправдоподобной. Внешность вполне таки татарская. Ермак поступил на службу к русскому царю, крестился, стал Ермаком, но в душе всегда оставался татарином и мечтал вернуться домой в родную Сибирь и отомстить Кучуму.

*****   
Ермак так прославился своими подвигами, что сибирские татары и калмыки считали его вооружение волшебным, приносящим удачу на войне. За одну из его кольчуг, которая при дележе захваченного оружия попала к мурзе Кайдаулу, тому давали десять семей рабов, пятьдесят верблюдов, пятьсот лошадей, двести быков и коров, тысячу овец. Последний не продал кольчугу даже за такую цену.
******   
Подробности насчет того, что Ермака увлекли на дно два тяжелых панциря — подарок царя, носят легендарный характер. Даже в походах воины надевали тяжелые панцири лишь перед боем. Никогда никто из них не спал в доспехах.
*******
Через неделю после гибели атамана, гласит предание, некий рыбак-татарин заметил в Иртыше мертвое тело. Вытянув его на берег, рыбак по доспеху увидел, что это не простой казак. Он поспешил в деревню и вернулся на берег с толпой.
Мурза Кайдаул Баи сетов, опознав Ермака, велел положить тело на помост и стал созывать татар из всех поселений. Каждый вновь прибывший поражал мертвое тело стрелой.
Кучум был последним, кто прибыл на берег Иртыша, чтобы посмотреть на своего грозного противника. Его сопровождали знатные мурзы. Татары «унзоша (в мертвое тело) стрелы своя».
********
Где был захоронен атаман, ученым доподлинно не известно. Судя по летописям – рядом с могилой татарского святого Хаким - ата. Это место было около некой татарской крепости неподалеку от деревни Баишево, что находится выше по течению Иртыша
*********
В татарских аулах пели свои песни. Героями одной из них были два богатыря — русский Ермак и татарский Кучугай. При дворе Кучума, кажется, в самом деле служил мурза Кучугай или Кутугай. Согласно записям Ремезова, Кучугай собирал ясак на Туре и был взят в плен казаками. Ермак обошелся с пленником великодушно. Одарив, он отпустил его к Кучуму.
По преданию, могучий; и храбрый Кучугай будто бы и стал победителем Ермака. При ночном нападении на казацкий лагерь Кучугай «устремился за Ермаком в струг; стругу же отплывщу от берега и плывшу по рекы; они же показаша между собою брань велию, сразишеся друг с другом». Вооруженный саблей Ермак «начал одолевать мурзу, размахивавшего коротким копьем. Но у казака развязался ремень шлема и обнажилось горло. Тут «Кучугай проводе (Ермака) в гортань».
**
Взвесив все это, Сузге — ханым не захотела жертвовать своими оставшимися людьми. И она направляет гонца к Ивану Грозе со следующим предложением:
«Мы оставим город со всеми богатствами, а ты освободишь всех наших людей, и дашь корабль, чтобы переправиться на другой берег».

*
И, наконец, исторический день. 26 октября 1582 года на берегах Иртыша у города Кашлыка встретились два войска – Кучума и Ермака… До последнего времени так трактовалось это сражение: «В 1582 году навербованный Строгоновыми отряд волжских казаков во главе с атаманом Ермаком подошёл на ладьях по Иртышу к столице Кучума – Кашлыку. В прошедшем под Кашлыком сражении вооружённые огнестрельным оружием казаки наголову разбили татар, имевших лишь луки и стрелы…»

*
Коварство злого  Бигиша…
Последний поход Ермака из Искера вверх по Иртышу закончился гибелью атамана. Хотя поначалу все складывалось удачно. Около Бигишевского озера казаки вступили в бой с хозяином этих мест князем Бигишем. Победа осталась за русским.  И Ермак тогда захватил множество богатства, которое до своего возвращения приказал закопать в землю. Отдохнув после боя, казаки вновь погрузились в струги и двинулись в путь.
*
Гай -  (Укр. Тамб). дуброва, роща, чернолесье; небольшой лес,  располагающийся   в низменных местах, в лугах.







На рассвете 26 октября 1582 года у Чувашского мыса, где стояло войско Кучума, появились казацкие струги. Началась битва, определившая весь дальнейший ход истории Сибири.
Историки до сих пор не пришли к единодушию по вопросу о численности кучумова войска. Установлено лишь, что собственная дружина Кучума насчитывала 10 тысяч бойцов. Но это было его постоянное войско, ханская гвардия. Помимо нее, в лагере скопилось множество вассальных и союзных войск. Некоторые дореволюционные историки называли общую цифру — 100 тысяч человек, другие полагали, что войско, с которым Кучум собирался выступить в поход на Русь, достигало 150 тысяч. Все побережье Иртыша у Чувашского мыса было уставлено шатрами, кибитками и повозками, горели тысячи костров. Кучум, поджидая Ермака, основательно подготовился к бою. Пушки — лучшие по тому времени, сделанные в Италии и Германии — были установлены на горе. Войску был дан приказ быть готовым вступить в схватку в любую минуту.

Паника в стане татар

Странные события начинают разворачиваться в лагере Кучума еще до подхода казаков. Среди ночи хан со своими приближенными и военачальниками вдруг бежит с поля грядущей битвы, шатер его валится. Паника передается войскам. Когда появляются казаки, в лагере татар уже царит переполох. Единственным, кто не потерял голову в начавшейся неразберихе, был племянник хана Маметкул. Ему удалось собрать свою конницу и обрушиться на казаков, высадившихся на берег. Но те удар татарской конницы встретили саблями, копьями и бердышами. Когда конница отхлынула, передние линии казаков присели, открыв зону обстрела для пищальников. Выстрелы из десятков пищалей прозвучали одновременно, проредив татарские ряды. Маметкул снова устремляется на штурм, и снова его опрокидывают. Наконец конница обращается в бегство. Теперь уже в беспорядке бежит все кучумово войско.
Собственно битва у Чувашского мыса состояла только из одного этого столкновения казаков с конницей Маметкула. Основная часть татарского войска в бой практически не вступала. Пушки за всю битву не сделали ни одного выстрела. Ермак и его дружина в тот же день вошли в столицу Сибирского ханства — город Кашлык, брошенный Кучумом на произвол судьбы.

Большое скопище неприятелей, укрепившихся под Чувашевым, заставило Ермака призадуматься. Собрался казачий круг для решения: идти ли вперед или воротиться. Некоторые советовали отступить. Но более мужественные напоминали Ермаку Тимофеевичу данный перед походом обет стоять скорее пасть до единого человека, чем со срамом бежать назад. Уже наступала глубокая осень (1582), скоро реки должны были покрыться льдом, и обратное плавание делалось крайне опасным. 23 октября поутру казаки Ермака вышли из городка. При кликах: «Господи, помози рабам своим!» они ударили на засеку, и начался упорный бой.
Решительное сражение разыгралось на берегу Иртыша, у Чувашева мыса, немного выше устья Тобола. В распоряжении Махмет-Кула (Маметкул), племянника Кучума, командовавшего войском, находились два отряда — пеший и конный. Казаки поочередно разбили оба отряда, но потеряли больше 100 человек. После битвы союзники татар, прииртышские ханты, бывшие в войске Кучума, рассеялись по своим селениям. Кучум с уцелевшими татарами бежал через Кашлык на левый берег Иртыша и ушел далеко на юг, в Ишимскую степь.
Неприятели встретили нападающих тучей стрел и многих переранили. Несмотря на отчаянные приступы, отряд Ермака не мог одолеть укрепления и начал изнемогать. Татары, считая себя уже победителями, сами в трех местах разломали засеку и сделали вылазку. Но тут в отчаянной рукопашной татары были побеждены и бросились назад; русские ворвались в засеку. Остяцкие князьки первые покинули поле боя и  толпами ушли домой. Раненый Магметкул спасся в лодке. Кучум наблюдал за битвой с вершины горы и приказывал мусульманским муллам читать молитвы. Увидев бегство всего войска, он и сам поспешил в свою столицу Сибирь; но не остался в ней, ибо уже некому было оборонять ее; а бежал на юг в Ишимские степи
26 октября 1582 г. казаки вступили в опустевший «город Сибирь». Через четыре дня ханты с р. Демьянки, правого притока нижнего Иртыша, привезли в дар завоевателям пушнину и съестные припасы, главным образом рыбу. Ермак «лаской и приветом» встретил их и отпустил «с честью». За хантами потянулись с дарами местные татары, бежавшие раньше от русских. Ермак принял их так же ласково, позволил вернуться в свои селения и обещал защищать от врагов, в первую очередь от Кучума.


5)  Поход Богдана Брязги на нижний Иртыш и Обь
Большая часть татарских улусов на нижнем Иртыше не торопилась стать русскими данниками. И тогда для сбора ясака Ермак решил направить 50 казаков под командой есаула Богдана Брязги. В марте 1583 г. отряд выступил из Кашлыка на север, вниз по Иртышу. Брязга сначала встретил значительное сопротивление приртышских татар и взял один из их городков приступом. Для острастки он казнил «лучших людей» и «вожаков», с остальных же взял «шерть» (присягу), причем заставил их целовать саблю, обрызганную кровью. Собранный ясак, отнятые запасы хлеба и рыбы Брязга отослал в Кашлык. После этого понизовые татары приняли подданство: ближайшие без сопротивления, более отдаленные после незначительного отпора. Еще ниже по Иртышу страна была заселена одними хантами. Казаки, видимо, беспрепятственно спустились до р. Демьянки. Группа хантов засела в укрепленном городке, в 30 км ниже устья Демьянки, но через три дня прекратила сопротивление.
Казаки задержались в Демьянском городке из-за ледохода (весна 1583 г.) и построили легкие суда, а когда лед прошел, начали сплав по Иртышу. В приречных селениях Брязга приводил хантов к «шерти» и забирал у них под видом ясака все ценные вещи. Близ устья Иртыша казаки 20 мая рано утром заняли крупный хантский городок; перебив «охраняющий» его спящий караул, они ворвались в дом Самара, главного князьца всех иртышских и приобских остяков, и убили его. Большинство жителей городка бежало, а оставшиеся обещали давать ясак. В Самаровом городке казаки провели неделю. Брязга назначил главой над местными хантами богатого князька Алачу. (Потомки его получили, по царской грамоте, власть над рядом селений по нижней Оби и большие привилегии.)
По нижней Оби Брязга дошел только до Белогорья, холмистой местности, где могучая река, огибая Сибирские Увалы, круто поворачивает на север. Возможно, что казаки искали там легендарную «золотую бабу». В Белогорье у хантов было, по словам летописца, «мольбище большое богине древней, нагой, с сыном на стуле сидящей». Но казаки нашли только покинутые жилища: весной, во время половодья, ханты уходили к озерам на ловлю рыбы. И ниже берега Оби казались необитаемыми, поэтому 29 мая Брязга повернул обратно. Он исследовал приречные районы по нижнему Иртышу на 700 км от устья Тобола, включая и небольшой участок нижней Оби до Белогорья.

***
Сузгэ - дочь казахстанского султана есильских степей, жена последнего сибирского хана Кучума.
 В фольклоре говорится, что Сузгэ прыгнула с высокого берега в Иртыш и утопилась, в поэме Ершова "Сузгэ" говорится, что она заколола себя кинжалом.


Рецензии