Перехожу в искусство

К наукам прекрасным желал я достичь,
Наука сама отвернулась.
Всю истину жизни хотел я постичь,
И то со спины улыбнулась.

Старался я долго, усердно старался,
Никак не хотел подчиняться,
И ради покоя в ту даль я помчался,
Один чтоб в покое остаться.

Сидел я один до тех мрачных ночей,
Старик бородатый идет,
Ко мне подошел во сиянии лучей
и "книжку искусств" подает.

“Дорога твоя и судьба велика –
Они лишь записаны тут,
Коль хочешь остаться известным всегда
Проснись и делай как тут”.


Рецензии
Молодой человек, салам.
Я с радостью принимаю Ваши мысли, изложенные в Вашем резюме.
А как их иначе принять, если не с радостью.
Судите сами, насколько четко, насколько однозначно Вы излагаете свои мысли:
Приветствую всех! Я Ислам Сапарбаев из г. Нукуса (Рес. Каракалпакстан).
Добавляйтесь в друзья, буду рад пообщаться.
Тоже рад пообщаться.

Я прочитал одно Ваше произведение, потом другое, затем третье…
Я читал Ваши тексты и читал не один день, не один раз.
Я в последнее время редко вижу пред собой литературный текст, на который мне бы хотелось – всей моей душе хотелось – откликнуться живым словом.
Сегодня счастье мне улыбнулось, такое произведение мне нынче на глаза попалось.

Вот оно:

К наукам прекрасным желал я достичь,
Наука сама отвернулась.
Всю истину жизни хотел я постичь,
И то со спины улыбнулась.

Старался я долго, усердно старался,
Никак не хотел подчиняться,
И ради покоя в ту даль я помчался,
Один чтоб в покое остаться.

Сидел я один до тех мрачных ночей,
Старик бородатый идет,
Ко мне подошел во сиянии лучей
и "книжку искусств" подает.

“Дорога твоя и судьба велика –
Они лишь записаны тут,
Коль хочешь остаться известным всегда
Проснись и делай как тут”.

Я со своей стороны дерзну посоветовать Вам: милостивый государь, советую Вам в литературном своем творчестве стараться эстетически, художественно и грамматически быть точным;
Желаю Вам одних пятерок при обучении литературному творчеству.
Вы, как мне представляется, сами должны знать и понимать, что прежде, чем что-то творить, надо сначала познать законы творчества.
Вы должны искать пример не в современных текстах, а в художественных проверенных временем произведениях, вот их я Вам и советую читать, вдумчиво читать. Есть множество хороших восточных поэтов: Хафиз Ширази. Юнус Эмре, Ибн аль-Фарид, Амир Хамза, Рудаки, Ибн Сина, Алишер Навои, Хазрат Инайян Хан, Джами, ваш земляк Бердах…
Если Вы испытываете потребность к творчеству, и эта потребность не забава, а веление души, то Вы отбросите от себя восторг от похвальных рецензий, отбросите обиду от моей рецензии, отбросите ложное мнение о себе как о состоявшемся поэте и приметесь за познание Искусства Слова.
Сейчас в интернете можно найти любой учебник. Я могу по-стариковски посоветовать Вам много изданий, но ограничусь только двумя:
«Введение в литературоведение (университетский курс)» и книгу – Холшевников В. Е. «Основы стиховедения. Русское стихосложение»; другие учебники Вы, я надеюсь, найдете сами. И помните: создание стихотворных и прозаических текстов – творчество, а творчество, как и наука, имеет свои законы. Незнание их простительно, но не соблюдение их на письме, на практике, при публикации так называемых «стихотворений» – есть графомания.
Хочется надеяться, что Вы не желаете иметь пожизненный и почетный титул ГРАФОМАН.
Современные же тексты на Стихиру могут быть читательским гарниром в процессе творческого обучения, – почему нет? – но не более.
Уверен, Вам по силам нечто большее.
Дерзайте!

Альберт Лифшиц   07.07.2018 16:55     Заявить о нарушении
Уважаемый, Альберт Лифшиц! Я благодарен вам за ваш такой теплый, положительный отклик. Советы и отклики со стороны такого опытного стихотворца или поэта, как вы, не дают мне просто так сидеть сложа руки или вообще перестать писать, напротив, они показали мне, что я могу писать и должен не переставая развиваться.
Да, этих восточных поэтов я знаю и иногда перечитываю их произведения. Среди них я много читаю Алишера Навои (особенно его "Пятерицу") и Омара Хайяма. А поэтов своего народа я читаю постоянно. И еще раз говорю вам: "Спасибо!" за то, что имеете представление о поэтах моего народа (просто их не каждый знает или вообще слышал о них; их просто не видно за спинами таких поэтов-гигантов восточной поэзии, как Навои, Джами, Дехлеви и им подобных).
Я изучаю литературоведение и имею представление о таких великих русских литературоведах, как Холшевников В. Е., Лотман Ю. М., Бахтин М. М., и иногда я читаю их произведения. И мне тоже очень хочется надеяться тому, что я не стану графоманом.
Коп-коп сизге рахмет! Аумин коп жасан, кыйналман хам сау болин!

Ислам Сапарбаев   07.07.2018 18:01   Заявить о нарушении
Вам тоже большое спасибо, дорогой Ислам. Будьте здоровы и помните – без упорного труда самосовершенствование невозможно. Великий русский классик Пушкин долго правил свои стихотворения, переписывал их по нескольку раз, пока не добивался отточенной рифмы и гармоничного содержания. Пусть сбудутся ваши благие намерения на творческом пути.

Вы стали для меня приятным и неожиданным открытием перспективного в будущем поэта на постсоветском пространстве средней Азии. Один Аллах знает, какая судьба ждёт человека. Возможно, Вы станете достойным наследником славного имени Бердаха (его биографию и творчество когда-то изучали в вузах СССР студенты наряду с Навои, Хайямом, Абаем Кунанбаевым). Напутствием пускай послужат Вам известные строки Бердаха:
Само к поэту слово не придет. Не будет слова, если сердце — лед. Лишь честный слово нужное найдет, И это слово путь найдет к народу.
На свой литературный вкус смею порекомендовать примеры литературного мастерства:
«Лейли и Менджнун» для умения писать любовную лирику,
«Поэму атомов» Руми как образец религиозно-философской поэзии,
Саади - кладезь мудрости «Гулистан» и прекрасную «Большую касыду» Ибн аль-Фарида, но для её полного понимания потребуется знание суфизма и умение расшифровывать иносказательные метафоры, для ознакомления привожу вам словарь суфийских образов:

СЛОВАРЬ СУФИЙСКИХ ОБРАЗОВ
Аромат - интенсивное духовное воздействие
Бедуин - человек, не сведущий в духовной науке
Большая чалма - развитый ум
Вдеваемая в жемчужину нить – живая связь со всем мирозданием
Вечер - конец жизни
Вино — это поток божественных откровений, Истина
Виночерпий — дающий вино истины, то есть одно из обозначений Всевышнего.
Сад — процесс тренировки.
Дерево — мастер без учеников.
Дерево плодоносящее — наставник с учениками.
Гора — высший просветленный, приближенный к Высшему.
Влюбленный — дервиш - суфий.
Возлюбленная — сама жизнь во всех ее проявлениях
Возлюбленный – Всевышний - Источник жизни
Возлюбленный Друг – одно из наименований Бога
Волны – отдельные феномены бытия
Вор – лжесуфий
Время отведенное на урок – человеческая жизнь
Глина - получение материальных наслаждений
Глухой – человек в состоянии патологического эгоизма, мешающего не только услышать другого, но и признать, что другой человек является самостоятельной личностью, а не частью окружающей обстановки
Девять - в суфизме означает разрозненность и множество
Десять - в суфизме означает приобщение тварного (сотворенного Богом) мира, множественного и расщепленного, а также человеческого разума – «девятки» – к Единству Божьему – Таухид
Дракон - животно-эгоистическое начало в самом человеке – нафс
Жемчуг — крупицы Истинного знания
Жемчужина - наша душа, в другом случае жемчужина символизирует удовольствия внешнего мира, отказаться от которых (разбить жемчужину) под силу лишь подлинному адепту суфизма. Этой «жемчужиной» Бог испытывает верующих, проверяя, предпочтут ли они любовь к Нему – любви к земным благам.
Изгиб, косоглазие, и т. п. – то, что мешает правильно воспринимать явления зримого мира.
Кабак — место, где собираются для тренировки.
Кувшин — ум, источник вдохновения.
Кольцо — крyr учеников.
Кольцо с драгоценным камнем — круг учеников, в котором присутствует высший Наставник.
Кольцо с сапфиром — практикующие упражнения Соломона.
Кольцо с изумрудом — практикующие упражнения Мухаммада.
Кольцо с алмазом — практикующие упражнения Моисея.
Ожерелье — мастер, который освоил все основные Школы.
Красота возлюбленной — это красота Истины
Медресе - учебное заведение, которым является весь наш мир
Море – Высшая Реальность
Неверная жена – образ души (сферы эмоций), «тайно» от духовно-разумного начала в человеке соединяющейся с низшими страстями
Ночь - символ духовной темноты, невежества
Осел, ишак - тот, кто далек от познания Истины
Осколок от кувшина — частичка опыта ушедших мастеров.
Отвергает аромат – не кается в содеянном зле
Павлин – образ бессмертия
Попугай - тот, кто, внешне подражая обычаям суфиев-дервишей (обритие головы и т. п.), начисто лишен внутренних качеств искателя Истины
Посох – разум
Принц — ученик.
Женщина — душа спящего.
Красавица — душа искателя.
Изменчивая красавица — страдания разума, которые дает душа.
Птица – символ души праведного шейха – наставника
Пьяный — дервиш, постигший истину.
Опьянение — просветление, мистический экстаз, в некоторых случаях неспособность плотского разума ориентироваться в духовной реальности.
Чарка — сознание.
Развалины – хаотическое состояния внутреннего мира человека
Река - источник жизни
Роза — это сердце человека
Сахар – в суфийской метафорике обозначение «сладости» благ духовных
Сердце – истинное жилище Бога, душа
Сияние луны - нереальная сущность нашего мира (Луна сама светит отраженным сиянием Солнца).
Слепец - обычно символизирует слепца духовного, на которого непрестанно сыплются всевозможные беды
Собака – в некоторых случаях подразумевается плоть человека – животное начало
Странник, путешественник - суфийский наставник. Чтобы стать причастным к Высшей Мудрости, истинный суфий идет на многие жертвы, избирая путь «жалкого и нищего» странника.
Теплая одежда – соблазнение материальной корыстью
Утес — тот, кто был причиной начала обучения.
Глыба — мудрый.
Камень отрываемый, бросаемый — побежденные страсти и эгоистические желания.
Утро – духовное пробуждение после «ночи» неведения
Учебные пособия – все обстоятельства, встречи, предметы и живые существа, сопровождающие наше бытие
Учителем же, разумеется, является Сам Создатель.
Флейта-най – символ человеческой души, разлученной с Аллахом и тоскующей по своему Возлюбленному – Источнику жизни, вдали от Которого душу ожидают страдания и смерть. Чем яснее осознает душа свою удаленность от Аллаха, тем более страстно она взывает к Нему и стремится к воссоединению с Ним
Холм — Наставник.
Царь – наставник тот, кто понимает особенности души ученика и неповторимость его земной миссии
Чаша — это сам искатель Истины
Шакал – образ лукавства и вероломства
Экзамены – испытания и искушения, нас постигающие
Ювелир, знаток драгоценностей - суфийский мастер
Явилась любовь - посетило откровение, знамение, посылаемым свыше
Муж – сфера разума
Жена – область чувств
Шип – внутренний изъян, склонность к злу или страдание невежественной души
Верблюд – символ мудреца
Порожняя сума - символ отказа от земных благ, того бескорыстного отношения к жизни, которым отмечены истинные суфии

Влюбленный — это есть дервиш.
Принц — ученик.
Женщина — душа спящего.
Красавица — душа искателя.
Изменчивая красавица — страдания разума, которые дает душа.
Пьяный — дервиш, постигший истину.
Опьянение — просветление.
Чарка — сознание.
Кабак — место, где собираются для тренировки.
Кувшин — ум.
Осколок от кувшина — частичка опыта ушедших мастеров.
Виночерпий — дающий вино истины, то есть одно из обозначений Всевышнего.
Сад — процесс тренировки.
Дерево — мастер без учеников.
Дерево плодоносящее — наставник с учениками.
Гора — высший просветленный, приближенный к Высшему.
Холм — Наставник.
Утес — тот, кто был причиной начала обучения.
Глыба — мудрый.
Камень — староста тренирующихся.
Кольцо — крyr учеников.
Кольцо с драгоценным камнем — круг учеников, в котором присутствует высший Наставник.
Кольцо с сапфиром — практикующие упражнения Соломона.
Кольцо с изумрудом — практикующие упражнения Мухаммада.
Кольцо с алмазом — практикующие упражнения Моисея.
Ожерелье — мастер, который освоил все основные Школы.
Увлекательного и познавательного путешествия желаю Вам в волшебный мир словесного искусства.
Бакыт тилеймин.
С уважением к Вашему поэтическому и человеческому достоинству личности,

Альберт Лифшиц   08.07.2018 03:12   Заявить о нарушении
Спасибо вам большое, что верите в мое будущее. Буду стараться изо всех сил улучшить свой поэтический талант. И суфийские образы мне будут как раз кстати. Я часто думал о них, но почему-то редко их использую. Надеюсь у меня получится использовать их правильно.
С уважением,

Ислам Сапарбаев   08.07.2018 06:55   Заявить о нарушении