Успею ли...

Успею ли... узнаю ли... приму ли?
Сумею ль не набрать чужого впрок?
Жизнь проживу чужую ли... свою ли?
И уложусь ли я с оплатой в срок?

Растрачу ли... наплачусь... натоскуюсь?
Оставлю что... и что возьму с собой?
Что напакую: ворох... короб... туес?
Мир будет провожатым или бой?

Измерю ли... найду ли... полюблю ли?
Прочувствую ли, жажду утолив?
Минует ли меня несчастья пуля?
Что с неба душу тронет... что с земли?

Просить ли стану... кану ли в гордыне?
В чём стану я богаче, в чём бедней?
Не знаю... только сердце не остынет,
Желаньем согреваясь в клетке дней.




04.09.2015


Краткий анализ стихотворения
Тема стихотворения — философские размышления о смысле жизни, её течении и итогах. Автор задаётся фундаментальными вопросами человеческого существования.

Основная идея заключается в поиске ответов на вечные вопросы бытия: успеет ли человек прожить свою жизнь, не потеряв себя, сможет ли сохранить душу и найти свой путь.

Композиция стихотворения построена в форме монолога-размышления, состоящего из четырёх строф. Каждая строфа представляет собой отдельный блок вопросов, охватывающих различные аспекты жизни:
первая — о жизненном пути и выборе;
вторая — о накоплении и оставлении;
третья — о чувствах и испытаниях;
четвёртая — о духовном росте и итогах.
Жанр — философская лирика с элементами исповеди.
Художественные средства:
Риторические вопросы создают атмосферу глубоких размышлений.
Антитезы: «мир будет провожатым или бой», «в чём стану богаче, в чём бедней».
Метафоры: «кану в гордыне», «сердце не остынет», «в клетке дней».
Эпитеты: «ворох», «короб», «туес».
Стихотворный размер — вольный ямб с перекрёстной и парной рифмовкой.
Настроение произведения тревожное, задумчивое, пронизанное поиском истины.
Значение стихотворения в том, что оно поднимает важные вопросы человеческого существования, заставляя читателя задуматься о собственном пути и предназначении.


Рецензии