Разум Культуры

РАЗУМ КУЛЬТУРЫ

Разум культуры несводим к научному рациональному разуму.
Логика разума культуры несводима к аристотелевой формальной
логике. Вроде бы вполне очевидные вещи для понимающего
человека. Однако для тех, кто этого не понимает, необходимы
разъяснения. В качестве примеров можно привести религию и
художественную литературу.
Понятно, что религия несовместима с научным мышлением,
с научной логикой, а её фантастический мир не имеет ничего
общего с научной картиной мира. Высокий статус религии в
общественном сознании обусловлен не только мировоззрен-
ческими причинами и не только активной деятельностью
церкви по распространению веры и религиозного мировоз-
зрения. Огромное значение имеет культурное и художественное
наследие религии, которое проявляется не только в пышном
убранстве храмов и торжественном богослужении, но и в
бесчисленных произведениях литературы и искусства, многие
из которых являются подлинными шедеврами. Эмоциональное
воздействие этих произведений очень велико, и об этом нельзя
забывать. Попытки атеистов опровергать религию только на
рациональном уровне, без учета огромной суггестивной силы
религиозно-художественных образов, заведомо обречена на
неудачу.
То же самое относится к художественной литературе и искусству.
Они не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты доводами
научного разума. Возможно ли доводами научного разума
опровергнуть "Фауста" Гете или роман М. Булгакова "Мастер и
Маргарита"? Очевидно, нет. Да, можно провести "независимую
научную экспертизу" и доказать, что описанные в этих произ-
ведениях события в действительности не происходили, что
они вымышлены авторами. Но разве это может хоть на йоту
умалить их выдающиеся художественные достоинства, их
глубочайший философский смысл, их высокое место в
мировой культуре? Отнюдь нет. Миллионы людей будут
по-прежнему восхищаться ими и верить в их правду.
Художественная правда имеет свое право на существование.
Рационально-позитивистский разум ученых, отвергающий
всё чудесное, таинственное, "паранормальное", будет посрамлён
и дружно осмеян. Этот разум здесь не судья, он действует в
другой сфере познания.
В чём же здесь дело? А дело, очевидно, в том, что Разум
Культуры гораздо шире и глубже научно-позитивистского
разума. И настоящий гуманизм не может с этим не считаться.
Невозможно игнорировать целостный Разум Культуры,
объемлющий собой и религию, и философию, и искусство, и
литературу в их полноте и разнообразии. Наука является лишь
частью этого Разума - важной, значительной, необходимой, но
частью. И часть не может быть больше целого. И ни одна часть
не может заменить собой другую часть.
Выступая в защиту разума, гуманисты должны помнить, что они
выступают в защиту целостного Разума Культуры, объединяющего
все грани человеческого разума, все формы человеческого познания.

28 января 2015 г. 
 


Рецензии