О Сергее Петровиче Боткине

5 сентября1832 года родился один из основателей русской клинической медицины Сергей Петрович Боткин (1832- 1889: прожил 57 лет).

Сергей Боткин - Личность многогранная, интересная и значительная для российской медицины.

Родился и учился в Москве. Жил, созидал, внедрял свои идеи, многое сумел преобразовать, многих научил в Петербурге. Там же ушёл из жизни.

Он безвозмездно лечил бедный люд и смог добиться бесплатного лечения неимущих на государственном уровне. Он - первый русский  врач,  ставший придворным доктором императорской семьи: лечил Александра II и Александра III. До него первых лиц государства российского лечили иностранцы. Русские – лишь иногда – членов семьи.

Начинал Боткин ассистентом Николая Пирогова на Крымской войне, дружил с Иваном Сеченовым, сотрудничал с Иваном Павловым. Общался в силу разных обстоятельств с Афанасием Фетом, Александром Герценом и Михаилом Салтыковым -Щедриным. Работая в основном в клинике, внедрил в практику основы военно-полевой терапии. Но обо всём по порядку.

Говоря о Сергее Петровиче Боткине, большинство из наших современников наверняка вспомнит болезнь Боткина (некоторые даже не подозревают, что так называется гепатит А) и Боткинскую больницу (это словосочетание на слуху, наверное, всех россиян, хотя больница имени Сергея Боткина есть только в Москве(Городская клиническая больница имени С. П. Боткина) и в Петербурге (Клиническая инфекционная больница имени С. П. Боткина, но это - отдельная история).

Сергей Боткин прожил которую жизнь: 57 лет. Это значит, что медицине он отдал чуть более 30, из них 30 - Военно-медицинской академии в Петербурге.

А сколько за эти годы он успел сделать, организовать, воплотить, закрепить в российской клинической практике!

Медицина не была его юношеской мечтой. Выбор был сделан не по велению сердца (Сергей предпочел бы математику), а по воле случая и устоев XIX века. Согласно указу императора Николая I детям из не дворянских семей (а Боткин рос в семье успешного купца) поступать дозволялось только на медицинский факультет университета. Почему? Попробуйте поразмышлять.

Став в 1850 студентом Московского университета, Сергей втянулся в процесс обучения. Уже на старших курсах выделялся среди однокурсников, которые говорили, что он мог "постукивать и выслушивать" больных как никто другой. То есть, проведя перкуссию и аускультацию пациента, Боткин, как правило, не ошибался с диагнозом.

1853. Сергей Боткин на 4-м курсе МГУ. В России началась Крымская война. Получив после 5-летнего курса обучения диплом лекаря с отличием и право на получение степени доктора медицины, он отправился на четырехмесячную стажировку в Крым. В лазареты и тифозные бараки Бахчисарая и Симферополя. Военным врачом. Был ассистента самого Николая Пирогова, который оперировал по 18 - 20 часов в сутки. Но стать хирургом не позволило здоровье.

Любопытно заключение Сергея Боткина после опыта работы в Крыму: "В условиях военного времени хорошо известные заболевания могут протекать не так, как в мирной обстановке. Изучение быта солдатского должно быть первым основанием деятельности военного врача: предупредить развитие болезней, уменьшить число заболевающих ещё важнее, чем вылечить захворавшего".

1856. Крымская война закончена. Кроме такого радостного известия Сергей Боткин получает 20 тысяч рублей в наследство. И по совету друга Ф.И. Иноземцева уезжает на стажировку в Европу. Впитывает опыт врачей в клиниках Берлина, Вены, Парижа. Стажируется в Швейцарии и в Англии.

1860. Возвращается в Россию. В 1861 Боткин становится доктором медицины, защитив в Санкт-Перербурге диссертацию "О всасывании жира в кишках". И с тех пор его пристань - Медико-хирургическая академия (ныне - Военно- медицинская академия). В своей петербургской клинике Сергей Петрович Боткин первым в России создаёт несколько лабораторий: общеклиническую, физиологическую, химическую и бактериологическую. Кстати, физиологической лабораторией в этих стенах 10 лет (с 1878 года) заведовал Иван Петрович Павлов.

Сергей Боткин еще со студенческих лет (с 1853 года) дружен с Иваном Сеченовым. Они встречались в Европе, вместе работали в Петербурге. Эта дружба стала знаковой и в научных разработках Боткина. Например, признание им ведущего значения нервной системы в любой болезни дало толчок развитию клинической медицины. "Гениальный взмах сеченовской мысли» (Павлов), по которому «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы", в результате исследований убедил Боткина в рефлекторном механизме всех происходящих в тканях организма человека процессах. Учтя, что нервная система человека регулирует его внешнюю и внутреннюю деятельность, Боткин убедился, что повреждение тела любого характера в той или иной мере затронет нервную систему, а значит, и организм в целом. Кроме этого, Боткин признал ведущее значение в развитии болезни внешней среды. «Понятие о болезни неразрывно связано с ее причиной, которая исключительно всегда обусловливается внешней средой, действующей или непосредственно на заболевший организм, или через его ближайших или отдаленных родителей». Это и есть столпы клинической медицины Боткина. С учения Боткина о целостности человеческого организма и его связи с окружающей средой и начался век науки в медицине.

Боткин был энергичным, работоспособным, увлеченным делом. В до-инструментальную эру (назовем так пропедевтический подход к пациенту) Сергей Боткин расширил представления врачей о больном и болезнях.  Мы обязаны Сергею Боткину появлению санитарно-эпидемиологической службы и бесплатной медицины, женщин в медицине и развитию крымских курортов, первыми бригадами "Скорой помощи" и началу использования термометров. Но это далеко не всё.

Кроме клинической и преподавательской Боткин вёл большую общественную работу. Да, среди его учеников около 50 стали профессорами по 10 специальностям.

И что ещё восхищает – он прекрасно играл на виолончели. Играл на инструменте почти ежедневно. А по субботам собирал друзей у себя дома на Васильевском острове и в составе квартета играл концерты на радость собравшихся.

В дореволюционной России был известный словарь «Великие россияне», где собраны биографии почти 100 человек от времён Рюрика. Среди врачей в эту книгу попали только двое – Николай Иванович Пирогов и Сергей Петрович Боткин.

Фото: Портрет доктора Сергея Петровича Боткина. 1880. Художник - Иван Крамской. Государственный русский музей. Санкт - Петербург.


Рецензии