Не все потеряно...
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе…
Рядом в гимназии начиналась торжественная линейка посвященная Дню знаний, первому сентября. На спортивной площадке с искусственным покрытием постепенно собралась внушительная толпа из учащихся и их родителей. Не удержался и пришел туда без всякой цели. Совершенно бессознательно искал знакомые себе лица. Откуда же они здесь? Мои друзья давно постарели, а многих уже нет…
Среди учителей царила легкая организационная суета. Им здесь все привычно, но каждый раз, как впервые. Сегодня они принимали цветы и поздравления.
На детских лицах улыбки множились в геометрической прогрессии. Впрочем, слезы на них тоже случались. Целая вереница радостных встреч и дружеских объятий после долгих летних каникул. Вот, уж, сколько новостей накопилось у каждого! Среди старшеклассниц спонтанно происходила демонстрация новых нарядов и фотосессия. Разговоры у них теперь совсем взрослые. Почему-то показалось, что их сверстницы из Хельсинки и Стокгольма в своих неизменных джинсах и футболках выглядели намного проще...
Скромно стоявшие в стороне родители выглядели бесконечно усталыми и счастливыми. Кто-то из них рядом со мной с тоскою рассказывал о перенесенных затратах на подготовку ребенка к первому дню занятий...
Мне, выросшему в семье учителей, все это знакомо и бесконечно дорого с самого детства. Школьная атмосфера не заканчивалась с окончанием уроков и продолжалась дома все долгие десять лет.
Помню, как впервые привел свою матушку, заслуженного учителя Российской Федерации и отличника народного образования на городской избирательный участок в эту гимназию. Кажется, тогда избирали очередного губернатора - Валентину Матвиенко…
После короткой процедуры голосования матушке захотелось познакомиться с гимназией. Это общеобразовательное учреждение всегда было на хорошем счету в Приморском районе Петербурга. Математика изучалась по известной программе Петерсона. Здесь вам саморазвитие и самопознание ребенка, формирование у него тяги к самосовершенствованию через раскрытие творческих и интеллектуальных способностей. Преподавание английского языка начиналось со второго класса. В пятом добавлялся второй иностранный язык – немецкий или французский по выбору. C первого класса предусматривался особый курс этики: “Я и мой мир”. Существовала масса разных кружков и факультативов...
Матушка начала осматривать гимназию с посещения столовой, потом заглянула в классы. Понравилось, у нее школе все было намного проще и скромнее. Правда, детей тогда учили не хуже. В этом она, педагог с 59-летним стажем, всегда была твердо уверена.
Работать матушка начала в 16 лет, пионервожатой. Вместе с учениками участвовала в восстановлении разрушенного города. Они расчищали улицы от завалов, сажали деревья в парках. Потом заочно окончила педагогический институт и стала учителем русского языка и литературы. Всю жизнь гордилась своей профессией. Всегда требовательная в работе, она была улыбчива и приветлива в отношениях с людьми. От этого матушка казалась мне самой красивой. Работа в школе, подготовка к очередным занятиям поглощали у нее много домашнего времени. Это долгое время оставляло у меня чувство детской обиды и ревности...
Отец, кадровый военный, пришел работать в школу после увольнения из армии. Сказалось тяжелое ранение на фронте. Вообще, прослужив в армии 18 лет, своей главной профессией он всегда считал работу учителя. С матушкой они познакомились на праздничном вечере в школе в 1946 году. Была тогда традиция – приглашать офицеров-фронтовиков в школу, а иначе и замуж не выйти. Мужчин после войны осталось мало, а в школах не было совсем. Работа в то время у каждого была главным делом жизни, на развлечения и знакомства времени оставалось мало…
Мне показалось, что в этом году букеты цветов и сами ученики выглядели немного скромнее, чем прежде. Теперь цветы все больше из разряда "импортозамещения", собранные нашими бабушками на садовых участках. Впрочем, в Петербурге достаточно других элитных гимназий и школ, где такое едва ли было заметно. Правда, попасть туда можно не всем.
Наше общество еще в начале 90-х годов прошлого столетия провозгласило своею целью построение правового социально ориентированного государства, но из этого получилось далеко не все.
Теперь многое решают деньги, и по ним часто определяют человеческие достоинства. Поэтому наши дети все реже хотят стать учителями и библиотекарями, не торопятся идти в самостоятельный бизнес и все чаще испытывают неуважение к труду простого рабочего и крестьянина. Их больше привлекает государственная служба, юриспруденция, престижные частные офисы и банковское дело.
Здесь все очевидно и понятно. В этой сфере чаще крутятся большие и легкие деньги. Пример нередко подают сами слуги народа, которые по уровню жизни все дальше отодвигаются от простых людей.
Как-то на днях застал знакомого художника за выполнением частного заказа. Последнее время он мастерил какие-то декоративные карнизы для штор. Имя известного художника и желание иметь дома эксклюзивную профессионально выполненную вещь сделали свое дело. Заказов от состоятельных людей у него хватало. Он все выполнял самостоятельно, от эскиза до готового изделия. Платили ему хорошо, с условием, что такого больше ни у кого не будет.
В тот раз я наивно предположил, что мой друг делал заказ для какого-нибудь петербургского театра. Слишком большими и громоздкими показались мне эти карнизы для обычной квартиры.
Оказывается, ошибался. Все это делалось для государственного чиновника, жившего в парковой зоне Крестовского острова. Самый центр, лучшего места в городе не отыскать. Метраж квартиры чиновника мог легко поспорить с иным питерским театром. Таких квартир теперь художнику приходилось видеть все больше и больше. Что и говорить, знакомая ему партийно-государственная номенклатура советского времени жила намного скромнее…
Карниз у него получился интересным. Русский национальный стиль. Сейчас это в моде. Так же, как заниматься спортом, иметь дома собаку определенной “президентской породы” и проводить отпуск на Байкале или Камчатке. Не забыть бы еще про домашний автопарк раритетных легковых автомобилей из подзабытой советской эпохи…
Покраска карниза “под старину” и разговор не мешали моему другу периодически прикладываться к бутылке дорогого коньяка. Милый презент от благодарного состоятельного клиента. Последнее время мой друг стал выпивать чаще, но твердости руки и ясности мысли пока не терял. Теперь для него это своеобразный допинг, чтобы приниматься за нелюбимую, но доходную работу…
Между тем в гимназии продолжалась торжественная линейка. У микрофона выступали учащиеся разных классов, учителя и приглашенные городские чиновники. Их обычно специально распределяли в такой день по городским образовательным учреждениям для проведения открытых уроков. Получалось, что на один день эти важные государственные люди становились ближе и доступнее...
Все много и хорошо говорили об образовании, о любви к славному Отечеству и светлом завтрашнем дне. Наверное, так оно и должно быть. Незаметно вглядывался в лица сегодняшних гимназистов. Теперь они другие и мало похожи на нас. Будто, пролегла река времени между разными поколениями. Она, как известно, всегда текла только в одном направлении. Мне показалось, что сегодня что-то уже безвозвратно потеряно. У нас было больше уверенности в будущем, больше возможности получить достойное образование и гарантированное место работы...
Как бы хотелось, чтобы сегодняшняя молодежь наряду с глубокими знаниями вынесла из этих красивых стен больше доброты и сострадания в своем сердце. Без этого любые книжные знания и ученость принесут мало пользы.
Довелось как-то недавно ехать в “тэшке” в сторону Репино. Это курортный район Петербурга на берегу Финского залива. Напротив меня сидел молодой человек лет с рюкзаком и пляжным ковриком. Он высок и хорошего сложения. Через обтянутую футболку и прорехи на фирменных джинсах проступали крепкие сухие мышцы. У него открытое загорелое лицо с синими глазами, обрамленное русой кудрявой бородкой. Про таких людей иногда говорят: хороших кровей или порода читается. Как о красивых и сильных животных…
Всю эту прекрасную картину разом испортил телефонный звонок, свидетелем которого мне пришлось оказаться. Кажется, звонила мать молодого человека и просила срочно приехать. Потом позвонил и его отец…
- Папа, ну, что у тебя случилось? Я же сейчас на работе… Не парься, освобожусь и обязательно заеду. Нет, сегодня не смогу. Наверное, завтра. Завтра буду точно, если получится… Вы с матерью, как дети… Блин, не придумывай себе болезней… Нет, ничего сами без меня не делайте…
На другом конце положили трубку. Молодой человек печально вздохнул и отвернулся в окно. Похоже, его огорчало, что окружающие пассажиры стали свидетелями этого неприятного разговора. Значит, еще не все нами потеряно…
В это время возле гимназии в воздух поднялись воздушные шары, и прозвенел долгожданный звонок. Дальше были аплодисменты, почти как в театре…
По традиции первыми на yрок отправились первоклассники. В добрый путь…
Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе…
Фото из Интернета
Свидетельство о публикации №115090105018
Сергей,хороший рассказ!Кажется,что просто поговорила с знакомым человеком!)
С улыбкой,Светлана
Добрава 30.03.2016 18:21 Заявить о нарушении
Сергей Псарев 31.03.2016 22:57 Заявить о нарушении