Собраниям клик - гаплык!

Глашатай
(поэтические философемы,
реплики, эссе)

27.08.2015

Собраниям клик – гаплык!
(кликушествующие субъекты – «герои обочины» и « сентеминтализм здесь ни к чему», так мог бы сказать Н.М.Карамзин)

Эпиграф:

-Человек создан трудиться, работать и наслаждаться. Он всех тварей живучее,
он все перенести может. Для него нет совершенного лишения,
 совершенного бедствия, кроме бесславия.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) – русский писатель, историк.

            ***

Без социализма
Обществу  - гаплык!
Этот вывод признан
Собранием клик.

С вотчины небесной
Суждено упасть,
Им в любви окрестность –
Это ли не страсть!

В сердце свет и мрак извне
Спорят в меру сил,
Лиза спит в Карамзине,
Он – в игре чернил.

Советское, умное, дерзкое –
Это начало начал,
Как правда, как честь офицерская,
Как Русь, как священный Байкал.

               ***

Резюме:

               Дорогие читатели! Чувственная жизнь человека – удивительно важный фактор развития мирового искусства. Открытие «влюбленности», освобождение человека от принятого, в разных обществах «стандарте» сдержанности, намеренной холодности – важный момент -  движущая сила культурогенеза. Человек хочет любить и хочет быть любимым вопреки регламентам сословий и эпох. В этом процессе важную роль играет феномен сентиментализма. «Чувственные бури» нужны людям. Как любят герои Шекспира – Отелло и Дездемона; как любят пушкинские Евгений Онегин и Татьяна Ларина? В лирическом шедевре Н.М.Карамзина представлен философско-сентиментальный взгляд на чувственную жизнь, на слезы, очарованных красотой и на их переживания. Кто вы – влюбленный и влюбленная?
          Следует уточнить ряд особенностей карамзинского произведения.
«Бедная Лиза» — сентиментальная повесть Николая Михайловича Карамзина, написанная в 1792 году.

Повесть опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Н. М. Карамзин.  В 1796 году «Бедная Лиза» вышла в отдельной книге.
           Сюжет сентиментального образа той далекой действительности.
            После смерти отца, «зажиточного поселянина», юная Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продаёт ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом, который влюбляется в неё, и готов даже ради своей любви оставить свет. Влюблённые проводят вместе все вечера, разделяют постель. Однако, с потерей невинности Лиза потеряла для Эраста и свою притягательность. Однажды он сообщает, что должен вместе с полком выступить в поход, и им придётся расстаться. Спустя несколько дней Эраст уезжает.
            Проходит несколько месяцев. Лиза, оказавшись в Москве, случайно видит Эраста в великолепной карете и узнаёт, что он помолвлен (он проиграл в карты своё имение и теперь вынужден жениться на богатой вдове). В отчаянии Лиза бросается в озеро, около которого они гуляли.
           Сам Н.М.Карамзин был человеком острой наблюдательности. Он увидел в людях так много, что вынужден был написать правду о переживаниях, которыми сопровождается жизь человека во все времена. Его бедная Лиза не исключение.
   Карамзин утверждает:

-Удовольствия любви бесчисленны; ни тиранство родителей, ни тиранство самого рока не может отнять их у нежного сердца – и кому сии удовольствия неизвестны, тот не называй себя чувствительным.

Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) – русский писатель, историк, почетный член Петербургской Академии наук. Идеолог дворянства и просвещенного абсолютизма. Основоположник русского сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза»). Редактор «Московского журнала» и «Вестника Европы». Основное сочинение «История государства Российского».


Р.S. 

       -Душа, слишком чувствительная к удовольствиям страстей, чувствует сильно и неприятности их: рай и яд для нее  в соседстве; за восторгом следует или отчаяние, или меланхолия, которая столь часто отворяет дверь…в дом сумасшедших.

Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) – русский писатель, историк.

 Позвольте уточнить философско-смысловые реалии сентиментализма.
Сентиментализм ( от французского – чувство). Течение в европейской и американской литературе и искусства 18 – начало 19 веков. Провозглашая культ естественного чувства природы был не чужд патриархальной идеализации. Близок предромантизму. Главные представители: С. Ричардсон, Ж.Ж. Руссо, Л.Стерн, О.Голдсмит, Т.Смоллетт, в России – Н.М.Карамзин.

С уважением, Юрий Петров, доктор философских наук.
31.08.2015


Рецензии