17 продолжение сборника Киевь. Сталин. Жихнь

                134
                ДЕНЬ, КОГДА УМЕР СТАЛИН

  В каждом году нашей жизни есть месяцы и числа, которые навевают у нас мысли о прожитых временах и ушедших навсегда людях. Уже более полувека прошло с тех пор, как 5 марта 1953 года умер Иосиф Сталин. Ну, умер и умер, мало ли людей умирают каждый Божий день! Но я уверен, что 5-го марта вспоминают и ещё долго будут вспоминать именно Сталина. Каждый по-своему.
 
&&& Грозный март 53-го

  Седьмого ноября 1951 года шли мы с отцом по нынешней Банковой. Над входом в здание ЦК КПУ, где ныне - администрация Президента, висели четыре огромных, метров по 12, полотнища, на которых, в рост, были изображены Маркс — Энгельс — Ленин —Сталин. Эти полотнища там вывешивались дважды в год, 1 мая и 7-го ноября. И задал же я отцу вопросец, скажу вам: „Пап, а если Сталин умрёт, кто будет вместо него?». Хоть и был он в форме полковника милиции, отец посмотрел по сторонам, оглянулся, и только потом, улыбнувшись, ответил: «Ну, кто-то будет другой…». Отец ошибся. Такого, как Сталин,  в нашем руководстве больше не было...

  В марте 1953 года я болел корью, тяжестью выше средней. Пятого уже приходил в себя. И вот утром знаменитый громкоговоритель «Рекорд» передаёт сообщение о смерти Сталина. «Бабаня» и мама плакали навзрыд. «Мне-то уж ладно, пожила своё, но вас-то, внучкИ, жалко", – причитала бабушка, на своём веку пережившая все войны, начиная с русско-японской, и все голодовки, начиная с 1921-го — "Ведь энти черти, мериканцы, чуть не каждый день над нами летают! Сталина-то хоть как-то  боялись, вон какую войну выиграли, а теперь?». (В то время границы СССР часто нарушались американскими самолётами, до Киева и дальше их RB-29 долетали). «Ревел белугой» и я...
В обеденный перерыв на вопрос женщин «Что же теперь будет?» отец, вместо обычного «Казбека» скручивая самокрутку из бабкиной махорки, стараясь быть спокойным, ответил: «Он сам говорил: «Незаменимых людей нет…».

  Портрет Сталина отец снял и спрятал после ареста Берии. Заодно и уничтожил свой 3-й рапорт с просьбой отправить на фронт, который он направил в 1943 году на имя «Лаврентий Палыча». Почему? В двух предыдущих Наркомвнудел Таджикской ССР, куда отец «загремел» в 1937-м,  капитан Госбезопасности Лапин в вежливой форме “старшему политруку” отказал. В углу же третьего Берия начертал собственноручно: «Сиди и не рыпайся! Надо будет—возьмём». Ну-ка, попади такое, куда не надо? Сложное было время.
 Сложной была и личность Иосифа Виссарионовича Сталина. Но над «простыми» мировая история издевается, их забывая, «сложных» - помнит. Премьер-министр Франции Даладье, его коллеги - англичанин Чемберлен, чех Бенеш, поляк «маршалек Смиглы-Рыдз», оголтелые «диктаторы» венгр Хорти, румын Антонеску — кто помнит их сегодня? А Рузвельта, Сталина и Черчилля вспоминают чуть не каждый день. А ведь этим трём «играть» пришлось против молодой, напористой и талантливой "команды", "капитан" которой — Адольф Гитлер «был шит» далеко не лыком! И тяжелее всех пришлось Сталину: партию для игры против него при определённых условиях могли составить друг с другом все вышеназванные деятели.
 Но Сталин выстоял, хотя и очень дорогой ценой. Что делать! Уж очень лакомый кусочек представляла 1/6 часть суши, которой пришлось ему править. Глядя на нынешних «керивныкив» и правителей, поневоле 5-го марта вспомнишь четырёхстрочие великого российского поэта Николая Алексеевича Некрасова: «Замечательно странное свойство/В нас суровый наш климат развил: Забываем явивших геройство,/Помним тех, кто себя осрамил…». 

&&& «Я себя под Сталиным чищу…»

   Это перефраз великого поэта Владимира Маяковского. Почему я стал интересоваться личностью Сталина, по крупицам собирать сведения о нем? Да потому, что многое, что было после него, и прошлое, что было до него и при нём, "всплывая на поверхность", заставляло спрашивать себя: «А как бы поступил я, будь я на месте Сталина? Чтобы не просто поправить-погулять, но и страну не забыть?».
   Начался мой интерес где-то с 1958 года, когда подхалимы всех мастей словно взбесились: «Наш Никита Сергеевич! Верный ленинец!». «Кампания” за “кампанией”! Зимой 1962-го я, комсорг 132-й киевской школы, был на совещании, проводившимся Киевским горкомом КПУ и горсоветом. Тема…борьба с преступностью! Ну, тогда было по большей части хулиганство, но с ножами и заточками, ибо на руках не то что неучтённого «ствола», но и хорошей рогатки не было. И вот перед началом работы ведущий даёт вводную: «Предлагаю избрать почётный президиум в лице нашего дорогого Никиты Сергеевича Хрущёва и ленинского ЦК КПСС!». Все встали, стали хлопать. Пришлось и мне… Тошнотно — не то слово. Но - «Единогласно!»

   Когда обо всём узнал отец, он был в ярости: «Опять «культ»! Собрание твоё — точно как в 37-м. Ну, тебе простительно, а кто того подлеца за язык тянул? Но у того «культа» хоть личность была! Страна в 32-м с голоду пухла, а мы выплачивали американцам за поставки техники! Американцы-то за просрочки с выплатами могли всякие пакости устроить…"(О «голодоморе» отец, член ВКП(б) с 1928 года, мне рассказывал в деталях, и, в отличие от главного идеолога КПУ Леонида Кравчука, я никогда о той поре в неведении не был). "Хоть и на костях, но подняли страну, не профукали, не проели золотой запас! И перед войной, в общем-то, неплохо жили! А что теперь, при Никите? Ведь всё сыпется!... Так, сыновья, попридержите языки, эти подлецы, «чтобы показать работу», могут вновь начать хватать, кого попало…».      
 
   В 1965-м, во Дворце спорта, во время фильма «Великая Отечественная», когда Сталина показали на экране впервые за много лет, зал застыл в гробовом молчании. «…Братья и сёстры! К вам обращаюсь я, друзья мои…» Словно какая-то сила толкнула меня, и я вовсю зааплодировал. Схватят — так схватят, плевать! На-ДО-Е-ЛО! Но зал взорвался аплодисментами! Он этим словно напомнил: «Нельзя рассматривать великие исторические события и личности через уменьшительное стекло».

&&& «Разве можно Сталина таким аршином мерить…»

   Кое-кто скажет: «Как вы смеете вообще сравнивать этого параноика и тирана с Владимиром Ильичом, «самым человечным человеком». Смею! «Кто был более жесток?» - спросил Молотова писатель Феликс Чуев. «Конечно, Ленин!» - ответил Вячеслав Михайлович, долго не размышляя.  Ныне известны ранее засекреченные документы гражданской войны, в которых Ленин, «для победы революции», требует убивать и убивать. Но что-то не печатались документы тех времён такого плана за подписью Сталина. Зато известны «чернокожие поезда» Троцкого, устилавшие Россию трупами и «белых», и «красных», и «зелёных». Соратники «демона революции» ему не уступали. Бредил расстрелами, как методом воспитания, «ценнейший теоретик партии» Николай Бухарин, уже в 1936-м просил дать ему собственноручно расстрелять свою жену, обвинённую во вредительстве, известный в Украине расстрелами «белых» офицеров в Крыму Георгий Пятаков…
   Это объяснимо: после волны революции люди, взлетевшие на её гребне, к человеческой жизни относились не очень-то щепетильно. Да и вообще, вспомним-ка: с каких пор интеллигенция, «совесть нации», чуть не с пелёнок вопила то « К топору зовите Русь!»(Герцен), то “Та добре вигострить сокиру та й заходиться вже будить хиренну волю треба миром...”(Т.Шевченко)? То бросала бомбу в императора, то в упор расстреливала чиновников? При таких делах «кота Леопольда» из Сталина вырасти просто не могло!
   Но… Вот данные из справки от Берии Сталину ( В.Карпов. «Генералиссимус»): «…с 1919 по 1930 гг. органами ВЧК-ОГПУ было расстреляно около 2,5 млн врагов народа…с 1930 по 1940 гг. расстреляно 686 271 чел. (почти в четыре раза меньше. Авт.).Из числа сотрудников НКВД, разоблачённых и выявленных врагов народа  осуждено 63079 чел. Расстреляно 41080 чел.».
   Попробуй-ка разберись, кто был кем в этом сплошном кровавом кошмаре! И попробуй-ка останови это «красное колесо», запущенное в 1917-м «мальчиками с горящими глазами», которые спали и видели всемирную революцию! Но Сталин, при всей его жестокости, не обратил в пепел оставшиеся миллионы «будущих ЭсЭнГовцев» ради счастья бушменов пустыни Калахари! Стань у власти Лев Троцкий со своей «чёрной гвардией» - сжёг бы 1/6-ю суши непременно! История Брестского мира — наглядный тому пример…
  Мог ли Сталин спать спокойно, имея таких соратников? Разве что мертвецки пьяным. Но Сталин не напивался, а своего главного оппонента Троцкого выпустил по-джентльменски, даже библиотеку разрешил взять с собой. И не трогал бы "Лёву", сиди тот спокойно, не стремись вновь стать «демоном революции». И друзей бы его не трогал, если бы они занялись каким-то полезным хозяйственным делом. Но, кроме «профессионального революционерствования»,  эта часть «ленинской гвардии», по большому счёту, ничем другим заниматься не умела и не хотела. Да и товарищами были плохими. Помню, в восьмидесятые в «Известиях» была статья (единственная!), как Сталин решил, напоследок, посетить сидевших в тюрьме Зиновьева и Каменева, и как они стали продавать один  другого: «Это всё он! Я — хороший!». Страшная штука власть. Страшная и для тех, кем правят, и для тех, кто правит…   

&&& «Если завтра война…»

  С 1960-го Хрущёв поднял крик: «Сталин не готовился к войне! Он её проспал! Воевать пришлось без винтовок! И всё потому, что уничтожил Михаила Тухачевского!». Спасибо Виктору Резуну-Суворову, издал своё «Очищение», где привёл выдержки из «трудов» Тухачевского, «Сталинского Сульта», как его называли на Западе. Блеск! Возьмите, почитайте, поймёте, что такое трёп отставного подпоручика-суперглобалиста на военную тему! Ну, если бы ещё за рюмкой чая в сауне — Бог с ним, с кем не бывает. А то ведь с высоких трибун, и в маршальском мундире! И этот трёп были вынуждены слушать комполки-комдивы-комкоры Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, другие будущие маршалы, и не просто слушать, а ещё и исполнять! В лучшем случае — повторять глупости по команде. Иначе никакого ходу им бы не было.
   Вот навоевали бы, останься командовать маршал-подпоручик сотоварищи …

  И только сравнительно недавно стало известно, что по танкам, самолётам РККА к 22 июня 1941 года имела чуть не троекратное превосходство над Вермахтом и Люфтваффе, не отставала в количестве артиллерии и стрелкового вооружения. И танки были не хуже немецких, и самолёты. Но — если в уверенных, тренированных руках, управляемых опытной, знающей своё дело головой. А вот с этим в русской армии давно была «напряжёнка». Когда до 1945 года русская армия побеждала какую-то армию европейских держав? Только в Семилетнюю войну (1756-1763 г.г.). Даже в Берлин в 1760-м вошли, неоднократно разбивая пруссаков по дороге. Но Наполеон, в общем-то, проиграл «войну ресурсов», не проиграв русской армии ни одной стратегической битвы. Крымская война — конфузия. Русско-японская — полный позор. Первая мировая — тоже не много лавров. А вот немцы, после объединения «железным Бисмарком» постоянно гонявшие французов и чуть не трижды занимавшие Париж, в 1918-м гуляли по Крещатику, а в 1941-м ещё и чуть не прошлись у Мавзолея.
   Сталину удалось сломать «порочную практику», хотя, если верить Карпову, после битвы под Москвой он подумывал над тем, как бы помириться с Гитлером и даже выступить с ним против Англии. (Переговоры вёл зам. наркома НКВД Меркулов с группенфюрером СС Карлом Вольфом в Мценске 20-27 февраля 1942 года). Коварство, подлость, трусость? Высочайшая политика! « У нас нет друзей, у нас есть союзники», - сказал когда-то генерал Де Голль. А Сталин понимал, что война с таким грозным противником, как Германия может для СССР стать последней. Возможные союзники, хоть чего-то стОящие, в феврале 1942-го были далеко, а реальный противник — под Москвой. Да и Америка только-только начинала оправляться после Пирл-Харбора, Англия увязла в песках Северной Африки. Германия же переходила на третью скорость, и Сталинград после битвы под Москвой не просматривался. А война уносила каждый день миллионы рублей и тысячи жизней, которые, как Сталин понимал, будут очень нужны по её окончании, чтобы не оказаться в положении ягнёнка перед новыми волками. Так что и те переговоры с немцами о сепаратном мире находят своё объяснение. Ничего «дьявольского» в них нет.

&&&От Сталина до Брежнева

История свидетельствует, что, если во главе государства становится человек, не интересующийся военными вопросами, то государство быстро приходит в упадок. Хоть и «железная», но леди, Маргарет Тэтчер, отправляя экспедиционные силы на далёкие Фолклендские острова, ни разу не нарушила флотских традиций, ни на один корабль не поднялась: женщина на корабле, даже на секунду — дурная примета. И Фолклендскую войну Англия выиграла. А Горбачёв и парады стал отменять, и «Раю» чуть не на «Курск» приводил. Сталин традиции чтил, даже в Гимн записали: «Мы армию нашу растили в сраженьях». В развитии Вооружённых Сил СССР он сыграл важнейшую роль. ПВО, стратегическая авиация, ракетные войска, океанский флот — всё это зародилось при нём, под его, как ни крути, руководством. Да, всё это пришлось создавать, закрепощая крестьянство, придерживая внутреннее потребление, развитие лёгкой промышленности. Но, имея мощные Вооружённые силы, СССР имел перспективу «незалежности», независимого мирного развития. Это не украинские главкомы типа Виктора Ющенко, у которого 2/3 танков было «не б.г.», единственную подлодку только и мыслили, как бы продать, о строительстве военных кораблей вообще нет речи, а от авиации остались одни воспоминания.(Какое счастье для нынешних условий "гибридной войны" в Украине!)

   Нет, не зря даже такой тёртый калач, как Черчилль, не мог не вставать при появлении Сталина, хотя и пытался заставить себя сидеть. Что ни говорите, действительно было что-то в лице «старого тигра», как метко назвал его Константин Симонов, располагающее к себе: совсем не упрямый подбородок; внимательные красивые глаза с сетками морщинок в углах -- такие глаза одинаково выразительно передают и улыбку, и гнев; простая мужская причёска. Сравните с Рузвельтом и Черчиллем. У Франклина Делано — лицо умного благородного пастора, вынужденного, забыв о своих недугах, проповедовать и вести волнующуюся паству к истинной вере. Уинстон Леонард Спенсер — ну, чем не Джон Сильвер из «Острова сокровищ»? «Всё я на своём веку повидал, меня, ребята, вокруг пальца не обведёте! Но уж я вас — и не сомневайтесь!» Такие джентльмены параноика, труса и разгильдяя, неврастеника и глупца в свою компанию не приняли бы, за один с ними стол ни в Ялте, ни где-бы то ни было, не пустили б!

  Хрущёв до Сталина по внешним данным явно не дотягивал. Его живот и лысина быстро стали раздражать. Зато когда Генсеком стал Брежнев, народ успокоился: «Нормальный мужик». Это потом уже, когда подхалимы наград ему понавешали, стал он «нашим бровеносцем в потёмках». А, если разобраться, то, как сказал мне незадолго до смерти отец, «Наше великое счастье, что нашёлся такой, как Брежнев. Ведь казалось, что в окружении Хрущёва порядочных людей не осталось. Или были пустопорожние болтуны, или с таким самомнением, с такими претензиями…Как когда-то в Украине Косиор или Хатаевич».

   Мне думается, оценка деятельности Леонида Ильича ещё ждёт своего часа. Во всяком случае, то время я застоем не считаю. Как не считаю и время Сталина сплошной «ночью над одной шестой суши». Ибо я уверен: не будь его, при той «когорте славных», что осталась после Гражданской войны, зэков, трупов и ГУЛАГов меньше бы не было. Как не было бы и построенное той «элитой» государство (если бы вообще состоялось) сильнее того Союза Советских Социалистических Республик, который был в марте 1953 года.

В месяце, когда ушёл в мир иной генералиссимус Иосиф Виссарионович Сталин…   
                июль 2008- август 2015 гг


Рецензии