Цуг и Цванг спешат на помощь...

У нас трудно не быть оптимистом. Только вера в будущее и спасает. Вера - не весло и не парус. Вера, скорее, киль: даёт устойчивость в неспокойных водах.
Почему власть "вкладывается" в консервативные, регрессивные по своей сути общественные институты и движения? Потому, что назрели институциональные преобразования.
Поясню. От того, как, в какой форме, с какими жертвами и потерями, будут осуществляться реформы, от того, как они пройдут - в формате мирном, цивилизованном, использующем уже существующие демократические институты (да, несовершенные, да, коррумпированные, так они и во всём мире таковы), или - опять "сарынь на кичку!", зависит судьба государства.
Причины кризиса суть внешние и внутренние. Если на уровне "внешнего периметра" действия властей вызывают недоумение ("С целым миром спорить я готов"?), то внутри наблюдать какие-либо усилия вообще не представляется возможным. Если не считать таковыми настойчивые увещевания - зарыть голову в песок поглубже ("Всё будет хорошо, я это знаю!"). Отсутствует стратегия. Во всяком случае, не просматривается. А решить проблему перемещениями тактических батальонных групп не представляется возможным. "Die erste Kolonne marschiert...".
В политике самое опасное - это однозначная оценка. Однозначная оценка - это уже практически императив, руководство к действию. В политике следует избегать однозначных оценок, в силу того, что сами политические феномены не обладают собственным содержанием.
Понятно, что для нынешних "верхов" самый болезненный вопрос - о смене власти. Понятно, что перемены "наверху" затронут не только сравнительно узкий круг друзей, знакомых, родственников, "соседей по кооперативу". Пошатнётся и сформированный (и сформулированный) теми же "соседями" тип национальной экономики. Это в сущности экономика бандитская.
Привычнее другое наименование: "экстенсивная". Но в наших условиях это и означает: бандитская. Нажиться на чужом, не вкладывая своего (затраты на обеспечение безопасности грабежа в расчёт не берём), нажиться "по-быстрому", "пока можно"... Это криминальная идеология, получившая поддержку власти (и некоторой части общества).
Если система рухнет (а она не может не рухнуть, она и не рассчитана "на века"), это будет и благом, и злом для всех. Попытки законсервировать status quo объяснимы не только личной заинтересованностью, но и - в немалой степени - наличием негативного прогноза реформ. Последствия коллапса системы будут катастрофичными, причём для всех без исключения слоёв общества. Такое понимание в обществе есть. Нет отчётливого понимания того, что они будут тем масштабнее и тем страшнее, опять-таки для всех, чем больший срок займёт искусственно продлеваемая агония. С этой точки зрения, нелогичной и самоубийственной выглядит политика властей, ориентированная на сохранение существующего положения вещей через инерционные по своей природе институты.
Таковых институтов на данный момент немного, собственно - один: РПЦ. Другие находятся в стадии формирования. Церковь тоже не отмобилизовалась полностью. Но здесь степень готовности уже можно назвать высокой. Эти "подушки безопасности" опираются на ретро-идеалы, что делает их инструментами стабилизации, но не даёт им будущего. Ретро переживёт общество, в котором востребовано, но не переживёт себя. Для того, чтобы "подушки" сработали, их необходимо... накачать. Этим и занимается власть.
Побочный эффект такой политики известен: это поляризация общества. Здесь нужно сделать оговорку. Люди необязательно делятся на "консерваторов" и "прогрессистов", на "государственников" и "либералов". Всё проще. Водораздел проходит в области реальных предпочтений: "Жду я чего-то от будущего?" - или "Здесь мне больше нечего ждать...". Забота о будущем своей семьи, о судьбе близких и родных людей делает поиск ответа, с последующим личным выбором, и насущным, и необходимым.
Дабы отсрочить копку могилы, могильщикам дана возможность демонстрировать с плакатами и портретами наперевес. Понятно, что отсрочить можно. Отменить - нельзя. Политика опоры "на всё хорошее", "на всё, что было и есть", производит впечатление близорукой. Поддержка её достаточно широкими массами объясняется просто. В народе, среди "Ивановых" и "Лыковых", всегда сильны корневые, генетические страхи. Страх перед революцией, она же "русский бунт, бессмысленный и беспощадный", есть среди них сильнейший. Вот поэтому - "пусть уж лучше так, как есть, чем...".
Чем - как? А - неизвестно... Будущее - чёрная дыра. Другими словами, отсутствует позитивная, реальная программа преобразований. Тех самых реформ, которые как воздух необходимы и "низам", и "верхам", но которых одинаково панически страшатся и те, и другие. В карете прошлого далеко не уедешь, но жить в ней, худо и бедно, можно...
В шахматах это называется "цугцванг". Такое положение фигур, при котором любой ход лишь ухудшает дело. Фигуры сменить? Но пока большинство меньшинства предпочитает сменить доску.


27 августа 2015 г.


Рецензии