Пергамон и Бергамы. Археологическая поэма

ПЕРГАМОН И БЕРГАМЫ [1]
Археологическая поэма

МЕЙЕРХОЛЬД  Тася. Поэзия. Книга 3. КАК УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ. - Краснодар: Роялти, 2011. - 336с. (сс. 239-257).
Tasya MEIERHOLD. Poesy. Book 3. HOW TO MANAGE PEOPLE. - Krasnodar: Royalty, 2011. - 336р. (pp. 239-257).
Интернет: Свидетельство о публикации №185753 от 13 мая 2015 г.; Свидетельство о публикации №115082704693 от 27 августа 2015 г.

Содержание
I.    ВВЕДЕНИЕ
II.   ПЕРГАМСКИЙ ОАЗИС
III.  Развитие и расцвет
IV.  Восстание гигантов
V.   ПАНТЕОН "ПЕРГАМОН"
VI.  Упадок
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


I. ВВЕДЕНИЕ

1. Громада холма предо мною стоит,
Бескрайним простором иль степью пленит,
Акрополем, рвом что, стеной окружён, -
Два царских дворца и святилище в нём.
Оливки чернеют на самой горе
И с рощами цитрусов манят к себе.
 
2. Из лап дикой тьмы славу вырвал Алтарь–
Афине с поклоном идут все, как встарь:
Оазис культуры и жизни старик -
Пергам-град здесь цвёл посреди повилик.
Там рынок товаром народ поражал,
А театр культуру народа слагал.
 
3. С ним рядом - безбрежное море Эгея.
У ног его в мифы, легенды поверив,
Я вновь возвращаюсь к Элладе, эллинам,
Которых рапсоды воспели в былинах.
Звучит “Илиады” чарующий метр -
О царстве Пергама глаголит Гомер.
 
4. Акрополь стоит на высоком холме,
В нём Зевс - управитель всё видится мне.
А с ним сыновья и царица Афина
Вкушают нелёгкой судьбы своей вина.
Герои они. Все - подобны богам.
Прославил навеки народ их Пергам.


II. ПЕРГАМСКИЙ ОАЗ(ИС)

5. Долина реки, плодородный оаз (-ис)
Дугой простирался и радовал глаз.
Здесь рос виноград и в оливках деревья,
Любое всходило в земле этой семя.
Леса и луга наполняли жизнь смыслом,
И каждый постичь мог здесь соль земных истин.
 
6. Пергам-град счисление вёл с Атталидов,
Развивших в акрополе вкусы Эвклидов.
В источниках значится грек Филетер,
Кто зорким умом превзойти всех сумел:
Он место обжитое вмиг оценил
И силы в него, и уменье вложил.
 

III. Развитие и расцвет

7. Здесь скот разводили - овец и коней,
Садили зерно и растили детей.
Пахали и сеяли, вазы писали,
Ковали железо, скульптуры ваяли,
Готовили пряжу и ткали холсты,
Чрез реку, родник возводили мосты.
 
8. На Каике строилась гавань и порт -
Торговлю с соседями вёл здесь народ.
От недругов стены, врата воздвигали,
С железом, камнями от них защищались.
Сам стиль экономики, знаний расцвет
Спасали от многих непрошенных бед.
 
9. Шедевры расцвета Пергам отличали
И мудростью жизни людей наделяли.
Театры, дворцы, академии, школы,
Больницы и книги для с даром рождённых...
Для зрелищ устраивались здесь состязанья:
Бои, ипподромы, соревнованья...
 
10. Склады, погреба, мастерские и фермы -
Они экономику делали верной.
На фермах оливки росли. Урожаи
Снимались с деревьев и стойко держались.
А масло и уксус ценились везде:
В хозяйстве, для смазки, хранились к еде.
 
11. Здесь в ямах бокситную глину месили,
На круге гончарном посуду лепили,
Потом обжигали, смолой покрывали,
На лаковых чашах про жизнь рисовали.
Продукты, товары держались в амбарах
И всё получал здесь народ почти даром.
 
12. На складе хранили пшеницу, зерно,
Оливки и фрукты, руно и вино,
Керамику, мрамор, деревья и мясо.
На выделку кож принимались заказы.
В сосудах держалась вода с родника,
На случай, вдруг в граде случится беда.
 
13. Вода протекала по верху трубы -
Так всех акведук здесь спасал от нужды.
А после и бани построены были -
И в них по воде и по камням ходили,
В бассейнах купались, лечили проказы,
Могли колдовать, привораживать глазом.
 
14. От пыли и гама имел каждый сад,
Где мог от дел важных душой отдыхать.
На Форуме - мыслей глубоких обмен -
Столпы колоннадой стояли, затем
Пергамское царство имело чтоб вес
Среди государств, их царей и невест.
 
15. На землях поместий ремёсел ростки
Работою славили всех бедняки.
Монетой и славой людей зазывали,
Известных актёров к себе приглашали,
Взимались налоги, вершились суды,
И деньги шли в пользу гражданской казны.
16. От шума в Пергаме сады разбивались -
В оазисах зелени мысли рождались.
Фонтаны, сады, в них - аллеи, скульптуры...
С умом люди жили, лепили с натуры.
А опыт бесценный ушедших времён
Познать каждый мог, став таким, как Платон.
 
17. Пергам строил школы, учил в них детей
Любить мир и знать, изъясняться верней,
Чтоб сами могли возводить префектуры
И править умело всем градом культуры.
Расцвет медицины, науки, искусства -
Правление мудрое - с мыслью и чувством.
 
18. Град строил дороги и кремль украшал,
Чтоб каждый увидел в нём свой идеал.
Лечебницы, храмы, фонтаны, аллеи
Заставили в счастье эллинов поверить
И строить дворцы, доверяться богам,
Спасавших людей от нужды и от драм.
 
19. Для них был построен театр-Коллизей -
Вместилище зрелищ и слёзы друзей.
Бойцов после бойнь воскрешали арабы.
Асклепиев дух перешёл к Эскулапу:
Больных помещали в закрытые склепы
И всем им внушали: “Здоровы!”, “Поэты!”
 
20. Лечебницу ту основал Архиас.
Лечили борцов и героев за раз.
Так, каждый сквозь келью глас слышал врача,
И боль уходила со страха, серча.
С недугом справлялся младой организм.
Врача почитали, но был он - артист.

21. Так славу Пергаму создал одеон
Всемирно известный Асклепий-ион.
Потом храмом правил Гален-чародей.
Созвал он со свету великих врачей.
Им госпиталь был для лечений открыт,
Где он улучшал всем здоровье и быт.
 
22. В хранилищах свитки, дощечки хранили,
Историй события в них заносили:
Кто царствовал, был кто, когда, кем влюблён,
Убит иль на царствие вновь водружён.
Хранилища - теки папирусных свитков
Собой уступали, пожалуй, Египту.
 
23. Пред знаньем эллинов народ преклонялся
В науках дерзал он, творил и скитался.
Эллины писали труды по искусствам.
И их изучали все в комнатах узких.
А в портиках парных - хранилища свитков,
С веками чтоб связь сохранить, мыслей нитку.
 
24. Папирус в Египте цари закупали,
А в Римские войны на коже писали.
Дощечки, баранов пергамские свитки
Сенсацией станут, как Джоконды улыбка.
Пергамент знавала и грешная Русь,
Князья где всё дрались за власть и за грусть.
 
25. Папируса свитки подвешены были.
Их бережно в тубусах бычьих хранили,
И в амфорах - их зарывали в песок,
Огонь чтоб пергамент мгновенно не сжёг.
А пепел вулканов хранил арсенал,
И ядра железные сам он слагал.
 
26. Всех теки-дворцы постаментом встречали.
На них - братья-галлы, врагами что стали,
Как только попали они в Пантеон,
Где статуи им создавал Эпигон.
Их копии в мраморе в Риме хранятся
[Героями-галлами стали стесняться].
 
27. В клерухиях воины жили с чужбины:
За счастьем они приходили в долину,
Пытаясь здесь службу найти иль работу -
В борьбе ли, в сраженьях для бравой пехоты.
На войско своё опирались цари,
Чтоб град сей не стёрли с родимой Земли.
 
28. Пред храмами статуи гордо стояли -
Богами скульптур их порталы венчали.
Торговлю в них славил Пергама народ,
Чтоб дружбу с соседом крепить за живот.
Колонны фасады дворцов украшали.
Их ставили близко - чтоб своды держали.
 
29. Дорический храм был Деметре (?) построен,
Как только все войны закончились в Трое.
И храм Посейдону - пирату морей -
Жилось чтоб спокойней. Ведь с миром верней.
Явленья природы в Пергаме знавали:
Путь к Космосу, звёздам, богам постигали.
 
30. Дары возносились тем Музам искусства,
Которые щедро дарили всем чувства.
Рождённой из пены был выстроен храм -
Богиню Любви знал весь древний Ислам.
Сейчас позабыли про всё и про всех -
Зверёнышем лютым стал "друг"-человек.
 

IV.  Восстание гигантов

31. Центральное место Пергам занимал,
Торговлю вёл споро, пути охранял.
Богатством пленили Пергама дворцы,
Повластвовать в них возмечтали юнцы:
Светили в ночи маяки всем с Фаросса
И с ними огни Гелиоса с Родосса...
 
32. А кто защищал их дворцы от погромов
Сынов злобных Геи с Ураном-ведомым?
Гиганты-борцы, что на рингах сражались,
Все в одночасье вдруг галлами стались.
Краса ТинДорины, раздутая в страсть,
Была лишь призывом невольных: “Напасть!”
 
33. И вот Алисканда Фригидного пламя
Вскричало героям-галатам: “За нами!”
Судьба уготовила жизней исходы.
Свободный Пергам сам не сдался. Порода
Эллинов - героев, Эллады борцов
В легендах и мифах живёт до сих пор.
 
34. Как повествует Лукреций Тит Кар
Лишь подлостью взят был народ их, икар:
Конь деревянный, тайком от троянцев,
Приведен в Пергам и сожжён чужестранцем,
Рожденным от греков с материков,
Что жили в плену у своих небогов.
 
35. Внезапность могла быть причиною спорной.
Врагам не сдавался Пергам непокорный.
И Геры щитами боролись с врагом,
Сражались эллины, но пал Геройон.
...Афины Алтарь славу Зевсов хранит
В твореньях рапсодов, в барельефах тех битв.
 

V. ПАНТЕОН "ПЕРГАМОН"

36. Богатством Пергам захлестнул мир и властью.
Враги по соседству сгорали от страсти
Чужое добро захватить, поделить,
Народ чтобы гордый заставить служить.
Их дух геростраты крушили, ломали -
Хотели убить, под себя подминали.

37. И с тем, чтобы град сохранить от набегов
Галатов ли, кельтов, 'поляков' иль 'чехов',
Глашатаи звали в страну чужеземцев,
Героев-борцов, гладиаторов-рейнцев.
Их всех выставляли на ринг побеждать
И силу свою в Коллизеях пытать.
 
38. Чтоб дух боевой у людей укрепить,
Приказано было народу лепить
В скульптуре сражения пламенных битв,
Могли чтоб почувствовать жизни той ритм.
Так рос год за годом незримо алтарь,
И скульптор вёл летопись битв всех, как встарь.
 
39. Афины потомки - цари из Пергама -
Музеем искусств город сделали, храмом.
Заморскую глину везли для скульптуры,
Взрастили своих живописцев фигурных.
Везлись минералов могучие плиты -
Чистейшего мрамора, гнейса, гранита.
 
40. Храм высится гордо, дары принимая,
В честь славных событий, жрецов прославляя.
Его барельеф был заказан царём,
Вторым Эуменом в Пергам, в Пантеон.
И он воспевает нам Зевса, Афину,
Пергамское царство и смерти гордыню.
 
41. Из белого мрамора созданы лица,
И сразу в века переносят нас мысли,
Что будят уснувшую тягу к искусству,
И ищут в героях смысл жизни и чувства.
Реалии с вымыслом пищу давали,
Скульптуры художники в жизнь воплощали.
 
42. Лепились они Менекратом, Орестом.
Им всем Дионисий указывал место.
Пергамский был стиль иль классической школы -
Единство рельефов здесь было не ново.
Рельефы включают единую мысль:
Чтоб царство Пергама росло вширь и ввысь. 
 
43. Портал неприступный, с колоннами, фризом
Простым, трёхполосчатым, с низким карнизом.
А выше с фестоном идёт архитрав,
Из мрамора розы венчают портал.
Колонны Ионии с рогом-волютой
Нам взгляды меняют - порой очень круто:

44. Уносят Афину они с пьедестала
И Нику-Победу вновь лепят безглавой.
Весь цоколь - высокий (!), с героями сцен -
Их торсы лепили творцы мизансцен, -
Идёт по периметру длинною лентой,
Поднявшись чуть выше от постамента.
 
45. Афина подняла Пергам на вершину -
И скульпторы ей посвятили картину:
Царица Афина гигантов карает
Щитом (!), (Ал)Кионея, врагов поражая.
А рядом стоит-убивается Гея,
В судьбу горемычную сына поверив.
 
46. Растрёпаны волосы матери грешной
Страданье и горе её безутешно:
Змея обвивает гиганта и душит,
В грудь яд извергает и мозг его сушит.
Скорбит мать-Земля непутёвого сына,
В угоду деньгам что попал на чужбину,
 
47. Руками пытается небо достать
И хочет спасти сыну душу. Не встать.
Торжественен взгляд и движенья Афины -
Царицу не трогают участи сына,
Богиней зовётся народом, творцом,
И к ней устремляется Ника с венцом.

48. Большой барельеф, где фигур свыше сотни,
Сраженья богов и гигантов возносит.
Глаголят скульптуры о битве миров:
Верхов и низов, из своих, чужаков.
Герои Пергама все выше летают.
До них не достать. Недостойных карают.
 
49. Гиганты и боги огромных размеров,
Похожи на люд головою и телом:
Гиганты - с ногами от змей подколодных,
Рождённые ползать и гадам подобны.
Все боги, богини летают над ними
Разят недостойных, повинных в гордыне.
 
50. Здесь в центре сражается Зевс-бог упрямо
С тремя великанами, жаждущих славы.
В фигуре его ощущается сила,
И мощью наполнена каждая жила,
В движеньях, гримасах его динамизм
Эмоций и чувств, что познали свой крис.
 
51. Руками из жил он всё молнии мечет,
Разят его ядра и бьются картечью.
С ногами змеи ждёт удар Порфирийон.
Хотел уползти бы, но громом сражён.
Огонь настигает змеиного чара (=чародея) -
Гиганты-враги побеждаются жаром.
 
52. Фигуры раскрашены все в позолоту.
Глубокий рельеф сохранил блеск работы:
В полёте скульптуры богов динамичных,
Герои летают в хламидах пластичных,
Орлы машут грозно широким крылом,
А змеи танцуют, шипя о своём.
 
53. И ярость повсюду венчает событья -
Стремительный натиск богов и унынье
Гигантов, ползущих в отчаянье прочь.
Везде драматизм. Кто им в силах помочь?
Здесь каждая сцена жестокостью дышит
И души гигантов взывают услышать.

54. Их дух в Пантеоне хранился Афиной,
Но жертвами войн он чернится поныне.
И чтоб усмирить неспокойных соседей
На стенах его, в барельефах и медью
Другие лепились богини и боги,
Прославили те что свой край и истоки.
 
55. На западе - боги от водной стихии,
А с юга - небесные боги светили:
Восток (!) прославлялся - священный Олимп
Героями войн, олимпийцами игр.
А север (!) иные творцы охраняли,
Светили что ночью и звёзды считали.

56. Другою в то время полярность была:
Магнитность меняла воде и горам.
Сейчас север с югом теряют склоненье,
А запад с востоком - своё напряженье.
Все движутся вспять литосферные плиты,
С собою дух новый уносят в обитель.

57. С Большим барельефом здесь Малый висит.
Он всем об аркадском герое вестит -
О мифе, Телефе. В нём почерк другой:
Благие все лица - здесь мир и покой.
Гармонией дышит Пергама пейзаж -
Культуру Эллады хранит вернисаж
 
58. И галлов-пиратов, что к Трое ходили,
И всяческий раз от неё отходили.
Владычество в море хотели добыть,
Чтоб Трою с Пергамом заставить служить.
Тройной форт осадой могли только взять,
Порушить, разграбить чтоб всё в нём опять.
 
59. И пушками галлов эллины встречали
“Царь Зевс-громовержец!” - владыке кричали.
И славу отец с сыновьями делил,
Богами при жизни их звать повелел:
Пристать призывали, из пушек палили
И пошлину с каждой галеры делили.
 
60. Гераклы и Зевсы здесь били гигантов.
Писались с героев сражений атланты,
Которые Трою в веках охраняли,
От алчных соседей пролив заслоняя.
К Дворцу колоннады дорог приводили -
Эллины царей почитали, любили -
 
61. Героев-борцов за свободу народа,
Готовых работать до пятого пота,
Защиту сыскать чтоб культуре народа -
Оплоту всех царствий, системы свободы,
Пути разыскать, что ведут в райски кущи,
Где в злате живали овечки из лучших.
 
62. О чём говорят барельефы всем нам?
Что поклонялись эллины богам -
И тем, кто врагов от страны отбивал
И Галльские войны с расцветом встречал
Своей многослойной эллинской культурой -
Керамикой, театрами, маслом, скульптурой.
 
63. Портал славы миру Карл Хуман открыл,
На нём барельефы народов эллин:
Богов и гигантов, царей и тиранов
С рельефами битв на земле окаянной.
Учёным Пергам стал настойчиво сниться,
В папирусных свитках он звался столицей.
 
64. ...Под сенью Музеев живали искусства,
Покой в жизнь вселяя и с триумфом чувства.
Стоит Пантеон - поклоненье героям.
Пергамский алтарь, наряду с Парфеноном,
Свой град превознёс до семи чудес света.
С ним храм Артемиды вдыхал жизнь поэтам.
 

VI.  Упадок

65. Но зависть соседей по царству и Рима
Весь род Атталидов вконец погубила.
Сам Рим, оценивший богатства Пергама,
Ускорил эллинов погибель, их драму.
С запада (!), с Понта грозились соседи
На город напасть и разрушить до трети.
 
66. Восстание вольных, Свободой рождённых,
Геополитов непокорённых,
Заставило власти отдать град-Пергам.
Возглавил восставших рабов сам Аттал,
Родосского Гелия царственный родич,
Аттал - атталид Аристоник, негожич.
 
67. Послал Рим по просьбе Пергама войска,
Себя показать и схватить наглеца.
Задушен в тюрьме был тот юноша смелый,
Борец атталид Аристоник умело.
Пергам стал же вотчиной грозного Рима,
Который свободу хранил лишь незримо. 
 
68. Блестящее время расцвета Пергама
Потом уж прервала природная драма -
Трясенье земли у подножья холма
В руины повергло рельеф алтаря.
Вулкана морского излилася лава -
Пергамское царство забыло о славе.
 

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

69. Что делали после? Вновь строились храмы -
Пергама земля Византийскою стала.
С пожарами снова сбивались кресты
И ставился месяц для новой звезды.
А храмы Эллады в руинах стояли,
В мечетях эллинов дух в прах превращали.
70. Знавали Бергамы свои алтари.
Сейчас в них ни Зевсам заводят псалмы,
Ни дух Аполлонов в себе воскрешают,
А к дружбе народов земель призывают,
Помочь чтоб вобрать разум честных эллинов -
От бед уберечь и от смерти невинных.
 
71. Стоит Пергамон - поклоненье героям.
…В Анапе, на взморье ‘Пергам’ встретил ‘Трою’,
Скрывался где в гроте сам царственный Зевс -
Врагов громовержец, земель базилевс,
Что жил на чужбине, работал во славу
Горгон-амазонок, в скульптурах безглавых.
 
72. Музей здесь открыт. Он почти выживает,
О лучшей истории жизни мечтает,
Считая печати на кратерах жизни
И кольца на ручках у новой Отчизны.
 
...Колонны стремятся Ионии в небо
В Космический край, где давненько ты не был...
 
 
[1] Глоссарий

      Алискандос Фригиец, или Парис - сын Приама и Гекубы; незаконорожденный.
      Алкионей - крылатый гигант, сражающийся с Афиной.
      Аристоник (Эвмен III) - из династий атталидов и гелиополидов; побочный сын Аттала II.
      Архиас - горожанин Пергама; согласно письменным источникам, считается основателем Пергамской больницы.
      Асклепий - древнегреческий врачеватель; Асклепий-ион - сын Асклепия; Асклепион - древнейшая Пергамская лечебница, основанная в 4в. до н.э.
      Аттал III (139-133 гг. до н. э.) - последний царь династии атталидов.  Обострившиеся социальные противоречия внутри Пергама, сложная международная обстановка, в частности создание враждебной Пергаму коалиции Вифинии, Галатии, Каппадокии и Понта, заставили господствующий класс Пергама и Аттала III передать Пергамское царство по завещанию Риму (133 г. до н. э.).
      Бергамы - современный турецкий посёлок; см. Пергам.
      Гален - Пергамский врач; славился непревзойдённым красноречием.
      Герострат - разрушитель.
      Гея - Земля, богиня Земли.
      Гиганты - сыновья Геи, богини Земли, которые восстали против богов Олимпа и в жестокой битве потерпели поражение. Дикое племя, населявшее Эпир и истреблённое Зевсом.
      Горгиппия (Синдики, Синдская гавань Одиссея) - античный греческий город на Черноморском побережье Кавказа, столица синдов; в 4в. до н.э. полис был включён в состав Боспорского царства; предполагается, что город назван по имени боспорского правителя Горгиппа; чеканились монеты; одна из находок - мраморная статуя правителя Неокла (2в. н.э.), изображённого в греческой одежде, но с местным украшением на шее - гривной и подвеской в виде головы быка; произв. греч. ;;;;;; (gorgeous, англ.) - быстрый, стремительный.
      Горгоны - крылатые чудовища со змеями вместо волос.
      Деметра - дочь Крона и Геи, мать Персефоны; богиня плодородия и земледелия; склеп Деметры с её изображением датируется 1 в. н.э.
      Дионисий  - древнегреческий скульптор, принимал участие в создании Пергамона.
      Дорийский стиль (греч. Dorikos) - один из ранних стилей античного искусства. Его формирование связано с переселением народов в бассейне Эгейского моря в конце XIII - начале XII вв. до н.э. Название - от легендарного Дора, или Дороса, сына Эллина и нимфы Орсеиды, получившего, по преданию, от отца землю в Элладе после потопа (Дорида). Слово Doros связано с doron - дар, щедрость, но имеет иной корень, чем dory - ствол дерева, древко копья - см. Дорифор) В России - Красно(Екатерино)Дар.
      Елена Спартанская, царевна, дочь Зевса от Дорины [=тинДарин, =тинДарей, ‘тин’ (греч.) - вин. пад. от женского местоимения ‘она’; многожёнство у ряда язычников] (см. дорический орден, дорическая культура); по другим источникам - дочь Леды, дочери царя Этолии Тестия (превратившейся в Лебедя), и Тиндарея; родная (по матери) сестра Елены - Клитемнеста - ж. Агамемнона - царя Микенн, столицы Ахайи (=Агайи, =Эгейи) , брата Менелая - мужа Елены. Младшие сводные братья-близнецы (?) Клитемнесты и Елены - диоскуры Кастор и Полидевк были детьми Леды (?) от Зевса (Полидевк) и Тиндарея (Кастор) (от Зевса и Дорины (Дориды)?). Тиндарей - воспитатель-усыновитель Елены - дочери Зевса Критского? Микенского? Гробницы?
      Зевс - Зевс Олимпийский, сын Крона и Реи, который свергнул своего отца и захватил власть; отец Елены и Афины.
      Икар - сын Дедала, афинского скульптора и мастера-изобретателя; погиб во время бегства с Крита.
      Илиада -эпическая поэма Гомера, песни которой посвящена героям Эллады и дают картину социального устройства и материальной культуры Древней Греции.
      Иония, Ионический ордер и Ионийский стиль формировался в VI-V вв. до н.э.в Ионийских колониях Малой Азии и в Аттике.
      Клерухии - особые поселения, в которых жили воины-наёмники.
      Лукреций Тит Кар, римский поэт-философ I в. до н.э.Дидактическая поэма "О природе вещей" - единственное полностью сохранившееся систематическое изложение материалистической философии древности, которое популяризирует учение Эпикура.
Цитаты: (1) “Если б, к тому ж, у вещей ни материи не было вовсе
Ни пространства и места, в котором все происходит,
То никогда красотой Тиндариды раздутое пламя
Страсти любовной, в груди Александра Фригийца пылая,
Славных боев не зажгло бы на поприще брани свирепой
И никогда бы и конь деревянный тайком от троянцев
Ночью Пергама не сжег, извергнув греко-рожденных.”
(2) “...когда говорят об увозе Тиндаровой дщери” [Елена Прекрасная - 'Троянская пленница' - была похищена Парисом Алискандосом Фригийским в качестве заложницы и удерживалась также с целью получения выкупа. 10 лет осады Трои?! Из-за царицы Спарты? (Гомер)]
      Менекрат - древнегреческий скульптор, принимал участие в создании Пергамона.
      Ника, Никея - крылатая богиня Победы.
      Орест - древнегреческий скульптор, принимал участие в создании Пергамона.
      Пергам - столица Пергамского царства, которое в III-II вв. до н.э.играла решающую роль в системе эллинистических государств. Считается, что Пергамское царство было основано греком Филетером, сыном Аттала, в 283 г. до н. э., положившим начало династии Атталидов (283-129 гг. до н. э.). Благодаря дипломатической ловкости пергамские правители Аттал I (241-197 гг. до н. э.) и Эвмен II (197-160 гг. до н. э.) смогли расширить пределы своего царства и захватить большую часть внутренней Малой Азии. В начале II в. до н.э.Пергамское царство - одно из крупнейших по территории и богатых эллинистических государств, играющее первостепенную роль в судьбах эллинистического мира конца III- II вв. до н. э.
Пергамское землетрясение, согласно литературным источникам, датируется началом третьего столетия нашей эры. Сам Пергам - представляет многослойную эллинистическую культуру и что статуя одного из семи чудес света - Колосса Родосского - была разрушена землетрясением в 226 году до н. э.
      Пергамон, Пергамский Алтарь, Пергамский барельеф славы, посвящённый Афине и предназначенный для богослужений под открытым небом, был сооружён в 180-160 гг. до н.э. по заказу пергамского царя Эвмена II. Алтарь был воздвигнут в память о победе Пергамского царя Аттала I над вторгшимся в конце IIIв. до н.э.в пределы его государства племенем галатов. Его высота - 2,3м, длина - 120м. Музей-Пергамон, в котором экспонируется Пергамон и предметы эллинистической культуры, находится на Острове музеев в г. Берлине, Германия.
     Платон (Plato) Аристокл (428/7-348/7 до н.э.) - древнегреческий учёный, философ, основатель Афинской Академии Наук; основоположник учения о Космосе, автор идеи создания космогонной модели Солнечной системы, основоположник философского идеализма.
     Порфирийон - предводитель врагов, змееногий исполин.
     Талант - денежная единица в Пергаме и в других эллинистических государствах.
     Телеф - аркадский герой, который почитался в Пергаме; см. миф о Телефе.
     Троя - Троадская крепость в Малой Азии (совр. Турции). [Уточнение датировок Троянской войны (ок. 1250 г. до н.э.). Дорический храм Деметры в Пергаме. Дорический храм Посейдона в Пестуме (ок. 540 г. до н. э.). Акрополи на о. Крит (!) – в центре древнейшей греческой цивилизации, существовавшей задолго до Гомера - см. Критский Пергам, Критский Приамс, Критскую Аполлонию (ж. Аттала I Сотера) и другие.]
     Троянская война - война, которая велась 10 лет с целью захвата стратегически важной крепости-города в Троаде на пути через проливы из Средиземного моря в Чёрное. Согласно легендам и мифам, поводом для войны явилось похищение Елены Спартанской - дочери Зевса и супруги Менелая, оставшимся без царства, Парисом - сыном троянского царя Приама при помощи Афродиты.
     Уран - супруг Геи-земли, отец титанов и первый царь, свергнутый Кроносом; небо, бог неба.
    Филетер, Филетарий - из династии атталидов; согласно одним литературным источникам, основатель г. Пергама, согласно другим - захватил переданную правителем Фракии диадохом Лисимахом на хранение казну в 3 тысячи талантов.
     Хуман, Карл - немецкий инженер-практик, который был приглашён султаном для строительства в Турции дорог и мостов; в 1878г. открыл и раскопал Пергамский Алтарь, Пергам; считал Пергам Троей, описанной и упомянутой в эпических поэмах Гомера "Илиада", "Одиссей".
     Церера (=Керис) - богиня земледелия и плодородия в Риме, Деметра (богиня земледелия) и Артемида (богиня охоты) в Греции (храм Артемиды (=Аполлона) в Эфесе).
     Эвклид (Евклид) Мегарский (ок. III в. до н.э.) – геометр, создатель дедуктивной геометрии; из династий Зевсов критских и атталидов.
     Эвмен (=Эумен) - из династий атталидов.
     Эллада - государство в системе эллинистических государств III-II вв. до н.э.(например, Пергамское царство). В современном понимании - Греция.
     Эллины - народ, населяющий эллинистическое государство. Согласно легенде, воином племени был Эллин.
     Эскулап - римский врачеватель.

Тася МЕЙЕРХОЛЬД
(литературный псевдоним Елены КОРДИКОВОЙ)


Рецензии