Завидущий поп

Жил-был поп в приходе святого Николы. Глаза-то у этого попа были самые что ни на есть поповские, то есть — завидущие. Прослужил поп несколько лет, всё пропил, проел, прогулял, приход обездолил, ударил с горя по иконе Николы тяжелым церковным ключом, как-будто тот был во всём виноват, да и пустился по свету, куда глаза глядят.
Шел поп шел и человека повстречал, старичка невзрачного. А попу есть охота, мочи нет. У самого-то в рясе сухари припрятаны, да жаль с ними расставаться. А может у старичка чего найдётся? А у старичка просвирки оказались, которыми он с попом охотно поделился. Ну и пошли и дальше вместе.
Шли они шли и дошли до какого-то царства. У царя того дочь была при смерти. И объявил царь, что ежели кто возьмётся дочь его лечить и вылечит, то, как это положено, полцарства получил, а ежели не вылечит, то, как это принято, - башка с плеч. Тут старичок и предложил попу царскую дочь излечить.
«А ты могёшь?» - спросил поп.
«Могу, могу!» - ответил старичок.
«Ну ладно. Коли излечим, то полцарства поровну поделим, а коли не излечим, твоя голова с плеч, а я не причём...» - предложил старичку поп, а тот и согласился.
И вот старичок и поп стали принцессу лечить. Занесли её в отдельную избу, положили на стол и ну давай вострой саблей на мелкие кусочки резать. Апосля каждый кусочек в воде промыли, всю болезнь вымыли, и стали кусочки склеивать. Старичок мастером оказался по этой части. Кусочки приставит, дунет на них, они и срастаются. Вообщем, склеили они принцессу всю как была, старичок дунул, она и встала жива и целёхонька.
Обрадовался царь и предложил «дохторам» награду серебром и золотом. Старичок берет серебро пясточкой, то бишь ладошкой, а поп двумя ладонями загребает. Набили они мешки серебром и золотом и дальше пошли. Старичок говорит: «Давай эти деньги в землю зароем, а сами дальше лечить пойдём».
Зарыли они деньги и пришли в другое царство, где то же принцесса помирала. Назвались дохторами, принцессу изрубили, а опосля склеили и оживили, набили мешки серебром и золотом и дальше пошли.
Пришли они в третье царство, а там их уже помирающая принцесса поджидает. Старичок говорит царю: «Приготовь избу отдельную, воды, да саблю вострую. Полож принцессу на стол в избе, и завтрева мы её излечим». Ну всё сделали, как старичок сказал, а он спокойно спать улёгся. А попу не спится. Зависть его разбирает да лукавый мучит. Захотелось попу всё серебро и золотишко самому заполучить и не делиться со старичком. Вот поп прокрался в избу, где принцесса на столе при смерти лежала, и стал её лечить. Взял саблю, изрубил принцессу на мелкие кусочки, промыл их в воде и принялся склеивать, а они не склеиваются...  Поп и так и сяк, и дует и плачет, да только куски разрубленной принцессы не желают склеиваться и всё тут!
А царь, чуть свет, прибежал в избу посмотреть, что с дочкой-то? Ведь всю ночь одна в избе пролежала... Прибежал царь, видит — всё в крови, дочь на кусочки разрезана, и поп сидит в луже крови и плачет. «Казнить немедля попа!»  - кричит царь и стражу кличет.
Тут поп упал в ноги царю и молит его: «Государь! Погодь малость! Дай мне старичка позвать. Он излечит твою дочь!»
Позвали старичка. Он все кусочки заново промыл да и склеил, и враз принцессу оживил. Обрадовался царь, дал дохторам серебра и злата и они пошли своей дорогой.
Вот вернулись старичок с попом к тому месту, где свои мешки с серебром и золотом закопали. Откопали их и стали делить три мешка. Старичок стал делить: «Один мешок тебе, поп, другой мешок мне, а третий.....»
«А третий-то кому? - Не удержался поп. - Нас ведь двое!»
«А третий мешок святому Николаю, - говорит старичок. - Ну вперед же не бей ключами Николу-угодника; вот как прошиб ты мне голову!»

(Притча была Записана в Шенкурском уезде Архангельского губернии Г. Н, Борисовым.)


26.08.2015


Рецензии