Хильмилли-Вы-Хильмилли

 http://youtu.be/mOSVnKrwmKM (http://www.stihi.ru/)   

 1.Родина далёкая.
http://ok.ru/video/307632736899

Хильмилли,вы,Хильмилли
Родина далёкая
Вы росток моей семьи
Жизнь здесь шла нелёгкая.

Хильмилли,вы,Хильмилли
Словно вы и не были
Слово только на устах
Но забыть вас не дали.

Хильмилли,вы,Хильмилли
Улицы грунтовые
Хаты выстроились в ряд
К Пасхе побелённые.

Хильмилли,вы,Хильмилли
Улочки,проулочки
Летом пыль стоит столбом
Грязь весной,не вылезешь.

На моилках тишина
Скорбный куст грушовый
На родной земле тогда
Хоронили предков.

Хильмилли,вы,Хильмилли
Родина далёкая
Годы с жизнью унесли
Всё что было близко нам.

И Тамбова,Садовая
И речка Кызлычай
Но стало здесь всё стрёмное
И нет односельчан.

Здесь Хильмилли,здесь Родина
Чужая вдруг страна
И потемнели улицы
Другая детвора.

Места родные были нам
Уже не так зовут
И хаты небелённые
Других гостей здесь ждут.

И жизнь течёт здесь новая
Нет старых здесь подруг
Куриловка,Садовая
Я был здесь чей-то друг.

Всё изменилось в мире
И не поймёшь никак
Где всё же наша Родина
А где мы просто так.

Хильмилли,вы,Хильмилли
Улочки,проулочки
Не забыть вас никогда...
Только фотки... в тумбочке.



Песня  Хильмилли - вы - Хильмилли - 2.

http://www.youtube.com/watch?v=7UNOerYit8k (http://www.stihi.ru/)

    2.Всё равно скучаем...

Я всё сегодня вспомнил
 Родной свой Хильмилли
  И думки непонятные
   Куда-то понесли.
Я так хотел увидеть
 Родной свой Хильмилли
  И я собрался...с мыслями
   Вот я уже в пути.
И по саше* мы едим
 Проехали Сюнди
  И Колбулах нам виден
   Где-то впереди.
Моилки обогнули
 И панорамный вид
  Село родное милое
   Совсем внизу лежит.
Моиловка и Мыливка
 Хохлы,Канчар,Халтан
  И Тамбова,Куриловка
   Гусара и Хурдалан
    И Грушава,Садовая
     Арбат и Темноряд
      И хаты побелённые
       Так дружно в них стоят.
Хильмилли,вы,Хильмилли
 Рядом с Козлучаем
  Все куда-то убегли
   Всё равно скучаем.

     3.Воскресение.

Воскресенье...
 Над дворами дымок развевается
  Блинчики и хлеб пекут
   Завтрак намечается.
Воскресенье... выходной
 Все куда-то тянутся
  Кто-то к речке за водой
   Старики в собранию.*
Кто с утра в буфет зашёл
 Чтобы остограммиться
  Кто не справился с "Агдамом"
   Со стеной шатается.
У конторы тишина
 Нынче воскресение
  Лишь Ашых здесь...как всегда
   Поднимет настроение.

      4.Ночка тёмная была...

Вечер наступил в селе
 Летний...очень тёмный
  В этой полной темноте
   Мы народ прикольный.
Перед танцами всегда
 Выпить что-то нам пора
  Кто в буфете пьёт "Агдам"
   Кто в подвале водку.
    (В клубе старом тон задам
     Выпью ещё сотку...)
К кассе тянется рука
 Рубль зажат в ладошке
  А кассирша Адыля
   Царь и бог в окошке.
Лавки сдвинули все в кучу
 Танцы начинаются...
  Вот какой удобный случай
   Дамы приглашаются...
Ну посмотрим,кто здесь круче...
 Сердцем здесь влюбляются
  Ноги только почему-то
   Сами заплетаются.
Пацаны собрались молча
 Страсти накаляются
  Очень тёмной была ночка...
   Мужики сражаются...
Кто-то вновь стал невезучим
 Был не тот счастливый случай...
Но счастливые сегодня
 В счастье удаляются...

Песня " Ночка тёмною была..." :

http://www.youtube.com/watch?v=UkffAywyJ9c (http://www.stihi.ru/)

     5.Загуляла Тамбова.

Загуляла Тамбова
 Тама* нынча* свадьба
  У девчат горят глаза
   Замуж всем ведь надо.
По старинному обряду
 Шалечка* наряжена
  Девочки с невестой рядом
   Парня два за ряженных.
Оделись "по-широкому"
 И в юбки с тех времён
  (не сносятся,нет сроку)
   Обычай был такой.
Обычаи... традиции...
 Забыл честной народ
  Забыть всё... не годится
   Хотя полно забот...
Загуляют нынче тут
 Все невесту только ждут...
  И сундук в дом занесут
   И постель с подушками...
Молодых в дом заведут
 Всем здесь хватит места
  Не бывало никогда
   В этих хатах тесно.
Свадебное празднество
 Здесь было всё по-нашему
  И было столько радости
   И рады были каждому.
Гуляй народ,ведь свадьба
 Была не раз в году
  И праздные ребята
   Заменят тамаду.
Лапша,картошка с мясом
 Зелёненький салат
  Грушовые чинёнки*
   Уже в меду лежат...
Старика ведут в подвал,
Вместо чая...-водки,
За столом никто не дал,
Нет там рюмки-сотки.
А в подвале есть стакан,
 Огурцы из бочек,
  Ресторан у молокан...
   Без всяких заморочек.
Свадебное торжество
 Обычаи,обряды
  Всё было без излишества
   Сменил народ наряды...
Хильмилли,вы,Хильмилли
 Далёкие и близкие
  Не всё смогли мы унести
   Мы были здесь "туристами".

Песня "Свадебное торжество":

http://www.youtube.com/watch?v=OlqdKkMTyDs (http://www.stihi.ru/)

      6.Мы уже не мальчики...

Где ж вы лавки... Хильмилли
 Ночи здесь красивые
  Где ж вы девочки мои
   Были вы любимые...
Здесь на лавках в темноте
 Поцелуи первые...
  Здесь решалася судьба
   Предложенья смелые...
Разбросала нас судьба
 К милому и к милой...
  Вот пришли и к нам года
   Но с другой картиной.
И не те уж вечера
 Милые подружки
  Пацаны все старики...
   Девочки... старушки.
Всё длиннее борода
 Бадик* держат пальчики
  Нам в собранию пора,
   Мы уже не мальчики...

  7.СПАСЫ.
Был красный день календаря,
С утра такая беготня...
В нём было столько радости,
И малый рад, и старенький.
   Ребят девчата пригласят,
На угощенье сладкое,
А те с бутылками летят,
На сладкое все падкие...
   Всяк должен был в село попасть,
Четырнадцатого августа,
И погулять, наесться всласть,
Напиться...
От счастья и от радости.
   Года идут, забыли мы,
Об этом летнем празднике,
Воспоминания немы...
Оставят след лишь в памяти...


12.Немного ИСТОРИИ

Хильмилли-название то какое...
Мы хоть поймём когда-нибудь,
Откуда это слово,
От горы Хиля,что у села,
Или от города Хиля,
Что был тогда, в те времена,
В Иракском государстве.
Хильмилли...
Сюда дороги предков привели..
Мы задаём себе вопрос--
Зачем пришли сюда,
На эти земли...
Пришли ли сами,
Или сослали за веру,
Что была вредна тогда
Царю и церкви...
Зачем пошли в ту секту,
Кем-то созданную...
Попали под указ царя,
И были скоро высланы
В Азербайджан.
Зачем сюда?
Что лучше места не было...
Для освоения земель,
Россией завоёванных.
Но не в этом суть,
Откуда все...
И как пришли...
Зачем пришли...
И поселились здесь они,
Среди татар и гор высоких...

Не сладко им жилось тогда
Под гнётом крепостничества,
В те времена земля была
Помещичья,дворянская...
И были все тогда
Крестьянами бесправными.
Пахали землю на господ,
Оброками задавлены...
Богатства не было у них,
Все были сплошь безграмотны.
Им плохо было оттого,
Что жили в большой бедности.
Их раздражало золото
И храмов,и церквей,
Богатство всех помещиков,
Что были вместе с ней.
Они устали от владычества
Помещиков,дворян,
И жить хотелось лучше им
Не так как у крестьян...
Свободными хотели быть,
Одной большой общиной жить,
И в воскресение ходить
Не в церковь,а в собрание.
Царь Александр
Им сделал послабление,
Их в рекруты не стали брать,
Чтоб не держать оружие,
Других людей не убивать,
Как принято по вере...
Вступил на трон царь Николай...
Все секты стал он высылать
На земли,отвоеванные
У турок,басурман- татар...
Вот так пришли в Азербайджан,
И поселились у реки,
В долине,у подножья гор...
А у реки в те времена,
Росли сады с орешнями.
Река с названьем Козлучай*
Ореховая значит.
Вот это слово проще нам,
Что Козлучай,что Кызлычай...
Так говорили старики,
На свой манер и лад,
И те,кто жил в то время там...
А если было бы село,
С названьем Кызлычай...
И ели бы когда лапшу,
В собраньях молоканских,
Картошку с мясом,пили б чай,
И вспоминали бы тогда
Не Хильмилли,а Кызлычай...

*Гозлу-чай---(азерб.)-Ореховая река

       (август 2011г.
Прим.автора:
Сегодня случайно наткнулся на старую тетрадку,где обнаружил это.Не стал ничего исправлять,оставил всё,как есть.Не обессудьте,тогда я только начинал писать.Это были первые пробы.

       2019.12.04

*Император Александр 1 (годы правления 1801-1825гг).
22 июля 1805г. Александр1 издал указ "О свободе вероисповедания молокан,духоборов и др."
Письмо, вернее Прошение  делегатами С. Уклеина было передано царю, Императору Всея Руси Александру I  12 июля 1805 года. Император их принял, выслушал, собрал Сенат и 22 июля 1805 года издал указ "О свободе вероисповедания молокан и духоборцев", то есть всего за 10 дней решил конституционно-важный вопрос.И именно 22 июля 1805 года считается молоканами датой рождения своей веры.

            Этим Указом Александра I в 1805 г. молоканам было дано право исповедовать свою веру открыто. Но, продлилось это очень недолго. Уже при Николае I их общины стали преследовать и выселять на окраины империи, в том числе и в Закавказье.

            Первые молоканские переселенцы на территории Шемахинского уезда появились в 1834 году, где они основали село Алты-Агач.
**Император Николай1 (г.п.1825-1855).Он посчитал молоканство особо вредной ересью.
***Императрица Екатерина2 (г.п.1762-1796).
Сложилось неправильное мнение у людей,да что там мнение,легенда,что молокан выслала Екатерина.Посмотрите на годы правления,и Екатерина никак не могла подписать указ о переселении молокан и др. Как вы знаете переселение (или выселение)началось после 1830г
****После окончания Второй русско-персидской войны 1826-1828гг между Россией и Персией был заключён Туркманчайский мирный договор 10(22)февраля 1828г.
Территория нынешнего Азербайджана вошла в состав Российской империи.
Началось активное заселение этих земель.Первыми переселенцами были армяне из Персии.Из Пруссии стали переселяться немцы,прожившие в Азербайджане до Великой Отечественной войны(во время войны их выселили в Казахстан и Среднюю Азию).И после 1830г.стали прибывать переселенцы из России-молокане,духоборы,субботники,хлысты,скопцы и др.

БАКУ и МОЛОКАНЕ.

Молокане, Молоканка, Молоканский садик, Молоканская слободка, молоканская капуста и, наконец, молоканское кладбище, - все это прочно вошло в лексикон бакинцев. Но мало кто из небакинцев знает, кто это молокане, каков их быт, нравы, обычаи. Да и многие бакинцы вряд ли владеют в полной мере достоверной информацией по этой теме.
Но....
Хочу упомянуть о не маловажном, кощунственном, так сказать, факторе в истории Баку:
 Варварского уничтожения  в сентябре 2007 года старинного молоканского кладбища в Баку, когда без каких-либо уведомлений мощной строительной техникой могилы молокан были сровнены с землей и по ним проложены автомагистрали, лучшей памятью о них должна остаться правдивая информация. Ничем не приукрашенная, но и ничем и никем не искаженная…
«Молокан багы» - в переводе на русский язык это означает Молоканский сад.
 В 1860-х годах возникла Молоканская слободка, на месте которой был разбит Мариинский сквер (Молоканский садик).
 В связи с застройкой центральных (буржуазных) кварталов Молоканская слободка с ее извозными дворами и конюшнями в районе Молоканского (Мариинского) сада была снесена до основания, а молокане переселены в совершенно новый и пока бесперспективный район Завокзалья. Здесь они создали новую молоканскую извозчичью слободку, планировка и застройка которой сохранились и теперь между 8-й и 9-й Завокзальной, 2-й и 4-й Слободской улицами.
   Молокане обладали «извозной монополией». По Именному указу от 28 ноября 1835 г. закавказским молоканам было разрешено отлучаться для заработков «для отвоза казенных и купеческих тяжестей в разные промышленные за Кавказом города».Этот указ официально дал начало такому явлению, как извоз, который впоследствии приобрел большие масштабы и позволил довольно быстро укрепить материальное состояние молокан.
  Вероятнее всего, поселение молокан в городе необходимо увязывать, с перенесением всех  губернских учреждений в Баку из Шемахи после катастрофического Шемахинского землетрясения 1859 года. А последующий 1860 год совпадает с датой начала заселения Молоканской слободки.

            Когда начался переезд губернских учреждений и их чиновников с семьями, для перевозки багажа были востребованы именно молоканские извозчики со своими громадными телегами, запряженными четверкой лошадей. Процесс этот длился не один день, ближайшей к форштадту свободной площадью являлся указанный выше пустырь, где и были организованы ночевки гужевого транспорта. Привыкшие за годы войны к полевым условиям, извозчики на первых порах довольствовались пустырем, как обыкновенной площадкой для коновязи. Ну а далее смекалистые мужики сообразили, что именно в Баку они будут востребованы больше всего, начали потихоньку строить конюшни, вокруг них дома и перевозить из сел свои  семьи.
            
            Так и возникла первая Молоканская слободка.
Можно было бы считать Завокзальные слободки как одну. Но городская топонимика сохранила за ними два названия – просто «Молоканка» (четвертая) и «Нижняя слободка» (третья).

            Здесь не последнюю роль сыграли социальные факторы. Если Нижнюю слободку изначально заселяли молокане, занимающиеся извозом, то Молоканку заселяли семьи, традиционно занимающиеся огородничеством и молочным хозяйством. С этой целью с Северного Кавказа, в основном из  Невинки (Невинномысск) завозились породистые коровы молочного направления, которые содержались на хуторе Воровского. Земли возле хутора также арендовались под огороды. Хутор и Молоканку связывала узкоколейная железная дорога, «кукушка».




13. О ФАМИЛИЯХ.
    (Мои предположения, догадки,исследования и умозаключения)
Большинство фамилий в русской именной формуле произошло от отчеств (по крестильному или мирскому имени одного из предков), прозвищ (по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности предка) или других родовых имён.
У крестьян в этот период фамилий обычно не было, функцию таковых выполняли прозвища и отчества, а также упоминание их хозяина, так как крестьянство центральной России подвергалось массовому закрепощению. Например, в архивных документах того времени можно встретить такие записи: «Иван Микитин сын, а прозвище Меншик»; «Онтон Микифоров сын, а прозвище Ждан»
 Однако действительно, до XIX века массового распространения среди крестьян Центральной России фамилии не имели. Но это скорее связано с тем, что в те времена не было необходимости в поголовном упоминании всех крестьян, и документов, в которых крестьяне поголовно или в большинстве своём упоминались бы, не существует. И для официального документооборота тех лет в случае, если в нём упоминался крестьянин, обычно, вполне достаточно было упомянуть деревню, в которой он проживал, помещика, которому он принадлежал, и его личное имя, иногда вместе с профессией. Большинство крестьян центра России было официально наделено фамилиями, зафиксированными в документах только после отмены крепостного права в 1861 году.
В корне фамилий некоторых лежали названия населённых пунктов (сёл, деревень), выходцами откуда были эти крестьяне.
Крестьянам также часто давали фамилии помещиков, к которым они были приписаны.
Здесь стоит задуматься хильмиллинцам с фамилией Рахманины.
Согласно документам,хранящемся в Тбилисском(Тифлисском) архиве в Хильмилли переселились десять семей Рахманиных: По именам, и как было в то время, это Корней с семьёй(Корневы,или Корнеевы),Михей с семьёй (Михевы или Михеевы)... Это мои предки.Правильнее были бы фамилии эти ( Иван Корнеев сын... так записывали тогда крепостных крестьян в переписях-ревизских сказках)... В то время фамилий ещё не было у крестьян, но при переезде в другую местность, нужно было записать фамилию в "паспорте", что и было сделано... Скорее всего по фамилии помещика Рахманинова И.(прапрадедушка С.В.Рахманинова),Некоторой частью Земель Тамбовской губернии тогда владели дворянский род Рахманиновых( это предки всемирно известного композитора С.В.Рахманинова. Отсюда столько семей Рахманиных, все были из одного поместья и записали по фамилии помещика,являвшегося хозяином этого поместья.А это родовое поместье Рахманиновых - с.Казинка (называвшееся также и Рахманино), а в то время был там молоканский двор... Случайность??? Я думал сначала, что фамилия произошла от названия села(деревни), как произошла фамилия Жабины( выходцы из с. Жабино), но в то время она  не называлась Рахманино,значит записали по фамилии помещика, а чтобы отличалась от дворянского рода убрали -ов.

Однако большинство фамилий, по происхождению являются семейными прозвищами. Которые, в свою очередь происходили от «уличного» прозвища того или иного члена семьи. Основной массе крестьян в документе записывали именно это самое «уличное» прозвище, которых у иной семьи могло быть и не одно. Прозвищные фамилии появились гораздо раньше поголовного офамиливания. Эти самые семейные прозвища, иногда уходившие своими корнями, в глубь многих поколений, фактически выполняли роль фамилий у крестьян Центральной России — в обиходной жизни, ещё до поголовного их закрепления.
РахмАн-милостивый(с арабского), РАхман-милосердный(с иврита).
Но эти версии сразу отпали.
Но существовало старославянское слово"рахман", и в разных областях оно имело совсем разные, а иногда и противоположные значения. Но на Тамбовщине даже в настоящее время РахманАми называют балагуров, весельчаков.
Могла ли произойти фамилия от этого слова? Могла... Но не в нашем случае...
Соответственно от этого слова произошло и нецерковное имя Рахманин (Рахманин Тюленев например), но тогда фамилия должна была бы быть - Рахманинов.
Но всё это предположения, а всё точно можно узнать поэтапно,начиная с Тифлисского архива. Почему с Тифлисского? А он был главным городом Закавказья.Баку был тогда только крепостью "Ичяри шяхяр", столицей новых земель (тогда даже название Азербайджан не было, а всех аборигенов называли татарами..) была Шемаха (Шамахы).Отсюда и у А.С.Пушкина - Шамаханская царица.Татары... Многие наши до сих пор называют их татарами. А язык был у них - тюркский, вплоть до войны.Отец рассказывал, что проходили они в школе тюркский язык ( он был на латиннице).
А называли они сами себя - мусульманами. Вспомните фильм 26 Бакинских комиссаров:
Ай эрмяни, ай мусульман. А кто знает аз. язык , они говорили : Сян мусульмансан?.
А от Тифлисского архива надо обратиться большинству (не всем) В Тамбовский архив,и узнаете тогда, откуда ваши предки.
 Рассматривая ревизские сказки(Листы переписи) того времени заметил, что имена записывались, как и говорились : Бориска, Микитка, Олешко(Олег или Алёша), и...
Панко. У нас ведь называли Паня(Панькя), правильнее Панько, Панко...
Ничего не напоминает? А не фамилия ли Панков произошла от Пани и стала не Павлов, а Панков.
   Большинство фамилий в русской именной формуле произошло от отчеств (по крестильному или мирскому имени одного из предков), прозвищ (по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности предка) или других родовых имён.Чиновники В России были благосклонны к русскому крестьянству и фамилии они получили в основном благозвучные...
   Но вот как только не изощрялись украинские чиновники и не придумывали вообще несуразные фамилии: Катигроб, Болибок,Подопригора (с этими фамилиями я лично сталкивался), Непейпиво, Неуважай-корыто и т.д.
               


               


    


Рецензии
Песня Хильмилли-вы-Хильмилли :

Ссылка на клип, где можно послушать песню:

http://ok.ru/video/307632736899 (http://www.stihi.ru/)

Рахманин Павел Тим   15.09.2022 11:04     Заявить о нарушении