Сибирская деревня

От любой стороны окруженная
Вереницей густейших лесов,
Березовой листвой и сосновою
Запашистой ватагой боров,
Разнотравьем, лугами и речкою,
В каждом доме снабженная печкою,
Состоя из древесных домов,
В окруженьи высоких холмов,
В каждом дворе обсыпана свечкою
Горкой цельных, расколотых дров.

Стоит прочно деревня сибирская.
И всегда в ней в восход по утрам,
Пробуждает на дело житейское -
Слышен клич одного петуха,
А затем по порядку армейскому,
Его клич, точно горном подействует,
И другие вспоют петухи,
Когда толком не видно ни зги.
На рассвете царит еще серое,
Да и сонное царство ночи.

Поднимается люд и хозяйствует,
Первым делом идя в скотный двор,
Где уже с голоданием явственным
Его ждет и корова, и вол.
С нетерпением те прилагаются,
Только лишь их хозяин отправится,
К комбикорму иль сену, овсу,
И коза оттесняет козу,
И хвостом, как увесистой палицей,
Прогоняет скот мух и осу.

А затем по дневному обычаю,
По деревне идут пастухи,
И свое выполняя обычное,
По калиткам бьют их кулаки.
И хозяйка ль, хозяин ответствует,
И приятно прохожих приветствует,
Выгоняя кормильцу свою
На дорогу, в стада к пастуху.
И уже в тот момент не поют,
Лень, наверно, уж петь петуху.

И уходят стада в даль далекую,
Где пастбищная выше трава.
А народ - заниматься прополкою,
Или колет под осень дрова,
Иль еще, может, чем занимается,
Это более знающим знается.
Например, может, даже с утра
Варит кашу иль борщ госпожа.
А хозяин другим занимается,
Очевидно, уходит в поля.

А в полях трактористы, комбайнеры
Жнут иль пашут земельный проем.
Между прочим, не вижу здесь тайны я,
Что им платят отнюдь не сребром.
Но оставим дела из политики,
Лучше делать от трактора винтики,
Уж куда и полезней и прибыльней,
Для себя, для семьи, для людей.
Мы другую градацию видели,
Но нельзя долго прожить по ней.

Так в заботах о доме, хозяйствиях
И проходит весь день впопыхах.
То курей покормить, то взять яйца их,
То уже засыхает ботва,
А ее бы неплохо съесть свиньям,
До того, как она не прогнила.
Ведь и свиньи в иной раз разборчивы
Их, порой, надо свеженьким потчевать.
А вот бросить им можно и мимо,
Все равно все до листика сточат.

Назревают вечерние сумерки.
Понемногу восходит закат.
И по небу кровавые угольки
Провожают рабочих ребят;
Провожают до дому, где дымится
На столе борщ с отваренной курицей,
Где жена может встретить, любя,
Или матерь - еще молодца.
Само время всем тщательно мылиться,
И ложиться в постель до утра.

И луна на деревней сибирскою
До рассвета встает, как часы.
Высоко ли, посадкою ль низкою,
Все равно не заметно ни зги.
Все молчит, только пес дворний изредка
На луну подвывает, и выкрики
В это время возможно слышны
От хозяина иль с стороны.
Но не часты подобные выскоки.
Все спокойно в сибирской ночи.


Рецензии
Деревни разных стран в сравнении.

Безусловно, все деревни похожи между собой, но вместе с тем, само собой, отыскиваются между ними и отличия.
Если взять, например, в качестве сравнения деревню русскую и украинскую, то даже между ними разница, очевидно, некоторая найдется, и это при том, что когда-то украинцы и русские были одним народом, чего и говорить о молдавской или, тем более, венгерской, немецкой, английской деревне. Про немецкую деревню, кстати говоря, я знаю совершенно мало, но кое-какие знания, тем не менее, в моем уме присутствуют. Знания, опять же повторюсь, небольшие, и поэтому на максимальный объективизм я не претендую, но на их основе все же попытаюсь вывести некоторое сравнение.
Первым делом, скажу, что в немецкой деревне царит абсолютный порядок: в подвалах все разложено по полочкам, имеет определенное место, и пустые банки не залеживаются, плесень и паутина не собираются, вино хранится длительные сроки, чего нельзя сказать о деревне молдавской, где вино подолгу не залеживается, потому что по обыкновению употребляется в больших количествах для подкрепления рабочего духа, и это сказано без иронии и без преувеличения. Действительно, в молдавской деревне люди употребляют вино, чтобы на протяжении рабочего дня их не оставляли силы, необходимые для тяжелой работы, которая выполняется молдаванами немереных количествах и в сжатые сроки. Такой трудовой нагрузки, смею утверждать, наверное, не выдерживает ни одна нация в мире. По части физического труда - молдаване, все равно, что евреи по части труда умственного, то есть, практически неутомимы. И плоды этого труда на лицо: вычищенные до последней соринки дворы, всегда чистые внутренние помещения домов, сараев, подвалов, обработанные огороды, очищенные фруктовые деревья, виноградные лозы, клумбы душистых цветов, не способные не порадовать взгляд даже равнодушного к цветам господина. Но скажу еще пару слов о немецкой деревне, потому что более и не найду в своем лексиконе. Помимо абсолютного порядка, царящего везде и во всем, в немецком поселении практически никто не пьет, а если кто все же и употребляет, как правило, пиво,то непременно клеймиться пьяницей, а это позорно, а всеобщий позор для деревенского жителя - тяжкая ноша, которую не каждый выдержит. Многое в деревне значит репутация - долго она зарабатывается и быстро теряется.
Аналогичное положение и в молдавской деревне, и по части репутации в том числе, и в том большое отличие ее с деревней русской и украинской, где употребление алкоголя распространено повсеместно и воспринимается в качестве нормы, особенно после распада советского союза, в государственном положении которого была предписана борьба с чрезвычайным пьянством, и она воплощалась - самогонные аппараты из хозяйственного обихода изымались, а заядлые пьяницы неоднократно попадали в вытрезвитель и подвергались пристыжению. Вся эта решительная борьба свелась на нет после так называемой перестройки. Тогда страна страшно запила, и особенно погрязла в угарном чаду деревня. Все от безысходности, от частых беспокойств, полнейшей и крайней неопределенности. А далее уже пошло по накатанной, и,смею заверить, продолжается до сих пор, когда уже вроде бы нормализовалось, или только "вроде бы", но по слухам - нормализовалось. Однако к всеобщему прискорбию алкогольная зависимость переросла в болезнь и уничтожила уже достаточно много деревенского народа, в большей степени, народа мужского, словом, кормильцев. А соответственно и работать теперь некому, да и работы как таковой для деревенского населения в самом селе не наличествует, отчего и едут, как правило, в ближайшие города на заработки, и не всегда возвращаются, тем самым подпитывая урбанизацию - отток населения из деревни в город на постоянное место жительства.
Если в молдавской деревне все работают и работают даже, когда работы не как таковой, просто, чтобы не сидеть без дела, в частности, выметают двор в то время, как в его просторах нет ни единой сколько-нибудь существенной соринки, то в украинской деревне, а тем более русской такого пристрастия к труду не наблюдается, и это не обязательно плохо. В русской деревне выполняют исключительно обязательные работы, и то не всегда, и не все, и далеко не каждый раз с энтузиазмом. Это конечно же касается отнюдь не всех и даже не каждого отдельного жителя, но такая особенность присутствует - этого нельзя не признать. В связи с этим положением, у русских жителей больше времени остается на полноценный отдых, на созерцание природной действительности и прочие дела - по нраву. Тут есть место, где и тоске развиться, оттого и пьянство возникает. Молдаване же работают, не покладая рук, с утра до ночи, не поднимая головы, неба, что называется, не видя. Это тоже нехорошо. Должна быть, как мне кажется, золотая середина. Рядовому же молдаванину, как мне видится, она неведома. Он вычищает свой дом от самой захудалой соринки, протирает пыль в самом удаленном углу, приводит свой дом в надлежащий порядок, тем самым делая из него подобие дворца, потому что, стоит упомянуть, все дома в Молдавии каменные - из красного или белого кирпича, именуемого в простонародье еще котельцом, а сам, как правило, старается жить в какой-нибудь тщедушной, неприметной, сделанной на скорую руку, пристройке, за углом этого громадного дома, построенную таким образом, чтобы главный дом укрывал ее с лицевой стороны от любопытного глаза прохожих. То есть, иными словами, делается этот порядок для так называемой репутации, а проще говоря, для показухи. Стоит ли стольких сил, стараний и времени эта самая показуха - мне неведомо, да, впрочем, чего таит - не только не понятно, но я такой подход не приемлю, и считаю абсурдным. Но так устроено и уже уже менталитет народа.
В русской же деревне, при беглом созерцании может открыться другая крайность - абсолютно заброшенные, точно там и не живет никто, дворики - заросшие бурьяном, разбитые, словом, даже для созерцания неуютные, не говоря уже о жизни. Но крайности - есть крайности. И в том и другие случае находятся люди умеренные, приверженцы золотой середины.

Дмитрий Швец 7   23.08.2015 19:31     Заявить о нарушении