Уроки мастерства, почти вырванные из контекста-1..

   
                Уроки практической режиссуры
            руководителя курса МГИК КЛУБКОВА СЕРГЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА
            в наблюдениях, размышлениях,замечаниях, предложениях...(1991 год)



(Пятый курс Московского института культуры, ныне  университета, режиссёрское отделение.  Предварительные защиты дипломных спектаклей студентов.)



       ПОВОД 1 -    Теннесси Уильямс "Стеклянный зверинец"

       ----------------------------------------------------

 - Теннесси Уильямс считает своим учителем А.П.Чехова - очень серьёзный мостик.   Студентка угадала время. Совпадают воздух, эпоха , в которых они и мы.
  "В мировой драматургии есть всё, все идеи, боли, мысли, раны". -с
  Теперь нужно найти материальное выражение духа времени.

-  В основе разбора любой пьесы - нахождение  сквозного действия и сверхзадачи (режиссёром).
Есть несколько систем разбора пьесы :

1) Ленинградская школа (Товстоногов), которую он насаждал  силой. Это определение  5 событий.

2) Московская школа - 3 события : исходное, главное и... сверхзадача.

ИСХОДНОЕ - начало сквозного действия (событие, толкнувшее к началу сквозного действия).
СВЕРХЗАДАЧА - событие , к которому направлено сквозное действие.

ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ - событие, кардинальным образом меняющее течение сквозного действия. Именно наличие главного события создаёт гармонию  спектакля. Оно может не совпадать  по пику эмоциональности,  но оно меняет линии поведения всех персонажей.

- Психологическая драма - самый трудный жанр. Именно она выписывает человека в наибольшей полноте.

- АФИША есть действие по привлечению зрителя в театр.

- Такой  зверинец - стеклянный! - живым не может быть. В этом заложено теоретическое противоречие. Неразрешима эта проблема.

- Том - воин, негде разгуляться инстинктам.

- Аманда  - обратная сторона мечты - воспоминания.

- Не случайны скиты, монастыри, лавры - уводят ОТ МЯСА.

- Надписи (в спектакле) дают жанр.

- Любовь это прежде всего эгоизм.(???)

- Эта пьеса вся есть одно событие.

- Начавшись и завершившись, событие - это всегда КРУГ.

- На волосочек, но жизнь проходит мимо.

- Все финалы - самое сложное.

- Покой обретает каждый. Но психологические драмы делают перевёртыши (если герои хотят  покоя в начале, в конце им покой не нужен; то, к чему стремились, не оказалось покоем!).

- Взаимоотношения меняются постоянно! Все действенные линии вбираются одним сквозным действием. Не надо думать, что это сознательный процесс. Каждый из героев и разрушает, и сохраняет семью. В психологической драме всё перевёртывается несколько раз. Изменение взаимоотношений(любое событие)- именно за этим зрители следят. Все события нужно проследить по изменению взаимоотношений.

- Все человеческие желания гнездятся в тканях, в плоти .

- Не надо подходить с упрощёнными схемами:"Вот так надо жить, а так не надо жить." Нужно осознавать диалектику : есть плоть и есть дух, но граммы на весах - материя (душа весит от 2 до 6 граммов).

- Немирович-Данченко: "Куда направлен темперамент и откуда он исходит!!!" Нужно залезть в кобчик к Лауре.

- Скромность - это комплекс!

-  Вся технология есть лишь лодка, корабль, вагон, куда можно погрузить  что угодно. Груз определяет, но в принципе может ехать всё.  Грузится другой смысл!

- Всё неизбежно должно быть материализовано.

- Нужно дойти до самого простейшего кирпича.

- УХОД (ПОБЕГ!) ОТЦА - исходное событие, это двинуло сквозное действие.
  Сверхзадача - МИР В СЕМЬЕ  - идея , не материализованная в событие. На поверхности  все хотят семью сохранить , но на деле её разрушают. Их ПОБЕГ - мощное сквозное действие :
у Тома - убежать их семьи;
у Лауры - убежать в стеклянный зверинец;
у Аманды - вернуть то, что было с отцом - побег в прошлое.
 Каждый бежит и каждый разрушает.
 Цель у  сквозного - разрушить семью.
 Их семья не сохраняется даже в идеальном случае.

- Сумма сквозных линий персонажей предопределяет здесь сверхзадачу.

- Далеко не всегда надо понимать цель как акт сознательный.
  Есть объективные процессы, в которые человек втягивается бессознательно.

- Головные режиссёры!!! А человека в этом нет!!!
Флоренский :"Духовный реализм"(!)

-  Наиболее общие идеи (неразрешимые) выражены в трагедии.
 В драме сверхзадача достигается , но в момент достижения становится ненужной. Слишком много жертв...

- Сверхзадача - мечта, на алтарь которой было всё положено. Сватовство, которое могло всё разрешить,  сорвалось- главное событие.

- В пьесе - подсознательно разваливая семью , развалили, но никто не стал счастливым (хотя каждый получил свой покой).

- Любое событие состоит из ряда событий. Как нитки соединяются и завязываются в узел, так и расходятся, когда развязываются.
Секунда, когда событие произошло , в следующую секунду рождается новое- зародыш для нового события. Звено цепляется за звено.
  Событие может быть объективным, то есть случайностью, оно не всегда действие одного человека.

- Все трое несут сквозное и все трое несут контрсквозное действие. И событие работает на сохранение семьи или не работает.

- Есть тонкая грань, есть законы гармонии.

(Продолжение следует)


Рецензии
"Нужно дойти до самого простейшего кирпича".

Звучит эффектно, но ведь это кредо материалиста.
Для идеалиста важно дойти до самого простейшего эйдоса.
Это завет Платона, а он первым, кто что-то создал на века в нашей любимой рубрике "Поиски смысла, или Происки жанра".

Ионис Гриммс   25.08.2015 22:40     Заявить о нарушении
Согласитесь, было бы странно говорить разношерстной студенческой братии об эйдосах... Нас учили ( тоже ведь образ), что вселенная состоит из атомов-кирпичиков... СПАСИБО за внимание к этой публикации! Я поздно узнала, что собирается материал для книги о педагоге. Последний день - 25 августа, я поэтому торопилась... отсюда потери...
Вообще-то, главное слово здесь "материализация". Слова висят в пространстве сцены , пока мы не материализуем их телесно. Это и ищем мы в процессе репетиций. Поскольку это мостик к пониманию между актёром и зрителем. Театр - Зрелищное искусство, однако...

Кариатиды Сны   25.08.2015 23:08   Заявить о нарушении
Согласен.
Извините за пробелы в образовании и, так сказать, темные промежутки в сознании.

Ионис Гриммс   25.08.2015 23:15   Заявить о нарушении
Я обожаю Ваши отклики. Потому что я с замиранием сердца стараюсь подняться выше своей головы, а это головокружительно и восхитительно!!!

Кариатиды Сны   25.08.2015 23:26   Заявить о нарушении
- Взаимно, - отвечаю я и низко кланяюсь Вам в пояс.

Ионис Гриммс   25.08.2015 23:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.