Высокая литература помогает понимать других людей

Высокая литература помогает понимать других людей
 
Американские учёные Дэвид Кидд и Эмануэле Кастано заинтересовались влиянием качества предпочитаемой литературы на человеческий разум – точнее, на теорию сознания.
 
Теория сознания (англ. Theory of Mind) – важный элемент человеческого разума, развивающийся у детей примерно в четырёхлетнем возрасте. Благодаря теории сознания люди умеют понимать не только свои, но и чужие переживания и эмоции, а это понимание, в свою очередь, помогает объяснять поведение других людей. Также с теорией сознания мы усваиваем в детстве тот простой факт, что не все думают и чувствуют так же, как мы. Отсутствие теории сознания психологи считают признаком аутизма.
 
В высокой литературе внимание уделено не только сюжетной линии, но и душевным переживаниям героев. А сами персонажи – неоднозначные, сложные личности, которых нельзя примитивно разделить на «плохих» и «хороших». В таких произведениях редко бывают хэппи-энды, и психологизм художественной литературы в целом сопоставим с психологизмом реальной жизни. А в низкопробных романах герои шаблонно играют одни и те же роли, и предсказать их поведение, которое вопреки всему приведёт к счастливому финалу, не представляет труда. «Счастливый финал сам по себе упрощает сложность реального мира», – заметил Дэвид Кидд в одном из интервью. По гипотезе Кидда и Кастано, чтение высокой литературы помогает нам тренировать социальные навыки.
 
Чтобы доказать свою гипотезу, учёные провели ряд тестов на нескольких группах испытуемых. Тест состоял из отрывка произведения (первоклассная беллетристика/любовный роман/фантастика) и заданий на определение теории сознания. После прочтения литературного отрывка испытуемый должен был определить по выражению глаз человека на фотографии его эмоцию («Чтение по глазам») и взаимоотношения персонажей на фотографии («Тест Иони»).  Для чистоты эксперимента была и контроль-группа, которая проходила эти задания, не читая отрывка.
 
Результаты читателей высокой литературы оказались выше, чем у читателей бестселлеров. Контроль-группа справилась приблизительно с тем же успехом, что и последние. Это означает, что художественный текст высокого уровня сильнее активирует социальную вовлечённость читателя. Иными словами, человек, читающий качественную литературу, способен хорошо понимать других людей и сопереживать им. Такая способность, несомненно, поможет ему выстроить гармоничные отношения со своим окружением.
 
Кстати говоря, на такую гипотезу Дэвида Кидда вдохновило знакомство с русскими классиками, в особенности, с Чеховым и Булгаковым.
 
Елизавета Медведева, "Субкультура"


Рецензии