4. Школа-2. Шмоточные вопросы

Как это было. Воспоминания моей бабушки.

Продолжение.
Предыдущая глава - http://www.stihi.ru/2015/08/19/4217
Начало - http://www.stihi.ru/2015/08/19/3478

"Шмоточные вопросы".

     После переезда всей семьи в Керчь (1929 год), Лидочкина мама почти сразу устроилась на работу -  в школу, деловодом (так раньше называли делопроизводителей). В её обязанности входило также «доставать» школьникам ботинки, а потом бесплатно распределять их нуждающимся. При такой (как показалось бы кому-то в наши дни - "прибыльной") работе, собственному сыну бесплатных ботинок она  «распределять» и не думала, поскольку искренне полагала, что их семья живет лучше прочих.
   Некоторое время она проработала в школе, но потом выяснилось, что для семейного бюджета гораздо лучше, если мама - неработающая домохозяйка, поскольку в домашнем хозяйстве, как и по всей стране, нужна была строжайшая, требующая разумного подхода, экономия. Кроме того, врачи обнаружили у неё   полиартрит, так что, в конце концов, муж настоял на увольнении, то есть на "переводе" супруги обратно, в "домработницы".

    А что вообще носили в конце 20-х годов прошлого века школьники в городе Керчь, в чём бегали во дворе, ходили по улице, в школу...?

    Летом у детей обуви, как правило, не было вообще. Один раз маленькой Лидочке купили «плетенки» из мягкой соломы. Но их тоненькие, хлипкие подошвы  совсем протерлись за несколько летних недель...

    Первые более-менее приличные туфли появились у девочки во втором классе. Так называемые «торгсинки», больше напоминающие кеды – тряпочные туфельки с резиновой подошвой, белые, с голубым кантиком по краю, с перемычкой и прямой подошвой, надеваемые по особым случаям. "Хозяйственная девочка" изо всех сил берегла их, начищала зубным порошком - дабы сохранить  их первозданную белизну. Но детские ножки так быстро вырастают из любой, даже тщательно оберегаемой обуви...

    Первые "настоящие" туфли: купили в 6 классе, в Москве, куда Лида приехала в гости к самой младшей из сестер своей мамы. Туфельки были без всяких признаков каблука, светло-коричневатые,  с перемычкой, из кожи или кожзаменителя.
   Первое пальто: из коверкота, светло-коричневое, досталось Лидочке только в 9 классе. Для этого они с мамой  несколько ночей стояли, отмечались в очереди в «швейпром»(мастерская по пошиву). В нем же 20-летняя Лида и поехала в эвакуацию осенью 1941 года. Зимнего пальто у неё не было совсем.

   Первая крепдешиновая кофточка, белая: пошили на выпускной вечер. До этого девочка ходила только в скромненьких, ситцевых блузочках. Младшая мамина сестра передавала родным свои старые платья, а мама перешивала эти платья в кофточки, да и вообще все шила сама, так как готовой одежды не продавали*. Лиде же приходилось только вышивать воротнички, что, впрочем, она делала с удовольствием**. Школьной формы, в современном понятии, тоже не было.

   Пальто Лидочкиного папы, хоть он и был партработником, тоже бесконечно перелицовывалось, так как пошить новое не было материальной возможности.

P.S. Всё вышеперечисленное в этой главе вспоминалось исключительно по моей просьбе – настолько эти «шмоточные» вопросы  были мелки и незначительны в той жизни, что сами по себе в памяти никак не всплывали, в отличие от....
продолжение - "Школа - 3. Керчь. Дела сердечные" - здесь: http://www.stihi.ru/2015/08/20/3149

* Честно сказать, в 20-й раз посмотрев на фото к части 7, я обратила внимание на то, что у трех девочек из пяти абсолютно одинаковые свитерочки(не представляю такую ситуацию сейчас!), что означает, что готовая одежда все-таки была. Понятно, что если они пошли фотографироваться в одинаковом - значит, её было так мало, что одно наличие в гардеробе позволяло вообще не принимать во внимание, что на подружках надето точно такое же изделие. Возможно, это такая же, как и ботинки, "распределенная" одежда. Или к концу 1937 года снабжение города всё-таки начало улучшаться...
** Вышивание было бабулиным хобби в течение долгого времени, а слова «ришелье», «мулине», и с особым тщанием украшенные, маленькие наволочки и салфеточки остались мне на память.

На фото: Лида в 7 классе, 1934-1935  год.


Рецензии
Тоже храню до сих пор поделки моих бабушек, прабабушек. Дочка точно не выбросит, ну а дальше...

Зайцева Елена Георгиевна   04.12.2015 05:55     Заявить о нарушении
Да, хотелось бы надеяться, что и моя тоже не выбросит... Ну, впрочем, есть еще и надежда на потенциальных внуков, которых надеюсь дадут повоспитывать... :)

Спасибо! :)

Элизабет Симпсон   04.12.2015 08:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.