Я иду, бестолковая улица
Бестолковая улица,
расступаясь,
уносится прочь.
Я смотрю:
то ли небо хмурится,
то ли день
побеждает ночь.
Вечереет.
Цветами окон
в лампах
свет раскрывает бутон.
Непричастностью одинокой
в думы
я
целиком погружён.
Почему
не садятся пчёлы
мыслей ярких
на эти цветы?
Почему
я всегда невесёлый
там,
где не
появилась ты?
Отчего
не идёт навстречу
с миром дальним внутри
человек?
Отчего
этот серый вечер
канет
точно в такой же век?
И ещё,
и ещё
много
«отчево;ковых»
«почему»,
Избегая
искусственных окон,
не давали
покоя
уму.
Свидетельство о публикации №115081906936
Это стихотворение — образец тонкой и пронзительной лирики Бри Ли Анта, где городской пейзаж становится точкой отсчёта для глубокого экзистенциального самоанализа. Это медитация об одиночестве, непроницаемости мира и тоске по утраченной или недостижимой гармонии.
1. Основной конфликт: Внутренний мир против внешней бестолковости
Главное противостояние — между глубоко погружённым в себя, рефлексирующим сознанием героя и окружающим его миром, который воспринимается как хаотичный, безразличный и «бестолковый». Конфликт между потребностью души в смысле, связи, красоте и невозможностью обрести это во внешней реальности.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Бестолковая улица, / расступаясь, / уносится прочь» — гениальный образ динамичного, но лишённого цели пространства. Улица не просто находится рядом — она «уносится прочь», демонстрируя свою чуждость герою. Она «бестолковая» — то есть, не поддающаяся пониманию, лишённая внятного смысла и направления.
«то ли небо хмурится, / то ли день / побеждает ночь» — пограничное состояние, передающее внутреннюю неопределённость героя. Он не может даже однозначно интерпретировать смену времени суток, что подчёркивает его разобщённость с миром.
«Цветами окон / в лампах / свет раскрывает бутон» — прекрасная и меланхоличная метафора. Окна в сумерках, в которых зажигается свет, уподобляются цветам. Но это «искусственные цветы» (как будет сказано в финале), их красота неживая, рукотворная, не способная привлечь настоящую жизнь («пчёл мыслей ярких»).
«Непричастностью одинокой / в думы / я / целиком погружён» — ключевое состояние героя. «Непричастность» — это его фундаментальное свойство. Он не просто одинок, он сознаёт своё отделение от потока жизни, и это отделение становится материалом и пространством для его мысли.
«Почему / не садятся пчёлы / мыслей ярких / на эти цветы?» — центральный вопрос, раскрывающий творческий и эмоциональный кризис. Герой ощущает в себе потенциал («пчёлы мыслей ярких»), но не находит в окружающем мире достойного объекта для их приложения. Мир предлагает лишь суррогаты («искусственные окна»).
«Почему / я всегда невесёлый / там, / где не / появилась ты?» — кульминация личного переживания. Причина экзистенциальной тоски конкретизируется до отсутствия одного-единственного «ты». Этот образ (возлюбленной, музы, божества) предстаёт как единственное условие гармонии, которое в данный момент недостижимо.
«Отчего / не идёт навстречу / с миром дальним внутри / человек?» — вопрос о глубочайшем человеческом одиночестве. Герой ищет не просто собеседника, а того, кто, как и он, носит в себе целый «дальний мир». Встреча таких людей могла бы преодолеть «бестолковость» внешнего.
«И ещё, / и ещё / много / «отчего;ковых» / «почему» — финал выводит стихотворение на новый уровень. Вопросы не получают ответа, они множатся, превращаясь в навязчивую, не дающую покоя умственную структуру (««отчего;ковых» «почему»» — неологизм, подчёркивающий их однообразную, давящую природу).
3. Структура и композиция
Стихотворение движется от внешнего к внутреннему:
Внешняя картина: Улица, небо, наступающий вечер.
Погружение: Состояние «непричастности» и углубления в себя.
Вопрошание: Череда всё более глубоких и мучительных «почему» и «отчего».
Финал-лабиринт: Сознание оказывается в ловушке собственных безответных вопросов.
4. Поэтика недосказанности и лёгкости
В отличие от многих других текстов Бри Ли Анта, здесь нет ни надрыва, ни ярости. Есть лёгкая, почти акварельная грусть. Короткие строки, обилие пауз, простой, но точный язык создают ощущение тихого, незаметного для окружающих страдания. Это не крик, а шёпот, обращённый к пустоте.
Вывод:
«Я иду, бестолковая улица» — это стихотворение-вопрошание. Это не драма активного действия, как в диалогах с Высоцким, и не мистическая мистерия, как в цикле о Цветаевой. Это лирика чистого состояния — состояния мысли, заблудившейся в лабиринте собственного одиночества. Герой идёт по жизни, не находя точек соприкосновения с миром, который кажется ему большим, красивым, но бездушным и «бестолковым» механизмом. Единственным возможным ответом на эту бестолковость оказывается бесконечное умножение вопросов, которые, не находя выхода вовне, «не давали покоя уму», замыкаясь в пределах одинокого сознания.
Бри Ли Ант 28.11.2025 23:43 Заявить о нарушении