Он изобрёл искусственное сердце... О Карреле

Французский хирург, физиолог, трансплантолог Алексис Каррель (1973 – 1944) говорил: «Всякий человек есть история, не похожая ни на какую другую».

Его история любопытна и интересна, вклад в медицинский прогресс огромен. Алексис Каррель разработал методы сшивания кровеносных сосудов и обработки ран, культивировал живые ткани в лабораторных условиях и изобрёл искусственное сердце… Но обо всём по порядку.

Интерес к медицине возродился у Алексиса рано: с помощью дяди он проводил химические опыты и, будучи маленьким мальчиком, анатомировал птиц. Он уже в 12 лет решил стать врачом. Хотя до медицинского диплома получил 2 степени бакалавра: в 1890 году по литературе, в 1891 – по науке, после чего потупил на медицинский факультет.

Студент медицинского факультета университета в Лионе Алексис Каррель был потрясён смертью президента Франции, который 24 июня 1894 года был ранен террористом в крупную артерию и от кровотечения скончался. Если бы хирурги владели тогда методами сшивания кровеносных сосудов, жизнь президента Мари Франсуа Карно можно было бы спасти. Карреля поглотила эта мысль, и он задумал, став хирургом, научиться восстанавливать повреждённые сосуды человеческого организма.
В 1894 ему 21 год. Не каждый молодой человек в этом возрасте станет брать уроки вышивания. А он берёт. С целью овладения методикой шитья. Использует при этом только тонкие нити и шёлковую ткань. Овладев навыками белошвейки, он переносит их на ткани и на сосуды человека.

С 1899 по 1902 Алексис работает прозектором. Он имеет возможность отрабатывать на трупах методику сопоставления и сшивания сосудов и тканей. И уже в 1902 году показывает коллегам итог нескольких лет своего кропотливого труда: метод сшивания артерий и вен. Он придумал не только прототип всех модификаций шва, использующихся сегодня при формировании анастомозов «конец в конец» – сосудистый шов Карреля, но и метод восстановления тока крови через повреждённые сосуды.

Каррель был сложен в общении: интеллектуально независим, остёр на язык и очень критичен. Не найдя взаимопонимания в коллективе и не дождавшись карьерного роста в Лионе, он переезжает сначала в Париж, через год в Канаду, а потом в США (хотя гражданином Америки так и не стал).

Именно в Чикаго ассистент Физиологического института Алексис Каррель усовершенствовал свою технику по сшиванию сосудов и пошёл в своих научно-практических открытиях дальше.

С 1904 по 1906 Алексис совершает ряд никому не ведомых доселе начинаний: проводит первые операции по трансплантации органов. Вместе с физиологом Чарльзом Гатри в экспериментах на животных он выполняет пересадку сосудов, щитовидной железы, яичника и почки. Все эти операции, естественно, проходят с новой методикой Карреля по сшиванию кровеносных сосудов. Каррель и Гатри проводят несколько операций на собаках по пересадке им конечностей. Но самый смелый и неожиданный эксперимент – это трансплантация сердца (1905 год). То есть Алексис Каррель одним из первых стал заниматься трансплантологией. Но он с сожалением отмечал, что спустя время после операции, даже начав функционировать в чужом теле, пересаженная ткань или орган отторгаются в животном-рецепиенте. Только спустя полвека медицинский мир узнал, что успех трансплантации – в генетических и иммунологических механизмах.

Своими достижениями, креативностью, целенаправленностью и талантом Алексис Каррель обратил внимание известного бактериолога Симона Флекснера, который пригласил молодого учёного в недавно созданный Рокфеллеровский институт. В нём Алексису работалось психологически комфортнее, чем во французском Лионе. Наверное, это тоже способствовало прогрессивным успехам учёного, продолжающего эксперименты в трансплантологии. Он усовершенствовал хирургические методы пересадки сегментов кровеносных сосудов: первым стал заменять часть повреждённой артерии или вены сосудом, взятым у того же животного.

Сегодня взятие вены из ноги человека для замещения изменённой коронарной (сердечной) артерии – аорто-коронарное шунтирование – почти банальная операция. А ведь это была его – Алексиса Карреля – идея по восстановлению повреждённого сосуда человека. И он первым воплотил её в практику!

К счастью, труды Алексиса Карреля были отмечены по заслугам. В 1912 он получил Нобелевскую премию «за работы по сосудистому шву и трансплантации кровеносных сосудов и органов». Это был первый хирург, удостоенный столь высокой награды за восстановление сосудов, а значит, и жизни человека. Но это далеко не все открытия Алексиса Карреля.

Ещё как минимум о двух мы должны вспомнить.

До эры антибиотиков для промывания ран с успехом применялся метод Карреля – Дейкина: лечение инфицированных ран их постоянным орошением раствором карбоната натрия и хлорида кальция, нейтрализованного борной кислотой. Алексис разработал это не токсичное, не раздражающее ткани и дезинфицирующее средство в тандеме с американским биохимиком Генри Дэйкином, основываясь на своём опыте обработки ран солдат во время Первой мировой войны (28.07.1914 - 11.11. 1918). Применение метода значительно снизило осложнения.

А в 1930 – 1935 гг Каррель совместно с лётчиком Чарльзом Лингдбергом сконструировал искусственное сердце – примитивный аппарат искусственного кровообращения, с помощью которого можно было снабжать кровью и кислородом (оксигенировать) изолированный орган. Результаты этой работы изобретатели опубликовали в 1938 году в статье «Культивирование органов».
О медицинских открытиях и достижениях Алексиса Карреля, которых, согласитесь, немало для одной жизни, всё.

О его предложениях по улучшению качества человеческой популяции, изложенные им в книге «Человек. Неизвестное» ("Man, the Unknown", 1935) и о его неоднозначном сотрудничестве в годы Второй мировой войны при желании Вы прочтёте сами.

Напоследок – ещё одна цитата Алексиса Карреля: «Человек не может переделать себя без страданий. Он скульптор, создающий себя из мрамора».


Рецензии