Он открыл возбудителя малярии. О Шарле Лаверане

Если раньше россияне не задумывались о проблемах малярии, то сегодня она становится актуальнейшей для нас, ибо очень моден в XXI веке экзотический туризм: состоятельные люди и любители путешествий рвутся в Африку, в Азию, на острова, где комары рода Anopheles – переносчики малярии – ждут новых жертв.
О жизненных успехах первооткрывателя возбудителя малярии - Шарля Луи Альфонса Лаверана (1845 – 1922) - я расскажу Вам сегодня.

Его детство прошло в Алжире: там работал военным врачом отец мальчика. Малярия была настоящим бедствием для этой африканской страны: уносила тысячи жизней.
Шарль Луи Альфонс Лаверан окончил Императорскую военно-медицинскую школу в Страсбурге (1867). Мечтал о науке. Но начавшаяся франко-прусская война (1870-1871) решила его судьбу: Шарль был отправлен военным врачом в действующую армию. А уже в 1874 году стал заведовать кафедрой военной медицины и эпидемиологии в Школе Валь-де-Грас.

Малярия продолжала оставаться серьёзной угрозой для солдат, служивших в Северной Африке. Доказав начальству, что установить причину болезни можно только работая в очаге её распространения, Шарль Луи Альфонс Лаверан в 1878 году (по истечению оговоренного контрактом срока пребывания на посту заведующего кафедрой) отправился в Алжир с экспедицией по изучению малярии и был там до 1883 года.

В течение первых двух лет работы он изучал труды немецкого ученого Ахилла Келша, описавшего темный пигмент, который он постоянно обнаруживал в кровеносных сосудах, селезенке и печени людей, погибших от малярии. Но Келш изучал только ткани умерших, в то время как Лаверан - кровь живых.

Изучая мертвые ткани, Келш уделял внимание не развитию заболевания, а изменениям, к которым оно приводило, и установил, что темный пигмент - ценный диагностический признак малярии. Лаверан подтвердил наличие пигмента при малярии и занялся изучением его роли в развитии заболевания.

5 ноября 1880 года Шарль Луи Альфонс в очередной раз взял кровь у солдата во время приступа лихорадки. До этого в его же крови ученый выявил тельца в виде полумесяца, а в этот раз обнаружил сферические образования, которые описал так: «... на периферии этих телец были видны тонкие прозрачные нити, которые очень координировано двигались и, без сомнения, могли принадлежать только живым существам". Лаверан даже не догадывался тогда, что открыл новый класс микроорганизмов – плазмодии, которые позже отнесли к простейшим, паразитирующим в эритроцитах человека и животных. Он доказал, что возбудителями малярии являются не бактерии, а одноклеточное животное-паразит, высказал предположение, что часть жизненного цикла малярийного паразита протекает в насекомом, назвав его промежуточным организмом-хозяином.

Это открытие долго не принимали в научном мире: учёные были против утверждения, что простейшие микробы могут жить в крови высоко развитого тела человека.
Но в 1885 году выводы Лаверана признали и оценили по достоинству: сначала присудили престижную премию Бреана французской академии наук. А в 1907 году за «исследования роли простейших в заболеваниях» он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

В это время Лаверан служил уже в Пастеровском институте, открытом в Париже в 1888 году. На денежную часть Нобелевской премии он организовал в этом институте лабораторию тропической медицины и продолжал изучать в ней простейших, попадающих к человеку через укусы кровососущих насекомых.

Лаверан предложил уникальную методику исследования: проводить опыты с искусственным заражением животных простейшими.
Так он изучил и описал лейшманиоз – тропическое заболевание, вызванное простейшими лейшманиями, которые передаются человеку и другим животным через укусы москитов (насекомыми комплекса гнус). Так изучал трипаносомоз, или сонную болезнь, возникающую после укуса мухи цеце. И хотя сам Лаверан не обнаружил микроб, вызывающий болезнь (трипаносому), он подробно изучил его морфологию и морфогенную активность.

Кроме Нобелевской премии (1907) Шарль Луи Альфонс Лаверан был удостоен медали Дженнера Лондонского эпидемиологического общества (1902) и премии Московского международного конгресса в области медицины (1906). Он был членом французских академий наук и медицинских наук. А в 1901 году был избран Президентом французской академии медицинских наук.

Интересно, что Шарль Луи Альфонс не ограничивал себя только научно-исследовательской работой в лаборатории. Он вел большую организационную деятельность, в частности по борьбе с малярией на Корсике и по профилактике протозойных заболеваний во французской армии во время Первой мировой войны. Лаверан был основателем Французского общества экзотической патологии (1908) и почетным членом нескольких медицинских обществ, в том числе Петербургского и Батумского.

Ученые мира считают именно его создателем новой науки - медицинской паразитологии, Профессию, которой занимался Лаверан, сегодня называют протистолог: специалист, изучающий одноклеточные эукариотные организмы, относящиеся к типу простейших.


Рецензии