Основоположник асептики. Об Игнаце Земмельвайсе

Игнац Филипп Земмельвайс (1818 – 1865) - один из основоположников асептики (системы мероприятий против попадания бактерий в рану).

Игнац Филипп Земмельвайс выбрал делом своей жизни акушерство и хирургию, получив диплом врача в Венском университете.

Сначала родильный дом в Вене, затем клиника в Пеште (Венгрия). И там, и здесь он наблюдал грустную картину: от послеродового сепсиса умирала каждая третья роженица, а иногда и каждая вторая. Женщины, рожающие дома, уходили из жизни намного реже...

Сопоставление этих фактов и событие 1847 года (смерть от сепсиса его друга - профессора судебной медицины Якоба Коллечка) привело Земмельвайса к мысли, которая подтвердилась в его клинических наблюдениях: причина высокой послеродовой смертности женщин - грязные руки врачей.

Здесь необходимо сказать, что в те времена хирурги и акушеры не отвлекались на такое банальное и даже не обсуждаемое современными врачами занятие, как специальная обработка рук перед оперативным вмешательством. Тогда врач после манипуляций в любом другом отделении, даже в прозекторской, мог прийти на роды, лишь сполоснув руки водой, водой с мылом или протерев их салфеткой.

Земмельвайс, утвердившись в своих выводах, настоял, чтобы все сотрудники его больницы обрабатывали перед принятием родов руки в растворе хлорной извести (в те годы использовали дезинфицирующие средства на основе двух веществ: карболовой кислоты и хлорной извести). Результат внедрённой методики ошеломил: смертность в этой больнице упала с 18 до 1,2 %. Однако директор клиники, в которой благодаря внедрению в практику идей 30-летнего врача произошёл такой прорыв, запретил ему публиковать полученные данные, а потом и вовсе уволил во избежание неприятностей.
Обратите внимание! Даже такое очевидное открытие не пришло в медицинскую практику сразу: за внедрение метода асептики потребовались десятилетия борьбы энтузиастов!
Несмотря на протесты коллег, Игнац Филипп Земмельвайс стал обучать врачей своему незамысловатому методу, убеждал их в необходимости применения специальной обработки рук перед клиническими осмотрами, родами и операциями, а в 1861 году выпустил книгу «Этиология, сущность и профилактика родильной горячки». Изданная в Будапеште, позже она вновь переиздавалась в Вене и Лейпциге.

Вот лишь один абзац из этой книги: «...факторами передачи зараженного материала являются пальцы рук при осмотре и операциях, постельное белье, окружающий воздух, моющие губки, руки акушерок и медсестер, которые до этого контактировали с выделениями пациенток в родах или других больных, а затем повторно соприкасались с гениталиями женщин в родах или сразу после них. Одним словом, фактором передачи зараженного материала является всё, что загрязнено таким материалом, а затем вступает в контакт с гениталиями пациентки».

Земмельвайса угнетало сопротивление коллег очевидным доказательствам пользы его несложной и полезной для всей хирургической практики методики. Но, к большому удивлению и сожалению, при жизни Заммельвайса его открытия будто не заметили. Против него выступали многие известные врачи (даже Рудольф Вирхов). Мало того. Коллеги сделали всё возможное, чтобы не только проигнорировать предлагаемый метод асептики, но и изолировать Земмельвайса от мира, признав умалишённым.
Его жизнь оказалась короткой (47 лет) и не такой, какой должна быть у человека, открывшего миру простой и спасительный метод асептики.

А в психологии даже укрепилось понятие «рефлекс Земмельвайса»: отрицание новых данных вопреки устоявшимся представлениям.

Справедливость восторжествовала спустя десятилетия после смерти Земмельвайса: асептику признали, его считают одним из первооткрывателей метода, а врачи мира собрали средства на памятник Игнацу Филиппу Земмельвайсу, установили его в Будапеште. На постаменте памятника - текст, говорящий о смысле жизни Врача Земмельвайса: «Спасителю женщин" (Этот памятник - на фото).

Именем Земмельвайса названы Будапештский университет и Музей истории медицины в Будапеште, который располагается в доме, где жил Земмельвайс.


Рецензии