Ступени эволюции человека

 
Ступени эволюции человека

1. Люди. 2. Садху (люди, идущие по Пути Освобождения). 3. Джняни (Знающие) — святые, мастера, мудрецы. 4. Сиддхи (Совершенные). 5. Боги.

Каждый человек, идущий по духовному пути, начинает с того, что проходит через осознание своей непохожести на других людей, своей принадлежности к некоему уникальному меньшинству со своими особыми смыслами, ценностями и целями, которые сильно отличаются от ценностей, смыслов и целей окружающих.

Он проходит через поиск собственной идентичности, он ищет свою группу, круг людей для самоидентификации, круг, к которому он мог бы с уверенностью причислить себя, чтобы идти дальше по Пути, который он выбрал.
Идти по духовному Пути к Просветлению и Освобождению — означает выходить из класса обычных людей и переходить в мир меньшинства, в мир других, непостижимых существ — в мир садху, а затем в мир еще более непостижимых существ — в мир джняни (Просветленных) и мир сиддхов (Совершенных).
Мы ведь не задумываемся, что испокон веков на Земле живет не один, а несколько классов людей, а именно:
— люди обычные, обыкновенные, разумные (хомо сапиенс);
— люди Пути, садху (те, кто идет по пути духовного развития, хомо спиритуалис);
— джняни (Знающие, достигшие мудрости, святые);
— сиддхи (Совершенные).

[more=]
Национальные, культурные, религиозные, социальные различия не так сильны, как различия между этими классами существ. Это действительно существа совершенно разные по мировоззрению, ценностям, способам выполнения когнитивных операций, методологии познания мира, энергетике, скорости мышления и образу жизни. Это словно разные расы, сосуществующие друг с другом на планете Земля. Облик, конечно, одинаковый, но сходства на этом заканчиваются.

У каждой расы своя особенная психология, этика, картина мира, система ценностей, цель жизни, а иногда — даже физиология!
Люди — это люди, садху — это садху, джняни и сиддхи — это джняни и сиддхи. Между ними всегда будет огромная пропасть в мировоззрении, осознанности, этике, взглядах на мораль, культуру, время, пространство.
Фактически это разные виды, мирно сосуществующие на одной планете, цивилизации, подобные инопланетным расам, волею судьбы живущие вместе.
Эту пропасть невозможно устранить ничем, кроме садханы (духовной практики), то есть обучения, развития, совершенствования и очищения.

1. Люди

Самоназвание: «люди», «человечество».
Как их называют в других традициях. Обычные люди, материалисты, атеисты, светские люди, «люди мира сего» (миряне).
Разделение внутри вида. Люди этого класса постоянно разделяют себя по расовым, национальным, религиозным, семейно-родовым, клановым, культурно-этническим, идеологическим, классовым и другим признакам.
Подобные разделения часто приводят к войнам и конфликтам. В противовес подобному разделению среди людей есть также тенденции объединения под разными ценностями и лозунгами — например, «общечеловеческими ценностями», идеями «единства всех религий», «глобализации» и т.д.
Область интересов и ценности. Земная, материальная жизнь, карьера, накопление и создание материальных благ, обучение, воспитание детей, общественные события. Живут преимущественно семьями.

Взгляды на смысл жизни. Расплывчатые, неоформленные, в объеме традиционного среднего или высшего образования и принятой в социуме системе ценностей.
Этика. Вершиной этики для людей Земли считается так называемая «общечеловеческая этика». Например, общечеловеческие демократические ценности, либеральные свободы (уважение к чужой собственности, культуре, религии, нации, гендерное равенство, права человека, меньшинств, свобода слова, печати и т.д.). Но на деле общечеловеческой этике реально следует очень малая часть людей, большинство людей часто нарушают собственные этические принципы, мотивируя это разными обстоятельствами.
Способ проводить время. Жизнь человека этого мира во всем многообразии этого слова: работа, образование, развлечения, участие в общественной жизни, заботы по дому и воспитанию детей.

Тело. Обычному человеку доступно для жизни и действия только одно тело — физическое, состоящее из костей, крови и плоти, с которым он сильно себя отождествляет.
Тела людей, состоящие из плоти и крови, весьма несовершенны, они часто подвергаются болезням, требуют постоянной заботы, защиты от погоды, удовлетворения желаний.
Продолжительность жизни этих смертных белковых тел — около восьмидесяти лет, хотя бывают люди, живущие сто и более лет.
Часто чакры в таких телах работают не в полную силу, каналы засорены, а праны циркулируют неупорядоченно, поэтому запас энергии этих тел невелик, требует постоянного восполнения в виде долгого (более восьми часов) сна, отдыха, подпитки в виде взбудораживающих ум желаний. Энергии такого тела недостаточно для осознавания себя во сне.
Бывают очень редко особые люди, тела которых обладают чистой упорядоченной энергией, их чакры сияют, а запас сил чрезвычайно велик.
Такие люди — это потенциальные выдающиеся будущие садху или джняни, на которых указывают особые знаки, разные для мужчин и женщин. Если судьба такого человека пересечется с опытным мастером из числа садху или джняни, и тот поможет ему найти свой Путь, он может добиться больших успехов на духовном пути.

Способ размножения. Обычный, половой. Совершая сексуальный акт, люди зачинают детей, соединяя семя отца и яйцеклетку матери. Ребенок появляется через девять месяцев из утробы матери.
Дети, потомки считаются надеждой, будущим для людей. Их воспитанию уделяется много внимания. Некоторые люди стремятся иметь много детей (жители Индии, Китая, развивающихся стран с высокой рождаемостью), другие (в Европе) считают, что большое количество детей может препятствовать их карьере, целям, и обзаводятся одним ребенком.
Есть отдельные люди, которые сознательно не обзаводятся детьми по своим соображениям (так называемое движение «чайлд-фри»). Остальные люди, как правило, их осуждают за эгоизм и вызов человеческим ценностям.

Власть. Люди признают власть своих выборных законодательных и исполнительных институтов.
Отношение к садху и джняни. От уважительного (в странах, где есть культура почтения садху) до настороженного или даже пренебрежительного.
Люди не понимают мировоззрения, ценностей, этики, образа жизни садху, а о существовании джняни, сиддхов не догадываются вообще.
Сталкиваясь с мировоззрением людей-садху, одни стараются его избегать, делая вид, будто это нечто несерьезное и неважное, другие его просто игнорируют, не замечая, третьи пытаются спорить с ним, анализируя и критикуя его со своих материальных, сугубо умственных позиций. Некоторые люди радикально меняют свою жизнь, встретившись с мировоззрением людей-садху, и сами становятся садху.

Культура. Направлена в основном или на отражение, осмысление мира, или на развлечения (так называемая массовая культура).
Религия. Люди не верят в реинкарнацию, жизнь после смерти, тонкие тела, Дух, душу, другие миры, богов, а если даже верят — это никак не отражается на их жизни.
Тем не менее в мире людей религия как явление существует издревле, поскольку она была дана людям древними джняни и садху.
Религия для них существует только как умственная доктрина, догма, культура, ритуалы, официальное явление и как социальный институт, но не более.
Большинство людей не очень интересуются религией, не понимают ее смысл, предпочитая ей земные цели, блага и удовольствия.
Некоторые люди, наоборот, являются фанатичными приверженцами своих религий, при этом по своим качествам оставаясь также обычными людьми.
Другие люди (атеисты) занимают в отношении религии негативную позицию, считая ее анахронизмом, вредным явлением и предпочитая более «прогрессивное» (по их мнению) естественнонаучное, атеистическое, материалистическое мировоззрение.

Видение мира. Люди верят в идею: «Я есть тело». Люди видят мир через призму своего эго, понятийного ума как внешний, отдельный от «я» и существующий сам по себе. Этот мир бесконечно привлекает, впечатляет, озадачивает, а иногда и пугает людей. Он кажется им реальным, внешним и существующим сам по себе.
Роли, играемые в социуме. Все бесконечные роли, которые играют люди, являются для них их настоящей жизнью и сущностью. Играть роль и жить — для людей одно и то же.

Питание. Следуя своим представлениям, желаниям и прихотям, многие люди питаются изысканно и обильно, другие — беспорядочно, третьи экспериментируют с диетами, многие из них едят мясо, хотя некоторые, подражая садху, становятся вегетарианцами.
Сон. Люди в основном испытывают два вида снов, так называемые «сны фундаментального неведения» и сансарные сны. В первом сознание совсем не активно, во втором — сознание переживает беспорядочные видения.
Некоторые из людей пытаются экспериментировать со сновидениями, учиться управлять ими, однако, как правило, это им почти не удается из-за слабой мотивации, отвлечений и невысокого уровня энергии.

Мысли и эмоции. Как правило, люди слабо управляют своими эмоциями и мыслями, из-за этого их сознание часто подвержено различным переживаниям как позитивных, так и негативных эмоций: радости, любви, привязанности, гнева, ненависти и т.д., что вызывает постоянные страдания. Умы людей часто бывают запутаны и неясны, подвержены страданиям, комплексам, депрессиям и различным всплескам. Люди не подозревают, что их ум является волшебной драгоценностью, которой нужно учиться управлять. Поэтому сила ума людей весьма слаба по сравнению с силой садху, джняни и сиддхов. Однако некоторые люди, не будучи садху, иногда демонстрируют великую силу ума — герои, гении, мыслители.

Сверхспособности. Как правило, из-за спутанности мышления и недостатка энергии обычные люди не обладают почти никакими сверхспособностями, хотя некоторым из них может быть присуще ясновидение, способность к астральным путешествиям и целительству.
Такие люди могут стать неплохими садху при благоприятном стечении обстоятельств.
Общая численность. Люди этого вида — абсолютное большинство. Это главный, самый многочисленный и могущественный вид на Земле, их численность составляет около шести миллиардов.
Область распространения. Все материки планеты Земля.

2. Садху (люди Пути, идущие по Пути Освобождения)

Самоназвание: «люди Дхармы», люди Пути, садхаки, садху, йоги, духовные искатели. В других традиция их зовут иначе.
Как люди иногда называют таких людей. «Садху», «свами», «санньяси», «божьи люди», «верующие», «монахи» — в зависимости от культуры и конфессии.
Разделение внутри вида. В отличие от людей садху не склонны сильно разделять друг друга по расовым, национальным, культурным, семейно-родовым признакам. Люди-садху в основном больше склонны разделять друг друга по религиозному признаку и по принадлежности к школам и мастерам.
Однако в силу гибкости и толерантности мышления такое распределение совсем не носит антагонистический характер, как это постоянно происходит у обычных людей.
Истинные садху уважают любые культуры, религии и школы и сами склонны считать себя гражданами всей Вселенной за пределами всех культур и религий.
Иногда люди-садху разделяют друг друга по типу характера на дивья (божественный), вира (героический) и пашу (ограниченный), однако такое разделение ни к чему не обязывает кроме того, что указывает на тип характера и карму (судьбу).

Область интересов и ценности. Своя религиозная практика, духовное восхождение к высотам сознания, духовное обучение у своих учителей, духовные упражнения в рамках учения своих школ, самосовершенствование с целью достичь Просветления, эксперименты с сознанием, посещение мест паломничества, храмов, учителей.
Способ жизни. Иногда живут поодиночке, изредка встречаясь на своих собраниях, конгрессах, иногда — общинами, иногда — семьями, не выделяясь среди людей.
В тех странах, где есть культура уважения духовного пути, людей-садху, они действуют и ходят открыто; в странах, где доминирует материализм и атеизм, они скрывают себя, подражая обычным людям, или принадлежат к традиционным конфессиям.

Взгляды на смысл жизни. Человеческая жизнь — уникальна и драгоценна, она предназначена не для чувственных удовольствий или накопления благ, а для развития, эволюции Духа, достижения более высокого уровня сознания и постижения Абсолюта (Б ога).
Жизнь обычных людей, в которой есть только материальные интересы и ценности, по мнению одних садху — это бессмысленное страдание, бесконечный бег по замкнутому кругу (сансара) и накопление новой кармы; по мнению других — это начальная школа для тех, кто еще не встал на духовный путь.
Этика. Вовне, для других людей, садху придерживаются общечеловеческой этики, внутри они следуют своей внутренней этике, сложившейся в своем кругу. В чем-то этика садху совпадает с общечеловеческой, в чем то — сильно отличается.
Для садху нет линейных понятий «этично — неэтично», «плохо — хорошо», «правильно — неправильно», «морально — аморально» в том прямом виде, как эти понятия существуют для людей.
Садху заботится о том, что способствует росту осознанности, и избегает того, что этому мешает, не наклеивая умственных ярлыков на реальность.
В основном садху просто стремится следовать своему мастеру, своему статусу в рамках своей этики и культуры, чтобы развить уровень своей осознанности.
Этика садху подразумевает: гармонию со всеми существами, уважение мира, Пути, уважение других садху, уважение мастеров-джняни, сострадание, ненасилие, свободу от условностей и формальностей, безупречность как образ жизни, контроль желаний, мыслей и слов.

Способ проводить время. Духовные упражнения (садхана), аскеза, посещение особых мест паломничества, жизнь в уединенных местах или общинах, монастырях, медитация, обучение, служение учителям из числа джняни и своим идеалам, обсуждение философских вопросов Бытия, участие в духовных фестивалях, семинарах, ритритах.
Некоторые из садху активно занимаются социальным служением, просвещением и обучением людей, видя это как свою миссию, некоторые заняты сочинением философских трактатов.
В древности многие хорошие садху были духовными наставниками правителей и царей, указывая им Путь.

Тело. Людям-садху доступно для восприятия, активной жизни и действия не одно только физическое тело, а целых три:
— физическое (аннамайя-коша),
— энергетическое (пранамайя-коша),
— тонкое астральное (маномайя-коша).

Садху используют свое энергетическое тело для внутренней алхимии: работы с энергией, целительства, накопления энергии, восприятия других людей, энергетики помещений, местности.
Свое астральное тело садху используют для путешествий по Вселенной, по тонкому миру, общения с богами, другими садху, джняни и сиддхами, получения новых знаний, восприятия и моделирования будущего, управления реальностью через сновидения. Садху живут своей невидимой, тайной жизнью, умело используя тонкое тело.
Физическое тело садху имеет почти такую же физиологию, как и у обычных людей, однако их тела все же отличаются тем, что каналы и чакры в них более очищены за счет йогических упражнений, вегетарианства, упражнений по накоплению энергии, самодисциплины и т.д.

Многие люди-садху очень серьезно относятся к энергиям тела, заботясь о теле как о лодке, на которой можно переправиться на другой берег Освобождения, однако много бывает таких садху, кто пренебрегает телом, считая, что привязанность к телу только мешает пути Освобождения. Они поощряют аскетизм, умерщвление плоти. Но в большинстве садху склонны заботиться о теле, укреплять его силу.
Такое тело, как у садху, именуется «йога-дэха» — благоприятное йогическое тело. Оно обладает большим запасом энергии, большим иммунитетом, более крепким здоровьем, устойчивостью к стрессам, перегрузкам, болезням, погоде. Может лучше переваривать пищу, меньше нуждается в удовлетворении желаний: отдыхе, сне, еде, питье, не нуждается в лекарствах, сексе — в том виде, как это необходимо людям.
Если оно заболевает, садху может исцелить его силой дхараны (концентрации) и медитации. Однако не всем садху удается создать себе такое тело ввиду многочисленных препятствий, помех, ограничений кармы и инертности, присущей физическому телу. Некоторые пожилые садху имеют тела, практически идентичные телам обычных людей со всеми обычными ограничениями.

Сон. Большинство садху испытывают несколько видов сна. Как и обычные люди, садху иногда испытывают сны неведения и сансарные сны.
Однако благодаря чистоте их энергии, каналов, силе ума и способности к концентрации им доступны также «сны ясности» и даже «сны ясного света».
Такие сны именуются ими «йога-нидра». В снах ясности они действуют осознанно в тонком теле, получают знаки, пророчества, узнают будущее, обучаются, совершают астральные путешествия в чистые страны, разговаривают с духами, предками, учителями, святыми, сиддхами и богами.
В снах ясного света, которые доступны немногим садху, они переживают Запредельное, Первозданное Бытие. Это тонкое, просветляющее светоносное Пространство Пустоты.
В этих снах нет никаких видений, образов, форм, но есть невероятное насыщение энергией, познание, расширение и углубление сознания вне дуальности субъекта и объекта. Именно эти сны ценят истинные садху, делая их Путем своей практики.

Способ размножения. Большинство садху не видит смысла в обычном физическом размножении, предпочитая с помощью духовных занятий создавать внутри себя внутреннего «духовного ребенка». Многие садху соблюдают брахмачарью, являются брахмачари (соблюдающими безбрачие) или монахами.
Однако некоторые семейные или свободные сад- ху заводят детей в надежде с помощью ритуальных практик и намерения призвать в чрево матери высокую душу и воспитать ее в своей культуре садху.
Некоторые для этого разрабатывают уникальные духовные воспитательные и обучающие программы, чтобы создать непрерывную цепь духовной преемственности внутри своей культуры.

Отношение к людям. Колеблется от любви, сострадания, желания помогать до покровительственно-снисходительного, а иногда (в случае молодых, неразвитых, неопытных садху-детей) — высокомерного.
Опытные, святые садху стремятся видеть в людях Бога, другие относятся к людям как взрослые к детям. Некоторые из них принимают на себя роль наставников, учителей людей.
Они (без тени эгоизма и гордости) считают себя более зрелыми, «старыми» душами, которые пришли в этот мир, чтобы завершить свой духовный Путь.
Многие садху любят людей и сострадают им, многие — считают людей духовно незрелыми, детскими душами, которые еще не прошли трудные уроки материального мира и его ценностей. Умы грубоматериалистичных людей кажутся садху тяжелыми, запутанными и беспокойными, а их культура — отсталой и приземленной.
Садху иногда также называют людей «манушья» (потомки риши Ману), «карми» (поглощенные своей кармой), «бандхика» (связанные ограничениями материального мира сансары).
Тем не менее в глубине души к людям садху относятся чисто, видя в них Бога и причисляя их к особым божественным существам, которым еще предстоит открыть свою природу.
Многие садху видят свою миссию на Земле в просвещении людей, их направлении, воспитании, другие людей избегают, стремясь «не загрязниться их вибрациями», стремясь общаться только с себе подобными или жить в уединении. И те и другие идеи имеют своих сторонников и противников среди садху.

Отношение к мудрецам (джняни). Садху очень ценят общение с джняни, поскольку считают джняни духовно более зрелыми, высокоразвитыми существами и стараются подражать им и учиться у них.
Они с верой и благоговением принимают джняни как своих учителей, наставников, благодетелей.
Идеалы садху. Ежедневное изучение священных книг, медитация, молитва, уединение, молчание, самодисциплина, работа над собой, этика и уважение к старшим в духовной иерархии, сдержанность эмоций, контроль чувственных желаний, любовь, сострадание, гармония со Вселенной, природой, познание Бога, самопознание, самосовершенствование, помощь миру по мере сил.
Для подавляющего числа садху характерен здоровый образ жизни, стремление видеть все чистым, жить в гармонии с другими и природой.
Уважающий себя садху не допустит вреда, насилия, нечистоты в мыслях, критики, злых слов, неуважения к другим.
Причину всех явлений, как плохих, так и хороших, садху ищет не снаружи, а внутри себя, потому что в отличие от обычных людей садху знает, что весь мир есть проявление его ума, весь мир находится в уме для садху. «Меняя себя к лучшему, я меняю к лучшему мир», — таков девиз садху.
Каждый уважающий себя садху стремится овладевать и управлять своей жизненной силой, используя методы йоги, медитации в соответствии со своей традицией.

Жизнь в социуме. В некоторых странах, где сильна традиционная национальная культура, где религия поощряет институты садху, садху живут в своих общинах, создают многочисленные храмы, монастыри, влиятельные закрытые ордена.
В других странах садху живут, скрывая себя. Бывают асоциальные садху-одиночки, которые живут как бы сами по себе, тем не менее они полностью разделяют культуру садху.
Роли, которые садху играют в социуме. Садху могут играть роль духовных учителей, монахов, верующих, магов, шаманов, целителей, священников или обычных добродетельных мирян любых занятий, профессий.
В традиционном кастовом индуистском обществе семейные садху, как правило, были кастовыми брахманами, а монашествующие принадлежали к орденам санньяси (монахов-свами). В средневековом христианском западном обществе люди уровня садху могли быть монахами или священниками-мирянами, членами тайных орденов, просвещенными магами, алхимиками и т.д.

Власть. Садху вовне стараются смиренно следовать всем требованиям властей, социума мира людей, однако истинной властью для них являются их духовные авторитеты из числа мудрецов-джняни и сиддхов.
Отношение к материальным благам. К материальным благам многие садху относятся с безразличием, а некоторые — даже с презрением, считая их иллюзией, мешающей Пути; другие ими охотно обладают и пользуются, но без всякой привязанности, третьи используют их только как инструмент своего служения и благотворного влияния в мире людей. В любом случае материальные вещи не являются тем, за чем гоняются садху. Мудрость, медитация, духовные силы и способности — вот настоящие ценности в мире садху.

Питание. В основном вегетарианское, в разных вариациях. Многие садху любят различные диеты, некоторые пытаются обходиться без еды, заменяя пищу тонкой энергией.
Культура. Культура для садху — это не рефлексия и не развлечение, а еще один способ идти по Пути. Культура связана с их духовным Путем, их философией, иногда — мифологией, их религией, священными книгами, святыми, богами.
Садху не считают ценным что-либо в культуре, если оно не ведет к духовному развитию. Культуру, которая просто наслаждает чувства и не развивает духовно, они считают бесполезной.

Религия. Религия — сердце жизни садху.
Садху живут своей религией, ее ценностями и понятиями, как рыба живет в воде или птица парит в небе. Однако религия садху и религия людей — не одно и то же.
Их (садху) религия — единая для всего человечества. Она включает в себя все, что есть в религиях людей, и идет намного дальше.
Религия для них — смысл существования и образ жизни.
Садху, как правило, принадлежат к определенной эзотерической религиозной школе, связь с которой они считают очень важной.
Именно в области понимания религиозных вопросов садху отличаются от людей больше всего остального.
Как правило, садху не склонны следовать внешним ритуальным формам религиозности, присущим людям, ибо считают понимание людей в области религии неглубоким, незрелым и искаженным.
Садху стремятся постигать внутреннюю, тайную, неконцептуальную, «неумственную» суть религии через внутреннюю духовную работу: медитацию, созерцание.
Внешние виды религиозности не очень уважаются среди садху, хотя и не отвергаются, просто они считаются дополнительными.

Мысли и эмоции. Ум истинного садху чист, прост и ясен, поскольку он постоянно работает над его очищением. Вопрос контроля эмоций и мыслей для садху является самым главным. Садху понимает, что ум, эмоции, суждения — это эго, и что надо отделить себя от эго, используя самоисследование (вичару), погружение внутрь и самонаблюдение.
Садху применяют разнообразные методы, чтобы контролировать мысли и эмоции: пост, аскетизм, молчание, духовные упражнения, медитацию, созерцание, пранаямы и т.д. Садху стремятся жить за пределами эмоций и мыслей, наблюдая их, отделяя себя от них, познавая пустоту ума, и в этом их отличие от людей, которые стремятся жить в плане ума и мыслей. Не всем садху удается в полной мере контролировать мысли и эмоции, усмирить ум и эго, однако каждый садху работает с этим, понимая, что это самое главное для него. Некоторые садху обладают большой силой ума, некоторые таковой не обладают.

Видение мира. Садху учится видеть мир так, как его учат учителя из числа джняни. Он видит мир как иллюзию, он наблюдает и созерцает мир как Бога, не позволяя своему «Я» поймать себя в ловушку дуального восприятия. Он не деятель — он наблюдатель и созерцатель. Внешние объекты для него подобны «сестре», дружелюбны и гармоничны.
Знаменитый садху индийской традиции: Свами Вивекананда.

Сверхспособности. Некоторые садху имеют хорошие способности: ясновидение, целительство, сила намерения, умение жить в тонком теле, управление реальностью, очарование, обездвиживание, призывание духов и т.д., другие не проявляют их в силу своей кармы.
Общая численность. Садху как вид людей составляют человеческое меньшинство. Истинные садху составляют не более одного-трех процентов от общего населения Земли.

Наставления истинного садху ученику — «оленю»

Оставь все связи и разговоры, беседы и отношения, заботы и планы.
Отбрось концепции, как путы разума, ходи в одиночестве, соблюдай мауну (молчание), скрывайся от людей, Живи в уединении, наслаждаясь свободой, словно дикий лев в джунглях, словно снежный барс в горах, Словно хищная рысь в лесу, словно пугливый олень в роще.
Не заговаривай ни с кем о себе, не проявляй себя вовне, не ищи общения, не интересуйся другими.
Отбрось любопытство, храни свою жизнь в тайне, словно боги — небесное сокровище, не беспокойся, что о тебе подумают другие, Будь недосягаем, как Кайлас, вездесущ и невидим, как ветер, недоступен, как Меру.
Броди в горах, лесах, городах, селах и рощах, не ищи ни спутников, ни друзей, ни подруг, ни помощников, ни родных, будь сам по себе, один на один с Богом. Медитируй, тщательно усвоив все поучения Гуру, храни самаю в сердце, живи естественно, днем и ночью, созерцая недвойственность, И вся сансара покинет тебя, все иллюзии оставят тебя, не осмелясь даже подойти близко, все святые и боги будут восхвалять тебя.
В этом нет сомнений, в этом нет сомнений, нет даже капли сомнений!

3. Джняни (Знающие) — святые, мастера, мудрецы

Самоназвание: в восточной традиции — джняни (знающие истину), мастера, просветленные.
Разделение внутри вида. Сами джняни живут вне всяких рамок и любых понятий о двойственности, присущей людям и многим садху. Они считают себя едиными с Абсолютом, Высшим Разумом, гражданами вселенной и не разделяют друг друга ни по каким признакам. Однако они хорошо понимают, что среди них есть те, кто более глубоко погружен в единство, и те, кто погружен в него менее глубоко.

Область интересов и ценности. Этот вид существ очень возвышен и развит духовно. Большую часть времени джняни (Знающие) проводят в уединении и молчании, поглощенные медитацией, созерцая ход вещей во вселенной.
Большинство из них обладают разнообразными тайными знаниями, сверхъестественными способностями.
Они могут силой мысли менять пространство, время, причинно-следственные связи, материализовывать события и т.д.
Взгляды на смысл жизни. Для этих существ нет взглядов, интересов и ценностей в том виде, как их понимают для себя люди и садху.

У них принципиально иная психология и методология мышления и восприятия мира. Их когнитивный аппарат работает иначе. У них нет логики, есть интуитивное проникновение в суть. Для них нет «Я», отдельного от Абсолюта, вселенной и мира. Они и есть сам Абсолют и весь мир.
Они видят мир как Бога и одновременно как часть себя. Обычный мир они видят как сон, как иллюзию.
Они находятся в постоянном контакте с Абсолютом и не отделяют себя от него. Для них нет понятий добра, зла, плохого, хорошего, чистого, нечистого, как у людей. Они видят мир единым целым, равностным и священным.
Для них нет прошлого, будущего времени, они, пребывая в вечном настоящем, ни к чему не стремятся. Они даже не имеют понятий, что они живут, — они играют, находясь в потоке беспредельного.

Этика. Джняни являются истинными наставниками человечества, поддержателями и хранителями его этических и моральных ценностей.
Они способствуют духовной эволюции людей, пробуждая их дух, вдохновляя их жить по законам долга, чести и совести в границах своей культуры.
У джняни отсутствует логика, мораль, этика и этические понятия в том виде, как это принято у людей и садху.
Сами же они пребывают в естественной осознанности, подобной бескрайнему небу, паря без ограничений.
Никакие понятия, социальные правила, нормы культуры, этики и морали не могут их ограничить, поскольку они выше любых понятий.
Вместо логики, этики и морали у них есть ясное, четкое сверхъестественное прямое понимание любых событий за пределами ограничений. Это понимание позволяет им оперировать реальностью на уровне, недосягаемом для людей и садху.
Часто их понимание событий сильно отличается от человеческой этики и даже этики садху. Но из сострадания к людям и садху они играючи следуют принятой этике, когда находятся среди людей или садху.

Отношение к людям. У джняни ни к чему нет фиксированного, оценочного отношения. Но, играя в восприятие людей, джняни воспринимают цивилизацию людей как маленьких, озорных, шаловливых, иногда капризных детей, которым надо осторожно помогать и по возможности наставлять их, поощряя вступать на истинный путь Пробуждения.
Джняни, иногда желая подчеркнуть факт неведения людей в отношении своей сути, называют их аджняни («не обладающие знанием»).

Отношение к садху. Джняни видят все единым, для них нет разделений. Люди, садху и они сами — это одно существо, один глобальный разум, но играя в восприятие садху, джняни воспринимают садху с уважением, теплотой, любовью и одновременно с юмором — как своих любимых младших братьев.
Они поощряют садху идти вперед по духовному пути, считая, что рано или поздно усердные садху доберутся до тех высот восприятия сути вселенной, на которых находятся они сами.
Они рассматривают садху как следующую ступень эволюции людей и считают своим долгом оказывать поддержку, помощь и покровительство садху, если те их просят должным образом и устанавливают с ними духовную связь.

Способ размножения. Джняни, за редким исключением, не живут семьями, не размножаются подобно людям.
Физиология. Физиология джняни сильно отличается от физиологии обычных людей и физиологии садху.
У них открыты и очищены все чакры, активно большинство каналов, пробуждена энергия кундали- ни. Их тело чувствует мир иначе. Благодаря их аскезе (тапасу), выполненной в прошлом, энергия в чакрах джняни движется иначе, нежели у садху и людей.
Она вращается так, что, независимо от того, медитирует джняни или действует, удовлетворяет желания, словно человек, или отсекает их, подобно аскету, воспринимает объекты или выполняет пратьяхару (удаление ума от объектов), его жизненные ветры наполняют центральный канал в позвоночнике (су- шумна). Такое движение энергии именуют возвратным потоком (нивритти-марга).

Тело. Для истинного джняни доступны одновременно пять тел: физическое, энергетическое, астральное, ментальное и каузальное. Подобно садху, джняни может использовать, кроме физического плотного тела, энергетическое тело для сканирования местности, исцеления, восстановления энергии, целительства и т.д.
Он может использовать свое тонкое астральное тело, действующее во сне со сновидениями, для обучения, путешествий, просмотра астральных хранилищ тонкого мира, магического моделирования будущего, устранения препятствий.
Джняни может использовать свое ментальное тело для посещения высших измерений и встреч с богами и сиддхами.
Он может использовать свое причинное (каузальное) тело, действующее во сне без сновидений, для познания пространственной, пустотной, светоносной сущности всех вещей во вселенной.

Сны. Джняни не видят сны так, как их видят обычные люди. В основном они переживают только сны ясности или сны ясного света.
В снах ясности они создают тонкое тело и путешествуют в нем в обители людей, духов и богов, общаются с питрисами (духами предков), друг с другом, с сиддхами, богами, получая от них знаки, благословения, пророчества, указания, передачи священных текстов. Жизнь в тонком теле — это как бы вторая невидимая жизнь для джняни.
Этот физический мир с грубым телом и тонкий мир с тонким телом джняни видят как иллюзию.
Переживая сны ясности, они не утрачивают осознание просветляющей Пустоты.
В снах ясного света они переживают ослепительное Божественное Сияние Пространства белого, золотого, прозрачного света, черпая из этого сияния колоссальную мудрость, силу и вдохновение.

Видение мира. Видение джняни есть пребывание в естественном состоянии вне ума, эго, субъекта и объекта.
Благодаря этому джняни видит весь мир и его энергии как великую Мать, которая кормит его как своего возлюбленного сына.
Мысли и эмоции. Джняни освободились от ума и эго, достигли полного контроля над мыслями и эмоциями, поскольку всегда пребывают в пустоте сознания, за пределами ума, мыслей и эмоций.
Они являются бесстрастными спокойными свидетелями по отношению к любым мыслям и эмоциям, наблюдая их, они не испытывают, подобно людям, негативных мыслей и эмоций гнева, ненависти, привязанности, ревности, обиды.
Счастье и горе, радость и страдания, наслаждение и боль, любовь и ненависть — для них как бы не существуют и кажутся просто понятиями ума, иллюзией.
Они погружены в состояние бесконечного пространства «Я Есмь», в котором нет никаких мыслей, чувств и дуальных категорий, а все — едино. Джня- ни обладают достаточной силой ума, чтобы влиять на внешнюю реальность.

Места обитания. Одни живут в труднодоступных местах: в лесах, горах, местах паломничества, местах кремации, другие — в закрытых монастырях.
Многие джняни ведут очень скрытный образ жизни, они живут по двести, триста, пятьсот, тысячу и более лет.
Другие, живя открыто среди людей, выдают себя за обычных людей и живут среди садху — выдают себя за садху. Третьи действуют открыто под видом духовных лидеров, учителей, официально признанных «святых» в разных конфессиях.

Образ жизни. Как правило, образ жизни джняни непостижим. Они живут поодиночке или в очень узком кругу своих учеников. Как правило, джняни очень самодостаточны, поэтому они и не ищут себе подобных, спутников, друзей, как это часто делают садху.
Знающие не живут подобно людям и садху, они играют в жизнь. Их игры могут касаться чего угодно, но в основном они направлены на помощь человечеству, на обучение учеников из числа садху и управление реальностью этой вселенной.
Их жизнь, как и жизнь всего вокруг, — это «лила», игра Бога, божественного в них.

Роли в социуме. Джняни понимают, что есть большие различия между разными классами людей, и эти классы должны мирно уживаться друг с другом, не нарушая хода вещей и не сильно вмешиваясь в жизнь друг друга.
Поэтому джняни как непостижимые существа, играя в свои игры и стремясь к реализации своих божественных планов в социуме, могут свободно играть роль любого существа: рабочего, семьянина, садху, царя, ученого, мага, шамана, крестьянина, монаха — в реальности не будучи никем из них.

Сверхспособности. Джняни не ищут их, не заботятся о них, целиком поглощенные своей преданностью знанию Абсолюта, но многие из них наделены множеством сил, и являются весьма могущественными.
Общая численность. Джняни как разумный человеческий вид, популяция — абсолютное меньшинство, чрезвычайно малочисленное ввиду своих уникальных качеств. Они составляют не более одной тысячной процента (около шестидесяти тысяч на всей Земле).
Знаменитые джняни Индии: Гаудапада, Шанкара, Шри Рамана Махариши, Шри Ауробиндо.

4. Сиддхи (Совершенные)

Самоназвание: сиддхи. Сиддхи (Совершенные) представляют собой очень малочисленный, очень возвышенный вид людей, которые завершили свою эволюцию на планете Земля, но поддерживают с ней и с остальным человечеством некоторую связь.
Практически все сиддхи являются выходцами из вида джняни (Знающих), то есть становление сиддхом — это следующая ступень эволюции для джняни, так же как становление джняни — это следующая ступень эволюции для садху (людей Пути).
Сиддхи практически ничем не отличаются от джняни в области мировоззрения, ценностей, смыслов, но их сознание еще глубже утвердилось в недвойственности за пределами субъекта и объекта. Благодаря этому они могут оперировать различными силами вселенной, обладая способностью преодолевать пространство, время, творить, разрушать, воскрешать, создавать иллюзии силой мысли, иметь множество тел, быть бессмертными, многотелесными и жить в любой точке вселенной по желанию.

Отношение к людям. Ввиду огромных мировоззренческих, ценностных, энергетических, физиологических, культурных, этических различий сиддхи практически не встречаются с обычными людьми и не пересекаются с ними.
Если же им все-таки приходится действовать в мире людей, они действуют скрытно, выдавая себя за обычных людей, за садху или джняни.
Сиддхи, если есть на то их воля, иногда незримо руководят человеческим миром через своих проводников — учеников из числа джняни и иногда садху.
Отношение к джняни (Знающим). Сиддхи уважают джняни как равных себе по знанию, но уступающих по силе и энергии. Иногда они считают их своими младшими коллегами, друзьями, иногда — учениками.

Этика сиддхов. Как и этика джняни, непостижима в рамках понимания обычных людей. Однако они — истинные благодетели, хранители и защитники человечества.
Питание. Сиддхи даже в физическом теле не принимают человеческую пищу или принимают ее очень ограниченно, предпочитая употреблять особые энергетические снадобья, пилюли, делать вытяжки из камней, минералов, элементов природы, деревьев, трав, питаться энергией солнечных лучей или цветовой энергией пяти стихий.

Тело сиддха. Многие великие сиддхи имеют не физические тела, а нематериальные, иллюзорные, обладающие тридцатью двумя признаками божественного совершенства.
Кроме этого, многие из сиддхов часто имеют обычное очищенное физическое тело. Это тело может сидеть в пещере, под землей, в горах, в монастыре и непрерывно быть погруженным в состояние самадхи (йогического транса).
Силой мысли выдающиеся сиддхи могут создать одно или несколько иллюзорных тел из пяти элементов для действий в мире людей.
Такие тела могут внешне практически не отличаться от тел обычных людей, но их природа иная.
Следуя йоге, сиддх обретает бессмертное пустотное иллюзорное тело в облике божества, которое состоит из чистого ума и тонких пран (пранава-дэха).

Это тело иллюзорно по природе, подобно волшебной эманации, хотя может быть видимо другими, говорить, ходить, петь, совершать разнообразные действия, и его могут осязать другие.
Это тело не может быть опалено огнем, смочено водой, рассечено или чем-либо связано, оно не подвержено болезням, холоду и зною, свободно от страданий, не нуждается в грубой пище, его жизненная сила не иссякает, поэтому жизнь длится столько, сколько существуют Земля, Солнце и Луна.
Оно питается тонкой праной, извлекаемой из различных источников Вселенной.

Достигнув совершенства в иллюзорном теле, йог может наслаждаться жизнью в небесных дворцах в чистых странах, божественных мирах, таких как Сварга-лока или Махар-лока, путешествуя без ограничений по всей вселенной. Может свободно посещать звезды и планеты, чистые страны, миры предков (Питри-лока), миры богов сансары, такие как Индра-лока, опускаться в адские измерения, миры нагов; посещать божественные чистые обители, такие как обитель Индры Амара-вати в Индра-локе, обитель Агни Теджовати, обитель Ямы Саньявати, обитель Варуны Шраддхавати, обитель Вайю Гандхавати, обитель Куверы Махадайя, сияющую обитель Нараяны Шветадвипу, обитель Ишы Ишавати и даже обитель Брахмы Мановати.

Признаки иллюзорного тела сиддхов. Полностью совершенное иллюзорное тело сиддха есть тело, подобное телу божества (дэвата), оно обладает следующими признаками:
1. Оно обладает пробужденным воззрением и осознаванием — бесконечным умом вне всякой двойственности.
2. Оно свободно от концептуальных понятий и сознанием погружено в Естественную Основу Бытия (Сахаджью).
3. Оно свободно от ограничений физического тела.
4. Оно обладает естественным чистым видением всех явлений.
5. Оно обладает единым вкусом при восприятии всех явлений.
6. Оно обладает неисчерпаемой божественной гордостью и величием (дивья-бхава).
7. Оно превзошло ограничения пространства и обладает силой всепроникновения.
8. Оно свободно от хода времени (кала-тита).
9. Оно обладает шестью великими бесконечными силами: — знания (джняна), — свободы (сватантрия), — воли (иччха), — власти (айшварья), — силы (шакти), — действия (крийя), которые проявляются пятерично — как силы творения, поддержания, разрушения, сокрытия и просветления.
10. Оно всегда погружено в сущностное блаженство (ананда-шакти).
11. Оно обладает всеведением (сарваджняна).
12. Оно бессмертно, и может жить столько, сколько живет вселенная.
13. Оно обладает формой, способной мгновенно усилием мысли проникать повсюду (вишварупа).
14. Оно живет в своей вселенной-локе.
15. Оно не подвержено закону причин и следствий (кармы), и пребывает в игре (лиле).
16. Оно не подвержено страданиям, старости и смерти.
17. Оно живет в персональной истории, в личном времени, а не в коллективной карме.
18. Оно обладает красотой облика, утонченностью и чистотой.
19. Его мышление непостижимо и парадоксально (то есть не связано ограниченной, сансарной логикой и человеческими стереотипами).
20. Оно пребывает во всеобщей гармонии с законами вселенной (Рита).
21. Оно свободно от желаний, клеш, таких как привязанность, гнев, поэтому может свободно играть с любыми энергиями.
22. Оно независимо от пяти великих элементов вселенной и может управлять ими.
23. Оно ни на миг не расстается с источником бытия — естественной пустотной основой Ума.
24. Оно обладает способностью силой намерения управлять окружающей реальностью (ичха- санкальпа-сиддхи).
25. Оно может как угодно менять свой облик, размеры и количество тел.
26. Оно не имеет чувства эгоистичной индивидуальности, ни на миг не отделяет себя от Абсолюта, являясь его игровым проявлением.
27. Оно может существовать в любом из миров, не нуждаясь ни в чем.
28. Оно имеет всеохватывающее и всепроникающее сознание, пронизывающее три мира (физический, тонкий и причинный), и четыре сознания (бодрствование, сон со сновидениями, сон без сновидений и то, что за их пределами).
29. Оно обладает неисчислимыми магическими силами.
30. Его тело состоит из недвойственного света и тонких элементов, не имея в себе частиц грубых элементов (земли и воды).
31. Его тело пустотно по своей природе и подобно отражению луны в воде, радуге, миражу, телу из снов.

Размножение. Сиддхи, как и джняни, не стремятся размножаться, подобно обычным людям. Их физиология, этика и мировоззрение не предполагает идей продолжения рода, культа семейных ценностей и тому подобного.
Однако, если они захотят, они могут силой только мысли (намерения) создать зародыш в чреве будущей матери.
Они также силой намерения могут материализовать из пустоты любого ребенка или взрослого человека с заданными качествами, памятью и биографией. Они могут силой мысли создать несколько своих волшебных эманаций — иллюзорных тел, которые способны жить и действовать самостоятельно.

Места обитания. Некоторые сиддхи обитают в гималайских пещерах Индии, Китая, в особых местах выхода силы Земли, скрытых от глаз простых смертных.
Другие живут в иных измерениях, в особых мистических городах сиддхов (сиддха-пури), куда нет входа обычным людям.
Некоторые сиддхи не имеют постоянного места обитания и предпочитают непрерывно путешествовать.
Есть сиддхи, которые одиноко живут в лесах, есть также и те, кто живет среди обычных людей в европейских городах, тщательно маскируя себя.

Роли в социуме. Сиддхи далеки от обычного человеческого мира, как далеки от него птицы, духи, боги, однако в особо редких случаях они могут вмешиваться в дела людей, маскируя себя или действуя через тела других.
Образ жизни. Сиддхи живут тайной, никому не ведомой, непонятной жизнью, лишь изредка показываясь избранным джняни и садху.
Они имеют несколько тел, могут переносить сознание в тела обычных людей или птиц и животных, путешествуют по всей Вселенной, ходят по поверхности Солнца и звезд, гуляют по другим измерениям, творят различные миры, общаются с богами и небожителями. Многие из них создают новые цивилизации, другие поддерживают равновесие элементов во вселенной, третьи улаживают конфликты между разными классами существ, четвертые заняты распространением новых форм учений.

Мысли и эмоции. Сиддхи, подобно джняни, также полностью свободны от любых эмоций и мыслей и могут играть ими, словно актеры на сцене театра, проявляя из пустоты любые мысли и чувства. Однако сила их ума такова, что они могут силой мысли проявлять разнообразные чудесные способности, изменяя законы этой Вселенной.
Сверхспособности сиддхов. Овладев высшими уровнями самадхи и искусностью в иллюзорном теле, сиддх может:
— управлять стихиями;
— влиять на окружающие предметы;
— мгновенно перемещаться (прапти);
— летать, словно птица (вайю-сиддхи);
— входить в тело другого (паракайя-правешана);
— становиться невидимым;
— обездвиживать взглядом, касанием или голосом (стамбхана- сиддхи);
— исцелять;
— усмирять и подчинять умы омраченных существ — духов и демонов (вашикарана пашастобхан);
— создавать иллюзии и очаровывать (акришти, моха- сиддхи);
— увеличивать размеры тела (пауштика);
— разбивать камни и кувшины силой сознания (гхата-пашана-спхотанам);
— пробуждать к Дхарме омраченные умы живых существ;
— обладать полнотой знания прошлого, будущего и настоящего;
— видеть в темноте, встречаться с богами, риши и сиддхами;
— понимать любые явления во Вселенной;
— посещать любые миры и обители;
— войдя в самадхи, мгновенно проявить тысячи иллюзорных форм;
— знать звездные пути богов, расположение и строение любых миров и стран;
— занимать главенствующее положение в любом собрании или ситуации;
— быть владыкой тысяч миров (айшварья-сиддхи);
— делать одновременно десять (дашавадхана), сто (шаштавадхана) или тысячу дел;
— обладать чудесной памятью и силой ума (манаса- сиддхи);
— видеть все, что ни пожелает, в трех мирах (дивья- чакшу);
— обретать бессмертие.

Его жизнь будет сохраняться в любых обстоятельствах. Он будет иметь вечно молодой облик, силы и энергию, не будет зависеть от жажды или голода (хаади-видья), ни жара, ни холод не будут иметь власти над ним (каади-видья). Все сказанное им будет материализовываться (вакья-сиддхи). Он не будет иметь равных по красноречию и обаянию, сможет вызывать любые звуки и понимать любые языки, производить в пространстве раскаты грома и чудесные мелодии.
Он сможет заставить играть и говорить даже статую (пратимаджалпанам), он сможет производить звук своего голоса, слышимый одновременно во множестве мест, ошеломлять, связывать силой праны демонов, устрашать или изгонять (уччатана) нечистых существ.

Он может вызывать видения, усыплять, умиротворять, входить в сны других, очаровывать, вводить в иллюзию, исцелять или обездвиживать звуком или взглядом, увеличивать тело до огромных размеров или уменьшаться (махима, анима), пребывать одновременно в нескольких местах, создавая иллюзорных двойников, испускать из тела свет или радуги, принимать любой облик — божества, человека, птицы, зверя, превратиться в золотой шар света, Гаруду, риши.
Он может призывать богов и их носителей (ваханы), проявляясь как их владыка, повелевать духами, ракшасами, гандхарвами, делая их своей свитой. Призывать небесные колесницы (виманы), исполняющие желания (такие как Камаяна), и путешествовать на них по всем мирам. Призывать могущественное оружие богов (такое как Шатагни, Тваштарастра, Шастрашани, Ваджрастра, Варунастра, Вайявьястра, Брахмастра, Гандхарвастра, Гарудастра, Савитарастра, Нарасим- хастра и другие).

В любом мире он сможет создавать защитное пространство вокруг себя, делая себя недосягаемым, переноситься из любой точки Вселенной в любое измерение, становиться по желанию легким или тяжелым (лагхима- и гарима-сиддхи), ходить по воздуху и воде, радуге, лучам Солнца, облакам, проникать сквозь любые стены и преграды. Ускорять или замедлять ход времени, останавливая его или меняя его направление, превращать одни предметы в другие, вызывать любую погоду — дожди, ураганы, молнии, землетрясения или предотвращать их. Силой воли создавать любую ситуацию и управлять ею, творить волей целые миры, подобно самому Брахме, создавать людей и животных силой мысли, испускать лучи света, молнии из тела, получать любые тайные учения, делать тело прозрачным, притягивать или материализовывать клады, драгоценности и магические предметы.

Общая численность. Никто не может сосчитать число истинных сиддхов, ибо они недосягаемы для людей и обычных садху, но можно предположить, что их число на Земле едва ли составит одну десятитысячную от общего числа всех джняни.
Знаменитые сиддхи прошлого: Падмасамбхава, Тилопа, Матсиендранатх, Горакшанатх, Сараха, Тирумулар, Джнянадэв, Трилингасвами, авадхута Брахмананда, Рамалинга Свамигал, восемь китайских бессмертных.

5. Боги

Улыбаясь, я держу бережно в ладонях галактику, Мой один глаз — это солнце, а другой — луна, макушкой я касаюсь Полярной звезды, В моей памяти — кальп миллиарды, юг и эпох триллионы. Слегка лишь задумавшись, я, играя, создаю сотни тысяч вселенных. Те, кто хочет быть рядом со мной — становитесь такими же!

Боги (дэваты) — следующая ступень эволюции после сиддхов и махасиддхов.
Следует отличать Просветленных и освобожденных Богов от низших богов — сансарных существ, у которых еще есть следы эго и карма, еще не до конца исчерпанная.
Такие боги еще могут воплощаться на Земле как садху или как джняни.
Боги, обладающие просветленным разумом, как и сиддхи, никогда не вернутся в сансару, не примут больше человеческого тела.
Если они и захотят активно действовать в мире, подобном человеческому, они, не покидая своей небесной обители, силой мысли создадут себе иллюзорное тело — энергетическую эманацию (сиддха-дэха), совершенное тело сиддха.

Этика. Этика, силы, культура богов настолько непостижимы для людей, что нет возможности адекватно передать это средствами человеческого языка. Мифы, которые рассказывают люди о различных богах, — не более чем способ намекнуть на существование существ, превосходящих людей.
Боги как величайшие вселенские божественные игроки, обладающие игровой, пустотной, но все-таки проявленной мегаличностью, обладают персональной этикой, персональной культурой, живут в персональном тоннеле реальности.
Мысли и эмоции. Ум богов безграничен, пуст и чрезвычайно ясен, боги свободны от эмоций и мыслительных актов, присущих людям. Их сознание близко к сознанию сиддхов и джняни, но обладает большей силой и утонченностью. Их сила мысли чрезвычайно велика и может творить целые вселенные.

Роль и место во вселенной. Боги — истинные хозяева, хранители, создатели и разрушители этого мироздания. Это бессмертные конструкторы звездных систем и галактик, геометры каскадов миров, гениальные настройщики законов и ритмов времени, вечно- живущие хранители циклов вселенной.
Нет ничего, от пылинки до галактики, что им не было бы подвластно в этом мире и других мирах.
Боги зажигают новые солнца, создают мандалы — новые миры, звездные системы, целые вселенные в физическом и тонком мирах. Задают ход времени, творят новые небесные чистые обители, божественные страны, контролируют звезды и планеты, создают новые космические цивилизации, общаются с Творцом Вселенной (Брахмой) и Предтечами мироздания (риши, кумарами). Экспериментируют с темной материей — творческим Хаосом мироздания, являются в видениях, снах, самадхи и медитациях людям, садху, джняни и сиддхам и передают им откровения, наблюдают за равновесием, балансом сил во вселенной, хранят древние линии передачи, заботятся о развитии бесчисленных эволюционирующих культур.

Тело. Тела богов, как и тела махасиддхов, также обладают тридцатью двумя признаками божественного совершенства, однако их возможности в познании, могуществе, оперировании энергиями, законами мироздания, силами вселенной несоизмеримо больше.
Боги не ограничены телом, они есть живые персонифицированные пространства глобального разума. Это воплощенные мандалы самого Творца. Это бесконечный играющий принцип энергии и сознания, который может принять сколько угодно бессмертных тел любой формы. Боги — мультителесны.

Отношение к людям. Равностное, сострадательно-любящее, беспристрастное. Боги настолько в своем видении и энергии далеки от людей, что им чужды любые человеческие понятия, такие как человеческая боль, радость, эмоции.
Они, как правило, предпочитают не вмешиваться прямо в дела людей, действуя через сиддхов и джняни.
Прямое вмешательство богов происходит в очень редких случаях — например, когда какой-либо великий бог нисходит в мир людей, посылая своего аватара с определенной миссией.
Тогда боги заранее готовят ему достойную «встречу» в мире людей, специально посылая туда свои эманации для свиты, спутников будущего аватара, создают знамения, ситуации, благоприятные для его воплощения, очищают кармические узлы будущих родителей, притягивают нужные события и людей- покровителей, устраняют влияние вредоносных сил, гармонизируют состояние элементов природы и т.д.

Отношение к садху. Боги покровительствуют и симпатизируют хорошим, чистым, искренним садху, иногда защищая их, помогая им незримо, являясь в снах, медитациях, видениях, астральных путешествиях, вдохновляя их на аскезу (тапас). Они часто передают садху различные священные тексты, откровения, учения, вдохновляют их писать книги, тексты, проповедовать, просвещать людей и садху.

Отношение к джняни и сиддхам. Боги, сами будучи величайшими Знающими (джняни), уважают Просветленных джняни (Знающих) и Совершенных (сиддхов) как своих младших братьев, часто общаясь с ними, обсуждая вопросы Дхармы. Обладая большими силами и знаниями, они дают джняни, сиддхам тайные откровения и вдохновляют на исполнение своей миссии в этом мире.
Они указывают им на возможные Пути в относительном измерении, на трудности или возможные препятствия и способы их преодоления, дают пророчества. Говорят о будущем, открывают божественные тайны, подсказывают, какой выбрать Путь в относительном измерении, даруют знаки, указывают благоприятные выходы из ситуации.
Некоторые великие совершенные (махасиддхи) настолько могущественны и мудры, что практически ничем не отличаются от богов и общаются с ними на равных, пользуясь их уважением.



Рецензии