Стога и рулон

  Стога сена родили русской поэзии сотни стихотворений, а рулон, закатанный трактором, – ни одного.
  «Трусни, Коля, мне на вершенье сенца лёгкого, воздушного. Вон клеверка подбрось… А теперь длинноты какой, травки пожёстче – шишак еще повяжу поверх леготы твоей, поприжму руками прямо…»… Уставшая тёща, а улыбается – дело-то какое своротили. Копна добрая, не беременная получилась, и поляна радует глаз зеленоватой отавой. Подставляю ей тройчатые вилы (они самые большие), теща устраивает на «трезубце» ноги, ухватывается за верёвку, брошенную через стожар и скользит вниз.

  Исчезновение сельского мира пресекло в русском языке тысячи замечательных слов. Они стремительно устарели. Думаю, такого оттока, наверное, и не было в прошлом веке. (Тут надо, правда, посмотреть что да как.)
  Слова эти связаны прежде всего с сенокосом, сбором урожая, миром коня, коровы… «Копёр», «грабить», «стремена», «дожинки», «стожить», «отбить косу», «вершить»…
Не похвалиться хочу, что, мол, знаю чего-то такое, чего другие не знают. И не деревенский я исконно. Так получилось: больше тридцати лет связан с ней. Говорю вот почему.
  Открыл сборник Рубцова «Стихотворения». Открывается он «Деревенскими ночами»… Стал читать… и на четвертом стихе споткнулся: «…ржание стреноженных молодых коней»… Так мои деревенские мальчишки и девчонки ни один не знает, что такое «стреноженные»!  А в этом стихотворении их ещё несколько: «уздечка», «удила», «стан»… А может быть, для кого-то и «табун» станет препятствием.
  Скажи-ка мне двадцать лет назад, что такое может быть… А случилось.
  А сразу за этим в «Первом снеге» читаю: «В деревне празднуют дожинки…». Снова камень преткновения для них –слово «дожинки». Это слово точно не знает никто. Разве только, может быть, Коля Кондратов: у них и корова, а главное – бабушка в избе,словохотливая, и речь у ней на загляденье. Он и трудится помногу. А остальные так – «гуляют по деревне».
  Что там Ломоносов  трехсотлетний с его «раченьем», «класами», «пресветлый», «воззри»!
  Чего мы ворчим, поразило меня и пристыдило, что они-де не знают того и того?! А пуповина-то перерезана с сотнями, если не тысячами слов. По-настоящему мы держимся за слово, пока оно в обиходе нашем, пока оно полезно и нужно. А потом… – в словарь Ожегова смотри.
  Спотыкался я и раньше, удивлялся: как вы, деревенские, не знаете, что такое «поскотина», «овин»! А теперь, пожалуй, и ворчать не стану, и коллег призову не бранить: открывайте словари, показывайте на пальцах, читайте Абрамова и Белова, живописуйте, как можете: – Сельский мир покинул Россию.


Рецензии
Очень важный вопрос поднимаете, Николай. И за это Вам спасибо большое. Только я бы шире ещё смотрел - уходят слова не только сельского быта, а многое, что было в речи наших бабушек-дедушек. Корни вятские у меня, помню с детства в семье слова были в ходу - о ребёнке, когда он плачет, говорили -"Уросит" (ударенье на первом слоге). Рослый подросток - "дуботОлок". Если ребёнок шумел, а потом притих где-то, говорили "приушИпился", если кто-то что-то не ест, губу кривит, говорили "извардЫжился", небольшой паук - "мизгИрь", девчонка-непоседа - "шемелА" (у Льва Толстого, кстати, встречается это слово!) И многое, многое другое...
Этим летом узнал я, что выпущена замечательная книга - "Тематический словарь вятских говоров" в Кирове. Выписал, прислали по почте. "Природа", "Человек", "Крестьянский быт", "Труовая деятельность", "Отдых" - в этих разделах собрано множество забытых слов... Читать - одно наслаждение.
Недавно удивился тому, что молодежь - и даже 30-летние - не знают, например, слова "теплушка"...
Что можно сделать, чтобы это сохранить? Ну, во-первых, в семье употреблять эти слова, пусть дети слышат и сами их используют... Для меня остаётся вопросом, как как наше официальное литературоведение относится к использованию диалектных и старых слов в стихах, например. По мне - так и ничего страшного, можно всё это словарное богатство использовать, когда уместно, в том числе в стихах.... А "Лад" Василия Белова я бы в обязательную часть школьной программы включил.

Евгений Овсянников   28.08.2015 03:16     Заявить о нарушении
С Вами согласен полностью. Я же писал о собственном удивлении: как быстро ушло не то что диалектное, а ОБЩЕЕ для России (уздечка, стремена и т.д.)и что не надо никого укорять и пенять. Это было главным для меня.
"Лад" Белова только вчера читал - главку "Изуграфы". Есть у меня, по счастью, его полное семитомное собрание сочинений. Успел Василий Иванович глянуть на него, в руках подержать. Замечательное просто издание, великолепно иллюстрированное.
У нас в области остались еще чудесные носители северного говора. Их человек с десяток. С некоторыми знаком лично, стараюсь образцы (последние!) печатать в своей и нашей газете литературной. Это Лия Синцова, Татьяна Бечина, Ирина Нечаева, Сергей Засухин, Александр Чашев и некоторые другие удивительные люди. Все они почти на сайте.
Спасибо Вам, Евгений.
Кстати, отклики на свою заметку помещу в сентябрьском номере нашей литературки. В том числе и Ваш отзыв.
С уважением,

Учитель Николай   27.08.2015 16:24   Заявить о нарушении
Это Вам спасибо, Николай. Очень доброе и хорошее дело делаете.

Евгений Овсянников   27.08.2015 16:29   Заявить о нарушении
Да, Николай, уходит не только поколение, но и слова: Оселок, подкопенница...да и такие слова, как стог, копна, скоро будут вызывать у нынешнего поколения изумление и непонимание! Ваше произведение вдохновило меня на небольшой стишок:
Век настоящий все на слом,
И в этом горечь сожаленья
Стогов исчезло умеленье,
Рулонят сено за селом,
Родство разъехалось, распалось
И лишь в селе осталость малость
Что не закатано в рулоны
Цикад вечерних перезвоны...

Владимир Тырышкин   15.05.2016 09:46   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, и за стихи, и за отклик.

Учитель Николай   15.05.2016 11:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.