Чайникам-поэтам и критикам-чайникам

Рифмовать концы строк – это еще далеко не поэзия. В стихотворении рифма может вообще отсутствовать, а ритм обязателен.

Поэзия – это, в первую очередь, равномерное чередование ударений, то есть выделение слогов силой голоса или тоном, чтобы подчеркнуть их логическую значимость, выделить самое важное, существенное или сосредоточить на нём внимание. Тропы чрезвычайно важны, но ритм – скелет, основа, а тропы – его украшение.

Самое важное в современном русском языке заключено в значимых словах, к которым союзы, частицы, предлоги не относятся. Поэтому системные ударения, как правило, должны приходиться на другие части речи. Системные ударения – это ударения, которые определяют порядок расположения ударных слогов и ритм.

В этой статье 1 – ударный слог, 0 – безударный.

В зависимости от порядка (схемы) ударений различают:

01010101, или 01 01 01 01  – ямб,
10101010, или 10 10 10 10 – хорей,
100100100, или 100 100 – дактиль,
010010010, или 010 010 010 – амфибрахий,
001001001, или 001 001 001 – анапест.

Запомнили? Отлично! Теперь можно забыть эти мудрёные термины, так как 100100100 (дактиль), например, можно ПРЕДСТАВИТЬ себе и как 1 001 001 00 или 10 010 010 0. В этом случае начальные слоги 1 или 10 можно ПРЕДСТАВИТЬ себе в качестве анакрузы (хотя анакрузой называют только безударные слоги перед первым ударным). Здесь дактиль представлен как бы в виде анапеста с одинарной анакрузой или амфибрахия с двойной анакрузой. Главное не в том, как мы разметили, а в том, что системные (опорные, управляющие ритмом) ударения появляются на каждом третьем месте. Именно они задают ритм, без которого нет поэзии.
Если вы не соблюдаете такого чередования ударений, вы пишете не стихотворение, а что-то совсем другое. Какую бы душу и чувства, переживания вы не испытывали, какие бы рифмы не использовали, вы – не поэт.
Выдержать чередование 01010101 или 10101010 можно в том случае, если вы будете использовать только слова, состоящие из двух слогов или чередовать трёхсложные слова с односложными. Иначе неизбежно появятся стопы 00 или 11. О них отдельно.
Сегодня речь о трёхсложных стопах. Чтобы написать стихотворение классическим дактилем, амфибрахием или анапестом, мы должны были бы использовать только трёхсложные слова или поочерёдно двухсложные с четырёхсложными, или односложные с пятисложными. Несоблюдение этого требования неизбежно приведёт к появлению в стопах сверхсхемных (дополнительных, сверхсистемных) ударений, превращая стопы в 110, 101, 011.
Чтобы не допустить сбоев ритма и превращения стихотворения в мусор, надо понять, где располагать сверхсхемное ударение.
Принцип прост: перед системным (системообразующим, задающим ритм) ударением должен стоять ноль, то есть безударный слог. Он необходим, чтобы набраться сил для произнесения главного (системного) слога – водителя ритма.
Немного физиологии. Наше сердце работает, выталкивая кровь, а потом почти столько же времени отдыхает. Чтобы заставить его сократиться в это время, нужен значительно больший возбудитель, чем обычно вызывающий сокращение мышц сердца. На обычную величину возбуждения сердце не реагирует. Это называется рефрактерностью, или резким падением возбудимости ткани после каждого пика возбуждения.
Такой же рефрактерный период наступает у наших органов слуха и соответствующих центров в мозгах после главного (системного) ударения. Наши нервы «тугоухи» к ударению, следующему за системным. Поэтому сверхсхемное ударение очень мало влияет на ритм. Если же дополнительный ударный слог окажется перед системным, он будет произнесён с большой силой (после отдыха на безударном слоге), а «тугоухость» мозгов придётся на «системный» слог. Ритм обязательно собьётся.
Короче.
Если стихотворение пишется дактилем (100), то 110 не будет сбивать ритм, а 101 ритм собьёт, так как с большой силой будет произноситься последняя единица, следующая за безударным слогом (фактически это будет анапест, а не дактиль).
Если в амфибрахии (010) сверхсхемное (дополнительное, сверхсистемное, второстепенное) ударение заменит последний ноль (011), то наш мозг будет «тугоух» ко второй единице, ритм задаст первая единица, поэтому 011 будет не очень сильно отличаться на слух от 010. Ритм не нарушится. Но если амфибрахий (010) мы попытаемся представить в виде 110, то наш мозг услышит отчётливо первый ударный слог, а к среднему ударному (второй единице, определяющей амфибрахий) слогу он будет глух. Наш мозг такой «амфибрахий» распознает как дактиль. Сбой ритма будет неизбежным.
К сожалению, на ПОЭМБУКЕ есть критик, который в своём творчестве по указанным причинам сам допускает такие сбои ритма. Конечно, он не замечает их у критикуемых. Совсем плохо то, что он даёт рекомендации, ведущие к сбоям ритма в разбираемых стихотворениях.
Повторяю. Сверхсхемное ударение должно следовать за системным, определяющим ритм произведения.


Рецензии
Рихард, ты тоже по-прежнему хорош в выборе учёных мужей))
Ну какой учёный? Ну ты на речь посмотри.
И ещё. У тебя ошибка.
1
Стопа Хорея 1о, это НУЛЕВАЯ анакруза и ОДНОСЛОЖНАЯ эпикруза (смеюсь, потому что, если оттолкнуться ОТ СЛОВ, графически это можно выразить так, -- о1)

Графически, если оттолкнуться от значения терминов, можно выразить так и только так:
10

Юлия Малыгина   19.08.2015 10:53     Заявить о нарушении
Это амфибрахий трёхстопный.

Юлия Малыгина   19.08.2015 16:37   Заявить о нарушении
Рихард, я учусь на слух - не стучу, не черчу, слоги не считаю - все эти этапы прошла, всё это дурь и удел литературоведов))
Когда начну отличать тактовики-дольники на слух друг от друга - буду принцесса тумбы-юмбы)))

Юлия Малыгина   19.08.2015 17:00   Заявить о нарушении
А что, где-то это четверостишие дактилем определено?
Это не дактиль. Дактиль другой на слух -- с терминами сами разбирайтесь.

Юлия Малыгина   19.08.2015 17:07   Заявить о нарушении
на всём протяжении текста - амфибрахий чистой воды, без всяких спондеев и прочей бла-бластики.
В тексте есть чучканизм -

Вот ели, берёзы и тополь
Листвой шелестит у моста.

Надо "шелестят". И звучит лучше и синтаксически верно тогда будет.

Юлия Малыгина   19.08.2015 17:50   Заявить о нарушении
Так и это я тоже имела ввиду. Но даже по звуку -- падаешь. Потому что мозг подсказывает "шелестят" и рушится, ибо не видит ожидаемого. Но никакого полёта не случается - хочется просто сморщиться))))

Юлия Малыгина   19.08.2015 18:30   Заявить о нарушении
А на самом то деле, ларчик открывается просто.Но не для всех.Надо слово заветное знать

Рашит Потайной   19.08.2015 20:03   Заявить о нарушении
Рашит, а Вы зачем рецензию удалили?
А слово заветное - это Вы к тому, почему амфибрахий за дактиль приняли?))

Юлия Малыгина   19.08.2015 20:20   Заявить о нарушении
Так вы меня с акакием сравняли, с человеком из футляра, я и подумал - недостоин ,быть вашим рецензентом

Рашит Потайной   19.08.2015 20:40   Заявить о нарушении
Кстати, а Вы сами сможете отличить ямб от хорея, если написать строчку, ну скажем из 100 буковок в одну строчку. Начало из двух или трех букв я конечно сотру

Рашит Потайной   19.08.2015 20:50   Заявить о нарушении
Ну понятно, все ушли на фронт!

Рашит Потайной   19.08.2015 20:53   Заявить о нарушении
Я имел ввиду на слух, ну конечно же НА СЛУХ

Рашит Потайной   19.08.2015 20:54   Заявить о нарушении
Рашит, ну что за привычка? Ммм? Стереть рецензию, а потом рассуждать чего я где сделала.
В женщинах это качество не терплю, а в мужчинах -- тем паче.
Я могу хорей и анапест спутать - не отрицаю этого факта. В игрищах и мерках пиписьками я не участвую. Ибо нечем мне мериться.
Но если я берусь говорить о чём-то, то отвечаю за свои слова.
В моём тексте есть Акакий Палыч - демиург высшего порядка, связанный аллюзией с Акакием Акакиевичем.
Я стараюсь писать тексты, которые могут существовать в контексте, имеют сам текст, подтекст и затекст.
Все слова - тщательно подобраны, присутствуют все связки - от единства образов до звука и размера.
Я хорошо разбираюсь ровно до того момента, где начинаются разговоры о размерах.
И если даже мне очевидно, что приведённый Рихардом текст написан Ам3, то это означает, что очевидно даже кошке.

Юлия Малыгина   19.08.2015 20:58   Заявить о нарушении
Акакий Палыч - демиург высшего порядка, связанный аллюзией с Акакием Акакиевичем?
Вы меня убили. Если бы я только подозревал, если бы я хотя бы подумал об этом?!
Но я не сном не духом. мда. Но я ведь я просто читатель, откуда я знал, что Вы заложили такое! Наверное Вы молодец, а я дурак. Попытаюсь вернуть рецку, но другую страницу, через клон что-ли/А стихотворение мне показалось шуточным

Рашит Потайной   19.08.2015 21:30   Заявить о нарушении
Обещаю подумать над ним!

Рашит Потайной   19.08.2015 21:36   Заявить о нарушении
Юля! Вы мне нравитесь - честно! Вы не поверите чем?! - стилем! (читаю Ваши посты)

Рашит Потайной   19.08.2015 21:41   Заявить о нарушении
Рашит, это единственный ответ, который у меня есть на вопрос "а чё Акакий Палыч" -? Написано оно легко. Просто я так люблю - мультиками про страшное)))

Юлия Малыгина   19.08.2015 23:14   Заявить о нарушении
Спасибо и за вопросы, и за ответы, и за дискуссию.
Да, именно так... ДВАСЛОГА в ямбе и хорее, ТРИСЛОГА в дактиле, амфибрахии, анапесте. Я писал для ЧАЙНИКОВ именно о слогах, а не о великой теории в учёных терминах, по которым они не могут найти согласия.
Прочитайте ещё раз и постарайтесь понять, о чём там написано.
Там написано, что в стопе у ямба и хорея два слога, один из них ударный, а другой нет.
В стопе дактиля, амфибрахия и анапеста по три слога, один из них ударный (системный), а два безударных. Если в стопе появляется одно сверсхемное ударение, получается в стопе два ударных слога и один безударный. Но эти "ударные" слоги совершенно разные. Первое ударение в стопе мы слышим, а второе почти не слышим (так устроен наш мозг!). Так вот если в стопе амфибрахия (010) добавить сверхсхемное ударение после системного, получится 011. Первую единицу мы услышим (как и в 010), а вторую единицу почти не будем слышать, поэтому 011 нашим мозгом будет услышано почти так же, как и 010, поэтому ритм для мозга не собьётся.
Но если к 010 мы добавим сверхсхемное ударение перед системным, получится 110. Теперь наш мозг отчётливо услышит первую единицу, а вторую - почти нет. 110 наш мозг легко спутает с 100 - с дактилем. Для мозга 010 010 - это амфибрахий, 010 011 - тоже амфибрахий, а вот 010 110 - это амфибрахий с дактилем. В 110 мозг НЕ УСЛЫШИТ СИСТЕМНОГО ударения (второй единицы). БУДЕТ СБОЙ РИТМА.
Доходчивее изложить не умею. Отвлекитесь от "Поэтического словаря" Квятковского!

Виктор Дюкарев   20.08.2015 09:20   Заявить о нарушении
Виктор, я Поэтический словарь Квятковского даже не открывала - чуть от "Ритмологии" его умом не двинулась.
Какое сверхсхемное ударение? Его там нет.
Поэзия - точно такая же речь. Уникальность оригинальной поэтики в том, что мы можем слышать голос автора через его произведение.
Недавно слушала Нобелевскую речь Бродского - дык он её говорит монотонно, словно молится. И стихи такие.
К чему это я всё? К тому, что скандировать стихи и отбивать ритм ногой можно в стихах Маяковского. Остальные поэты говорили иначе. У Вас схема неправильная, и ударения неправильно стоят.
И если Вы реально говорите, ставя ударение на каждое слово, в том числе и на служебные слова, мне жаль Ваших слушателей.

Юлия Малыгина   20.08.2015 10:12   Заявить о нарушении
Прочла внимательно ....
Мне кажется, что Виктор не понял, что знает, что такое стопа (измеритель) и что такое сверхсхемное ударение.
Ориентироваться на Квятковского, примешивая к нему другие выдернутые цитаты низзя. Квятковский писал свой словарь, ориентируясь на свою же тактометрическую теорию русского стиха.
Иными словами, Квятковский говорил по большей части о ритмике стиха. О метрике тоже, но меньше.
В своей ритмологии он говорит о классах трёхдольников,черырёхдольников, пятидольников и шестидольников.
http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-6991.htm
Хотя и у Квятковского нет тех фантазий о СУ, что и у Вас)))
Вы ударения неверно расставили, Виктор.

Юлия Малыгина   20.08.2015 11:51   Заявить о нарушении
Рихард, почитай стихи Маяковского - только там все эти штуки-дрюки возможны. Речь такая. Так выстроена - много пауз и т.д.

Юлия Малыгина   20.08.2015 11:53   Заявить о нарушении
Вы не хотите понять, о чём Вам пишут.
Не значимые слова не должны попадать на места системных ударений. Их вообще должно быть как можно меньше. Но они есть, их приходится произносить, они многими считаются безударными, но они наделены всё же какой-то ударностью. Нельзя их в этом плане приравнивать к безударным слогам значимых слов. Место этих "безударных" не значимых слов после системных в стопе. Вот тогда они слышатся безударными (сверхсхемными ударениями, которые почти не ударяют).
Беда, если такие не значимые слова оказываются перед системным ударением. Наш мозг делает ударение на этой смысловой пустоте, а значимые слова становятся почти безударными. Вы хотите чтобы я привёл пример такого стихотворения-инвалида? У Пушкина таких нет. На стихире таких "шедевров" очень много.
Возможно, я недостаточно хорошо объясняю. Почитайте тогда подобное здесь у Бондаренко!
Если Вы сломались на ритмике в словаре Квятковского, то Вы не поймёте и меня.
"Я открываю тЕБЯ летом"... звучит очень "любовно", в нынешнем понимании слова "ЛЮБОВЬ"... (СНОШАЯ ЛЕТОМ, открыв предварительно интимные места). Надо только перед "тЕБЯ" запятую поставить. Так требуют правила русского языка (в отличие от романских языков).
Дактиль здесь или начало с хориямба? Это зависит от того, как Вы слышите.
100 100 100 или 1001 00 100 (тут уж кто как себе мозги затЕБЯтил).
У Вас удивительная способность к НЕПОНИМАНИЮ.

Виктор Дюкарев   20.08.2015 11:53   Заявить о нарушении
Когда дождь простучал по асфальту - правильный трёхстопный анапест. Там нет ударения на кОгда - взяться оно может только в том случае, если перед этим много-много строк было написано хореем.

Юлия Малыгина   20.08.2015 11:55   Заявить о нарушении
Виктор, там никаких ударений. И возникают они только в том случае, если попадают на место сильного ударения.
Но в таком случае надо пользоваться термином "икта" - и идти в ритмологию.
Вы метрикой пытаетесь объяснить ритмику.

Юлия Малыгина   20.08.2015 11:58   Заявить о нарушении
И что Вам не понравилось в http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-6991.htm

Здесь ровно то же самое, о чём пишу и я.

Я писал, что в анапесте 001 (как и в дактиле, амфибрахии) сверхсхемное ударение должно стоять после системного. Только в случае анапеста сверхсхемное ударение оказывается на первом слоге следующей стопы, что равносильно первому слогу этой же стопы (101 101 101). Для наглядности сделайте разбивку так: 10 110 110 1
Вы увидите, что сверхсхемное ударение стоит после системного (якобы в дактиле).
На чём здесь голову сламывать?
Поймите это у Квятковского! Потом на стихире почитайте Бондаренко! А потом ещё раз прочитайте то, о чём написал я!
ВЫ ПИШЕТЕ СОВСЕМ НЕ О ТОМ!
На огороде бузина, а в Киеве дядька.
Не надо путать "-дольники" со "-сложниками", жить в античности...

Виктор Дюкарев   20.08.2015 12:10   Заявить о нарушении
Тёмная ноченька
1оо 1оо
С тьмою подралася
1о о1оо
С тьмой безпросветною
1 001оо

Вы в словах расставляете ударения или в стопах? Или как хочу, так и расчленяю! Или руководствуетесь тем, как произносите при чтении?

Виктор Дюкарев   20.08.2015 12:14   Заявить о нарушении
Виктор, это не я сломалась на ритмике в словаре Квятковского.
Я Вам пытаюсь донести, что к словарю Квятковского можно относиться через принятие его исследований ритмики и метрики.
Ну вот, к примеру:
"Итак, Кубарев предлагал вывести теорию стиха из "оснований рифмики" (т.е. ритмики) и определить "пространство стиха". Надо сказать, что о "расстоянии стиха" говорил ещё Тредиаковский, а в XX в. Андрей Белый предлагал разработать учение о чистом ритме русского стиха. Он же неоднократно выступал с тезисом о диподобии (двухстопии) в ямбах и хореях, поддержав тем самым справедливую мысль Дубенского и Кубарева о том, что русские ямбы и хореи не двусложные формообразования, а четырёхсложные (вернее - четырёхдольные). Подобную тенденцию мы находим и в вышеупомянутой книге Н. Шульговского.
......
В частности, хотя бы из уважения к наследию Эллады нужно отказаться от античной терминологии применительно к нашему стиху, поскольку ямбы, хореи, дактили, спондеи покрывают в античном стихосложении совсем иные количественные группы, нежели это имеет место в русской метрике. Пусть античная метрика остаётся на своём месте во всей ее первоначальной прелести. Нам незачем пользоваться античными псевдонимами, надо вернуть имена их владельцам. А для ритмологических фактов нашего времени, когда русская поэзия выработала множество своих форм, подыщем простые названия, вытекающие из технологии, из механизма ритмических процессов."
Квятковский "Ритмология".
На Озоне есть )))) Если не свихнётесь - дайте знать, обсудим.

Юлия Малыгина   20.08.2015 12:22   Заявить о нарушении
Виктор, читать Бондаренко опасно для здоровья - Вы и он ищете чёрную кошку в тёмной комнате и выдумываете на ровном месте. Не ознакомившись с тем, что писали о кошках и комнатах.
Зачем Вы цифры приводите?)) Вы конкретные примеры приводите. Ибо не из цифр складывается стих, как верно заметил Рихард.
Секрет в том, что ударения надо ставить так, как читаете.
Никаких иных ударений там нет)))) Если Вы внимательно прочтёте по ссылке, то увидите, что ошибаетесь и видите сверхсхемные ударения там, где их нет.
В одностишии нет никаких ударений на служебных словах.
кОгда дождь ... - так нельзя, с чего бы вдруг?
Так можно только в том случае, если до этого был чистые хорейные строки - понимаете, о чём говорю?)))

Юлия Малыгина   20.08.2015 12:28   Заявить о нарушении
Когда дождь простучал по асфальту - правильный трёхстопный анапест. Там нет ударения на кОгда - взяться оно может только в том случае, если перед этим много-много строк было написано хореем...

Есть там кОгда! Вы послушайте

Если дождь простучал по асфальту, 101 001 101 0 (я показал "по" ударным, хотя вследствие внесхемности и нахождения после ударного схемного на "по" ударения почти не слышно, чему была посвящена моя статья), а потом послушайте

Когда дождь простучал по асфальту.

Вы совсем не слышите кОгда по двум причинам:
1) не хотите слышать;
2) "кО" стоит ПОСЛЕ подразумеваемого (но отсутствующего фактически) системного (на последнем слоге в стопе) анапеста. Именно системное ударение в подразумеваемой предшествующей стопе анапеста делает не очень отчётливым "кОгда".

Почему подразумеваемым? Есть такое физиологическое понятие "динамический стереотип". Вы при ходьбе не думаете, как сделать следующий шаг. Срабатывает динамический стереотип, который указывает, как сделать следующий шаг.

Если у Вас выключатель света в туалете находится на кухне, то Вы, когда решили посетить это заведение, не думая, протягиваете руку к выключателю на кухне. А теперь перенесите выключатель света в туалете к туалетной двери! Решив посетить туалет, даже видя выключатель на новом месте, Ваша рука (БЛАГОДАРЯ ДИНАМИЧЕСКОМУ СТЕРЕОТИПУ) потянется на кухню, ХОТЯ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ ТАМ НЕТ.

Так и с первым слогом в строке "когда". В классическом анапесте 001 или в правильном анапесте с внесхемным ударением 101 в случае 011 ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП заставляет нас произнести "кОгда", как в слове "Если" (хотя перед "кОгда" анапестовой стопы и не было).
Я не буду повторять то, что по этому поводу написано у Бондаренко здесь на стихире о "кОгда".
Дискуссию завершаю, так как НЕ ЖЕЛАЮЩИЙ УСЛЫШАТЬ... НЕ УСЛЫШИТ!

Виктор Дюкарев   20.08.2015 12:49   Заявить о нарушении
Ударения расставляются в словах. Но служебное слово самостоятельным словом не является.
На него крайне редко падает ударение.
Продолжая разговор о сверхсхемном ударении, приведу цитату из

"спондей
СПОНДЕ´Й (греч. σπονδεῖος, от σπονδή — возлияние) — в античной метрике четырехдольная стопа о двух долгих слогах ⌣̅⌣̅ ⌣̅⌣̅. Стихи, составленные этим размером, предназначались в древней Греции для чествования богов и исполнялись при совершении возлияний ароматических веществ на пылающий жертвенник. Будучи изометричным дактилю (⌣̅⌣̅⌣⌣), С. употреблялся в античном гекзаметре, который состоит в основном из дактилических стоп. В применении к русскому силлаботоническому стиху С. называется такой ритмический ход в ямбе (а не в дактиле), когда рядом стоят два или более ударных слога. Например:
Скучна мне оттепель; во´нь, гря´зь — весной я болен.
(А. Пушкин)
Куницыну да´нь се´рдца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень.
(Он же)
Скопление С. в строке отяжеляет ритм стиха:
Мне´ ми´л мо´й сты´д, о´н пра´во мне дает
Тебя лобзать, тебя на миг один
Отторгнуть от мучительных забот!
(М. Лермонтов)
Хотя певец земли родной
Не раз уж пел об нем,
Но пе´снь — всё пе´снь, а жи´знь — всё жи´знь!
Он спит последним сном.
(Он же)
В. Брюсов в последний период своего творчества нередко перенасыщал спондеическими ходами ямбические стихи, что воспринималось современниками как нововведение:
Дуй, дуй, | Дувун! | Стон тьмы | по тру | бам,
Стон, плач, | о чем? | по ком? | Здесь, там —
По ржа | вым тра | вам, ах! | по тру | пам
Дрем, тми | нов, мят, | по всем | цветам.
(«Зимой»)
Однако еще в 1761 г. поэт-экспериментатор А. Ржевский, последователь школы А. Сумарокова, написал ямбическую «Оду, собранную из односложных слов». Вот первая строфа:
Как я стал знать взор твой,
С тех пор мой дух рвет страсть;
С тех пор весь сгиб сон мой;
Стал знать с тех пор я власть.
Ср. хориямб.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966

Так вот. Приведите стихи, которые написаны метром Дактилем с сверхсхемным ударением.

Юлия Малыгина   20.08.2015 12:53   Заявить о нарушении
Когда дождь простучал по асфальту.

Ох, Виктор. Это Вы -- глухарь, уж простите за такой посыл, но так и проситесь.
С какого пня там ударение?

"Этой женщине вновь выпадает дорога"
"Когда дождь простучал по асфальту"

Разница есть?))))

Юлия Малыгина   20.08.2015 12:57   Заявить о нарушении
Блин, неудачный пример, и ежу слышно, что строки разные.

Когда дождь простучал по асфальту,
Потемнела, набухла земля

Ночевала тучка золотая
На груди утеса великана;
когда дождь простучал по асфальту.

А теперь?)))

Юлия Малыгина   20.08.2015 13:07   Заявить о нарушении
Ваше утверждение "НЕТ УДАРЕНИЯ" надо заменить на "ПОЧТИ НЕТ УДАРЕНИЯ". Оно там ЕСТЬ, только очень сильно ослаблено СИСТЕМНЫМ ударением, стоящим перед внесхемным (чему посвящена вся моя статья). Потому и не сбивается ритм этим УДАРЕНЬИЦЕМ. После системного ударения у мышц, уха и центра слуха наступает период РЕФРАКТЕРНОСТИ, то есть очень слабой ответной реакции на следующий стимул (ВНЕСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ, стоящее после системного, то есть в ПЕРИОД РЕФРАКТЕРНОСТИ.
Период рефрактерности - это апатия. А апатия - это отношение к половому акту после полового акта. Вас беспокоит следующая красавица, а Вы после полового акта находитесь в периоде рефрактерности и не реагируете на её ласки (её ВНЕСХЕМНЫЕ УДАРЕНИЯ).

ДОХОДЧИВЕЕ НЕ МОГУ.

Виктор Дюкарев   20.08.2015 13:08   Заявить о нарушении
Рихард, ты прелесть.
Чую скоро можно будет тебе повесить медаль "Научил метрике и ритмике кошку".
Недавно слушала лекцию Зализняка (это ого-го, какой учёный) - так вот он там говорил о том, что сложно себе представить человека, который будет пытаться с позиции чайника и для чайников объяснять за теоретическую физику, а вот за лингвистику да филологию - дык, каждый могёт.
По-моему, эта беседа -- прекрасная иллюстрация для слов Зализняка.
Ну погуглите учебники по русскому произношению для иностранцев - нет там никакого ударения, тем более, коверкающего слово, как это указано у ТБ
Ну с какого пня
кОгда дождь простучал по асфальту?

я ещё соглашусь на

о0_1 оо1 о_о1о

но не на
1о_1 оо1 о_о1о

Юлия Малыгина   20.08.2015 13:23   Заявить о нарушении
Это Метр Ямб, правильно услышала?

Кстати, там Рашит говорил о том, что если что-то обрезать у ямба, то там услышится хорей - как раз именно этим и пользовались учёные, когде развенчивали стопную теорию.
Как раз говорили о том, что прибавление или убавление слогового состава анакрузы коренным образом видоизменяет метр.

Дядя самых честных правил,
Не на шутку занемог,
Уважать себя заставил,
Лучше выдумать не мог.
Стопоразделы тут же изменились))) Так что стопа - термин условный, позволяющий измерять размер.

тучки небесные, вечные странники
И тучки небесные, вечные странники
Когда тучки небесные, вечные странники.

Тут Вам кОгда, часом, не чуется?)))))))

Юлия Малыгина   20.08.2015 13:52   Заявить о нарушении
Эти-то как раз люди и говорили, что стопа, метр и ритм -- разное.
Олег Федотов "Основы русского стихосложения" Метрика и ритмика - у меня она в бумажном варианте, в интернете не встречала её. Как и Ритмологии Квятковского.

Кстати,
Там где
Я писала

Ночевала тучка золотая,
На груди утёса великана
кОгда дождь простУчал по асфальту.

Я же не зря привела этот пример. Иными словами, если
кОгда, тогда и в простучал поменяется ударение.
Но сделает оно это только в том случае, если до этого были не строки анапеста.
Как-то так.

Юлия Малыгина   20.08.2015 15:14   Заявить о нарушении
I- метр Дактиль?

Юлия Малыгина   20.08.2015 15:17   Заявить о нарушении
Уважаемые мои! Если вам надели на глаза тёмные очки и заткнули вам уши, это не значит, что гром не гремит и не сверкает молния.
Так вот... в 010 синапс, через который было передано возбуждение (ударный слог), определённое время не в состоянии пропустить следующее возбуждение (рефрактерность). Если после системной единицы появляется новое возбуждение в виде ударения 011, то в это время у вас заткнуты уши и вы этого ударения почти не слышите. Период произнесения второй единицы - это период рефрактерности (вашей глухоты, хотя гром гремит на самом деле). И не имеет значения откуда взялось сверхсхемное ударение... от значимого слова или от не значимого. В этот период у вас уши заткнуты и вы его не почти не услышите.
Если сверхсхемное ударение оказывается перед системным ударением 110, оно оказывается после 0 - безударного слога, во время произнесения которого в синапсе накапливается медиатор - переносчик возбуждения. Первой единицей будет внесистемная (не имеет значения пока... она от принадлежит значимому или не значимому слову). Синапс израсходует медиатор (ацетилхолин), возбуждение (ударение) будет передано (мы услышим ударение). Следом стоит единица, представляющая собой системное ударение. Но синапс не может передать возбуждение, так как медиатор был израсходован первой единицей. Наше ухо заткнуто (рефрактерный период), поэтому системное ударение мы услышим очень слабым. Наш мозг 110 воспримет очень похожим не как 010, а на 100, то есть не на амфибрахий, а на дактиль. БУДЕТ СБОЙ РИТМА.
Если на место сверхсхемного ударения в амфибрахии (первый ноль станет единицей - 110) попадёт значимое слово, мы услышим что-то вразумительное, хотя и со сбоем ритма, а если на месте первой единицы будет предлог, союз, частица, то на неё упадёт ударение, мы чётко услышим "и", "а", "то", "ли", которые, скорее всего ума произведению не добавят (если, конечно, не стоит цель с акцентом произнести какое-то противопоставление, сомнение...).
Мы слышим чётко, ясно, громко лишь тот ударный слог, который стоит после 0, во время которого синапс отдыхает и синтезирует переносчик возбуждения (ацетилхолин). Ему до лампочки, что там стоит после 0. А вот для проведения через синапс следующего импульса ацетилхолина не осталось. Нужно время, чтобы его насинтезировать. Это рефрактерный период (период после завершения полого акта). Какой бы "умный, значимый слог" за этим актом ни следовал, какая бы сексуальная дама не пыталась вас соблазнить, ничего из этого не получится. Требуется отдых (накопление ацетилхолина), требуется безударный слог, требуется в стопе 0. Вот после 0 синапс отреагирует на любое возбуждение (ударение) системное или не системное. Кто первый кол (1), тот и зазвучал для нас, а второй не звучит.

Виктор Дюкарев   20.08.2015 15:34   Заявить о нарушении
Это фиксируется приборами. Это объективно существует. Вы предлагаете расстанавливать ударения как слышите? Вы доверяете тому, что слышите? Ухо и мозг вас обманывает, так как они тоже отдыхают, спят. А вы предлагаете записывать только то, что слышите во время бодрствования, а то, что было во время вашего сна или нахождения под наркозом, для вас не существовало и не существует?
Квятковский это понимал в 1966 г. Вы никак не можете понять. Для вас прохождение нервного импульса по нерву не существует даже если он фиксируется и отклоняется стрелка прибора?

Виктор Дюкарев   20.08.2015 15:41   Заявить о нарушении
Если наблюдающие за стрелкой прибора - идиот, то видящий отклонение стрелки, но утверждающий, что она не отклоняется - есть идиот в третьей степени.

Виктор Дюкарев   20.08.2015 15:45   Заявить о нарушении
Если в 110 мы отчётливо слышим только первую единицу, то это не значит, что второй единицы нет. Она объективно существует, но мы её не видим или не слышим только потому, что после первой единицы наши органы чувств не способны какое-то время увидеть, услышать.
Если после оргазма вы не можете совершить тут же половой акт, это не значит, будто бы вы импотент. Отдохните немножко!

Виктор Дюкарев   20.08.2015 16:04   Заявить о нарушении
Ритм - упорядоченное чередование каких-нибудь относительно соизмеримых элементов во времени или пространстве. Ошибочно думать, будто ритм - привилегия стихов, он есть и у прозы.
Физиологи говорят, что нормой произнесения на одном вдохе и выдохе является порция в 7-8 слогов. ( это так, к слову, чего-то вспомнилось).
Стиховой ритм не равен метру.
Метр - регулярное чередование идентичных ритмических элементов: ударные и безударные в силлаботонике, слоговые группы и цезурные паузы - в силлабике.
(это пока то, с чем разобралась).

Наш случай простой - мы говорим о силлаботонике. О правильном чередовании.
Вот тут и выступает термин стопы, как измерителя. Сколько раз встречаются чередования?
Метр определяет горизонтальный ритм. Размер - частный случай метра.
Ритм же может быть как горизонтальный (на протяжении одного стиха,в смысле одной строки), так и вертикальный, и тогда его чаще всего зовут ритмической системой.

Вот те-то учёные и делят на
Метрику - учение о внутренней соразмерности стихового ряда; предмет её изучения - метр, и его частные подразделения - размеры и системы стихосложения;
Ритмику - учение о ритме как отдельной строки так и о ритмической системе в целом, повторении всех регулярных и композиционно-значимых элементах (звуков, слогов, слов, словоразделов, синтагм, периодов, стоп, фраз, стихов, строф и т.д._
Строфику - учение об упорядоченном сочетании стихотворных строк, повторяющихся в тексте
Фоника - учение о закономерностях звуковой организации, в том числе и о рифме.
Андрей Белый так определял ритм: "Ритм есть отклонение реального распределения ударных и неударных слогов от идеальной метрической схемы".

Никакой скандовки и топотания речь не приемлет, тем паче поэтическая.
При прочтении стиха мы точно останавливаемся в конце строки, иногда внутри строки - остановка внутри строки - цезура.

На служебные слова ударение хочется поставить только тогда, когда ДО строки с служебными словами были совершенны чистые строки с правильно расставленными ударениями, поэтому мы и ждём там ударение, поэтому и ставим. Человек, привыкший читать стихи будет стараться не поставить ударение на служебном слове (с чего бы ударению там быть) и поэтому будет дискомфорт чтения. Безо всяких там терминов. Это как в вальсе оттоптать ногу.
Чтобы посчитать размер Метра и используют стопу - как чисто условный термин. И то. В школе.

Есть анакруза - зачин стихотворной строки; икт - ударное, сильное место и межиктовый интервал.
Стихи, в которых чередуются ударные слоги и 1-2 безударных между ними - дольники(то. что ты, Рихард, называешь логаэдом. Когда системы в чередовании нет - ты назвываешь это вольным логаэдом); в которых чередуются ударные слоги и 1-3 безударных между ними - тактовики.

Юлия Малыгина   20.08.2015 16:09   Заявить о нарушении
Виктор, я сейчас разозлюсь и начну гонять Вас по теории Квятковского. Книгу его Вы не читали - я это вижу.
Мечтаете поговорить о шестидольниках? Давайте, чё уж там.

Вдоль деревни от избы и до избы
Зашагали терпеливые столбы

Загудели, заиграли провода -
Мы такого не видали никогда...
(М. Исаковский)
Раз Вы так круто разобрались в теории Квятковского ,с поэтическим словарём, зашитым в трусы, которого Вы так носитесь, то будьте добры, определите эти стихи так, как определял их Квятковский.
А я закладочку в книжочку положу, чтоб не забыть, на каком месте свихнуться.
А потом объясните - хучь через половой акт, хучь через поллюции, хучь через приборы.
Давайте, а то что за пустозвонность - докажите на деле.
Я вот с этой теорией до конца не разобралась и не хочу даже лезть - на фиг, на фиг. Но Вы-то! Светоч познания!

Юлия Малыгина   20.08.2015 16:16   Заявить о нарушении
Это конкретно из книги Федотова, но вот то, чем он пользовался:
Брюсов, Гаспаров, Денисов, Эткинд, Шенгели, Руднев, Гаспаров, Гиршман, Вишневский, Томашевский, Холшевников, Тимофеев, Штокман, Иванов (метр и ритм в Поэме конца Цветаевой).

Юлия Малыгина   20.08.2015 16:55   Заявить о нарушении
Харлап М.Г.
О понятиях "ритм" и "метр" - Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития - М., 1985 - С.11-28.
(У меня её нет, но модешь поискать).

Юлия Малыгина   20.08.2015 17:01   Заявить о нарушении
И ещё Тарановский.
Прикинь, Рихард, Тарановский взял все стихи (и ямбами и хореями) и проследил динамику развития двухсложных размеров.
Серьёзный учёный, у меня была его книга, но я её уже подарила. К. Тарановский Двухсложные размеры (или как-то так).
Не так, как доморощенные теоретики - с помощью члена и секса; а основываясь на материале. Реальном.
А чего Виктор затих?
Виктор, я очень жду разъяснений за стихи Исаковского по теории Квятковского.

Юлия Малыгина   20.08.2015 17:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.