Дневник 100. Батлер. Саша Быков
Моё первое ощущение после прочитанных стихотворений абсолютно совпало с лицезрением их купания с Женей Пышкиным на моём любимом Опуске, местечке у реки Вель с высоченным берегом и живописнейшими пейзажами. Тогда я сразу, придя домой, написал:
«Белая высокая рептилия брела по реке. Она была так простодушна в нащупывающем какие-то первосмыслы движении и озирании. Рептилия волокла свое отражение на каменистом дне.
В солнышко завернутые камни и камушки. Зеленые водоросли, ласкающие золотые песочные проплешины. Рассыпающиеся веером эскадрильи мальков.
Рептилия близоруко щурилась и двигалась по реке с улыбкой существа, делающего первые шаги по земле после тяжелой болезни.
Ее движению не хватало наклона, противостоящего течению реки. Потому казалось, что она вот-вот упадет. Она была боязно прямо открыта потоку, течению, основе основ. Слабые, но широкие плечи безоружно и неловко выступали над водой, им не хватало мощи устремленности вперед, мужского напряжения, мышечного завива.
И когда существо село в воду и стало что-то искать в воде, оно покачнулось и едва устояло на ногах.
В руках белого гиганта сверкнул большой камень. Гигант многодумно наклонился над ним и долго рассматривал его, закрыв булыжник черными рассыпавшимися волосами.
Первый неловкий бросок, и сверкающие брызги живописали на лице широкую детскую улыбку. Неторопливые, осторожные приседания извлекали со дна новые и новые камни, и они обрушивались раз за разом в воду, вызывая в рептилии радостные причмокивания, сопение, фырканья.
Пресытившись каменной забавой, белая гора наклонилась вперед и опустила длинные передние конечности в поток. Тело сразу стало послушней. Над водой возвышалась только голова с густой шевелюрой. Голова приближалась к берегу, а за ней извивался белый подвижный остов.
У выхода на берег рептилия замерла на мгновение, а потом резко выбросила конечности и шарахнула гигантским туловом у моих ног.
- Ну тебя, наболесь, Саня! Напугал, дурак, – упрекнул я разыгравшегося товарища и аккуратно снял с себя десятого клеща, веселого, просвеченного солнцем и совсем не страшного».
А Саша написал вслед велосипедной прогулке стихотворение:
Продолжение
Без кручины гладкая река
Движется в отмеренном ей русле,
Отражая ельник, облака,
Острую осоку, мотылька…
И тебя она в число их впустит.
Иду в реке,
Влеку отражение
Над каменистым дном.
В одном из июней, в одном
Из дней.
С погрешностью
В тысячи лет.
Мне зазорно, что не знаю
Названия растения с мелкими желтыми цветами.
Но отрадно неведение.
Велосипеды, машины,
Люди в яркой одежде
Явились в быт леса
Неопределенно.
Дорожка
В упругом покрывале хвои
Готова исчезнуть,
Когда лес сомкнется за всеми,
Словно море
За Моисеем.
И река будет продолжать движение,
Безымянные цветочки — желтеть,
Мошки — толочь воздух,
Пропитанный духом смолы,
Запахом ила,
Цветением, дыханием.
Продолжением.
Саше моя «рецензия» не понравилась, он убрал её. Я четко понимаю – почему.
А мне именно эта живая, чуть домысленная воображением зарисовка нравится.
Ещё раньше, когда Саша оставил мне диск со своими фотографиями московских люков, решеток, окон, я только утвердился в образе «поэтического волшебника», любовно держащего весь мир в руках, перебирающего его как чётки, по-новому зрящего его и талантливо необыкновенно описывающего. Прикосновения рук к подоконнику может вызвать в нем удивительные строки.
…А фотографии московских люков – талантливы, как талантливы многие другие его снимки. Саша – художник. График, как мне кажется, прежде всего. Во всяком случае, читая его, я «вижу в его руках» карандаш, угольки, мелок… Мне сейчас припоминается какой-то японский график. Кажется, это Тадасигэ Оно.
Созерцательность, присущая человеку Востока, близка и Александру Быкову.
***
Там, на полной Луне
Там, на полной Луне, на зависшей Луне
что как череп кругла,
голуба и хрустальна,
Там, на вытертой бархатом
легкой Луне,
чей обветрен узорчатый
пламенный
мрамор,
Есть как будто бы место душе,
там, в зрачке,
где растет вниз колоннами
здание лунного храма,
там, на ней
вдруг ты видишь от точки до точки —
почерк
птицы летящей
в колосящейся
тишине
***
не выцветает
И этот
вечер будет вечен,
настоящий и мифический,
словно
золото инков.
И в сборнике нелепых афоризмов -
рассвет фонем.
Высыпь жемчуга на прилавок,
раздай безвозмездно,
сирень, левкой.
Все проходит, но в груди
не выцветает
заря.
Я люблю в его стихах небо. Вижу его стоящим у окна в маминой квартире на Дзержинского нашего Вельска. Квадрат окна многое открывает его чуткому художественному взгляду. Вспыхнувшая на фоне заходящего солнца птица, росчерк самолета, силуэт ветки тополя, причудливая форма облака – всё это и другое подаётся им исключительно талантливо, неповторимо. Земля с его «зернами» поэзии и небо – такова вертикаль его поэзии. От тактильных ощущений – до лицезрения горних высот.
летняя ночь…
чудится, что это и есть амнезия.
казалось бы, без оснований,
но тогда о чем эти звезды?!
тогда о чем эти звезды,
рассыпчатый мятлик,
темная мята,
клевер, полынь, тысячелистник,
резная резеда, резеда, резеда?
сиреневые созвездия
движутся и не проходят,
растопыренные пясти,
изумленные объективы,
клюква магических кракенов,
астральная аксиоматика.
летняя ночь
на цветущей пустыне земли
А еще он очень любит, подложив под пышную шевелюру голову руку, вольно развалившись на диване, пофилософствовать. Он многое знает, много прочитал, у него свой взгляд на многие вещи. И, если дать себе труд послушать его, его это заводит, и тогда он очень хорош в размышлениях о книге, событии, языке…
в зеркале юной весны -
отражение осени,
темные кольчуги листьев,
грубые ветки коры,
встань со мной рядом, лоб приложи к стеклу,
смотри, как молчат кусты,
что вдохновит меня сочинить
неубедительно прозвучащий,
зато иронический панегирик
нашей пространной, как ты понимаешь,
философии.
не говори мне о дружбе,
не надо,
это как тяжба, словно игра,
шутка не в том, -
я так и не понял, кем
прервано опоздание
на этот
ушедший поезд.
Человеку вдумчивому, созерцательному я очень советую сходить на страничку Батлера (Александра Быкова).
Свидетельство о публикации №115081502948
Елена Лапшина 23.08.2015 18:56 Заявить о нарушении
Отправят её на хороший творческий семинар скоро.
Оплатят.
Это для меня одно из самых больших открытий последнего времени.
Могу тебе книгу переслать её.
Да и перешлю.
Спасибо, Лена, за неизменное и трогательное внимание!
Спасибо за ободряющие слова.
Учитель Николай 24.08.2015 09:22 Заявить о нарушении
Ездила на тех выходных домой. Не усидела,сразу убежала на Мызу, на поля, к старым домам, к старым воспоминаниям, когда ходили с бабушкой и дедом к Александрушку, к празднику, а в избе у бабы Анюши за печью висел медный рукомойничек. Так и горит он "золотом" в памяти моей и по сей день. Ходила меж стогов и не могла надышаться простором и деревенской волей. Илюшку, племянника с собой брала, пять лет ему. Пусть смотрит, запоминает, вбирает в себя всё наше русское...
Иринья Улина 03.09.2015 15:36 Заявить о нарушении