Альбом Pink Floyd - Как жаль, что ты не здесь

 

http://www.youtube.com/watch?v=1f8R8rYHZ_Q 
http://www.youtube.com/watch?v=clhWS79Cz9w  (Remaster)


Александр Булынко
ЖАЛЬ, ЧТО ТЫ НЕ ЗДЕСЬ
Альбом Pink Floyd  "Wish You Were Here". 1975


          "Wish You Were Here"  ("Жаль, что ты не здесь" или "Хочу, чтоб ты был здесь") – девятый студийный альбом английской рок-группы Pink Floyd, выпущенный в сентябре 1975 года фирмами Harvest/EMI в Великобритании и в контенинтальной Европе и Columbia/CBS  в США и Канаде. Материал для пластинки собирался в ходе концертного тура по Европе, а запись после множественных сессий была произведена в лондонской студии-3 на  Эбби Роуд.
           Это один из лучших альбомов Pink Floyd. Сами участники группы  –  Ричард Райт и Дэвид Гилмор – в 1995 году назвали "Wish You Were Here" своим любимым альбомом, записанным в составе Pink Floyd.

           Альбом без оговорок – концептуальный. Он затрагивает темы отчуждения, проблемы музыкальной индустрии,  аутического расстройства бывшего участника группы Сида Баррета, покинувшего коллектив из-за нестабильного психического состояния, вызванного злоупотреблением наркотиками. Именно ему посвящена центральная композиция альбома "Shine On You Crazy Diamond".
           "Wish You Were Here" – плод стараний и мастерства всех четырех участников группы. Плод, по музыкальным меркам, очень красивый и привлекательный, но…, в то же же время, весьма горький. Тексты песен, которые написал Роджер Уотерс, отразили беспокойство и грусть по поводу утраты атмосферы товарищества и братства, сопровождавшие группу на раннем этапе развития.
          Концепция альбома принадлежит Уотерсу, который предложил  разделить главную композицию "Shine On You Crazy Diamond" на две части, а между ними добавить ещё три свеженаписанные песни.
           Заглавная песня явилась данью уважения Баррету, который по иронии судьбы посетил студию прямо во время записи композиции. Визит оказался настолько неожиданным, и внешность музыканта так сильно изменилась за эти несколько лет, что участники группы не сразу признали в нём своего старого товарища.
           Концептуально Уотерс вновь и вновь обращается в своем творчестве, мучимый постоянным чувством вины за фактическое изгнание Сида из группы. "FLOYD не смог бы состояться без Сида, но он не смог бы и двигаться вперед с Сидом, – объяснял Роджер. – Мне нужно было разобраться как можно лучше в собственных чувствах. Альбом "The Dark Side of the Moon" был о безумии вообще. "Wish You Were Here" – это личный альбом обо мне, о нас, о Сиде".

           В 1974 году музыканты активно гастролировали по Англии и Франции, организовывая множество концертов в поддержку изданного годом ранее альбома "The Dark Side of the Moon".
           В это время в репертуаре Pink Floyd появились три новые песни "Raving and Drooling", "Gotta Be Crazy" и "Shine On You Crazy Diamond", которые в ходе тура активно исполнялись и должны были стать основой будущей пластинки. Участники группы не приглашали журналистов, не давали интервью и вообще старались дистанцироваться от прессы.
           Сложные взаимоотношения со средствами массовой информации в основном были продиктованы циничными и желчными статьями, написанными Ником Кентом и Питом Ирскином, обозревателями музыкального журнала New Musical Express – журналисты подвергали жесточайшей критике весь новый материал, записанный без участия Сида Барретта. В первую неделю нового 1975 года музыканты вернулись на студию Эбби Роуд и приступили к работе.

           Первые сессионные записи давались тяжело и проходили в напряжённом режиме,
           Сведением предыдущего альбома группы занимался Алан Парсонс, штатный звукорежиссёр компании EMI, но в этот раз он отказался от участия в проекте (в основном из-за успеха своей собственной группы The Alan Parsons Project. Поэтому музыкантам пришлось работать с Брайаном Хамфрисом, который до этого уже дважды сотрудничал с Pink Floyd: первый раз в 1969 году при записи саундтрека к фильму "More" и второй раз в 1974-м, когда на одном из концертов заменил недостаточно квалифицированного звукоинженера.
           Хамфрис был вполне компетентным специалистом, однако на студии Эбби Роуд он оказался впервые, и из-за этого в процессе сведения возникли некоторые трудности. Самое курьёзное из происшествий приключилось на раннем этапе записи, когда по невнимательности он испортил все фонограммы для песни "Shine On You Crazy Diamond", которые Уотерс и Мэйсон доводили до идеала на протяжении многих часов. Бо;льшая часть композиций оказалась зашумлённой эхом, поэтому пришлось всё переписывать заново.
           Приступив к работе на "Студии 3", группа с самого начала столкнулась с проблемой переработки накопившегося материала –предыдущий успешный альбом "The Dark Side of the Moon" опустошил всю четвёрку музыкантов как физически, так и эмоционально. Говоря о первых сессиях, Ричард Райт охарактеризовал происходящее "началом неясности", а Роджер Уотерс назвал это время "мучительным".
           Барабанщик Ник Мэйсон считал процесс многодорожечной записи затянувшимся и утомительным, в то время как Дэвид Гилмор вообще скорее был заинтересован в усовершенствовании уже существующего материала, нежели в написании чего-нибудь нового.
           Кроме того, всё сильнее и сильнее осложнялись отношения между ним и Мэйсоном, который из-за несостоявшейся свадьбы пребывал в состоянии апатии – отрешённость и разочарование существенно сказывались на манере его игры. Мэйсон также отметил, что тогдашнее состояние Pink Floyd весьма точно определила грубая разоблачительная статья Ника Кента, опубликованная в журнале New Musical Express, эта критика сильно повлияла на музыкантов и возможно именно она удержала группу от распада.

           Дэвид Гилмор так отозвался об этом периоде так: "Это было весьма тяжёлое время, надо сказать. Все детские мечты вроде как исполнились, наши записи по всему миру продаются наилучшим образом, и мы можем позволить себе всё, что угодно. Женщины, деньги, слава и всё из этого вытекающее … всё само собой шло к нам в руки, поэтому пришлось переоценивать себя в соответствии с текущим положением вещей, ситуация была довольно неясной, и некоторое время все находились в растерянности …"
           Тем не менее, после нескольких недель застоя Уотерс всё-таки начал воплощать в жизнь новые идеи. Три композиции, родившиеся в ходе тура 1974 года, были отличным стартом для записи альбома, а песня "Shine On You Crazy Diamond" так и просилась стать главным звеном в концепции новой пластинки. В большей степени являясь инструментальной, эта песня представляла собой двадцатишестиминутный трек наподобие "Echoes" и начиналась четырёхнотной гитарной партией, напоминавшей Уотерсу о "томительном призраке" бывшего участника Pink Floyd Сида Барретта. Гилмор сочинил эту четырёхнотную фразу совершенно случайно, но был поощрён положительным отзывом Уотерса.
           Роджер решил разделить главную звуковую дорожку пополам, а все остальные песни поместить между двумя её частями. Гилмор был против этого, однако ему пришлось смириться, так как двое других членов группы задумку поддержали. Песни "Welcome to the Machine" и "Have a Cigar" содержали в себе завуалированную критику музыкальной индустрии, кроме того, их текст специально писался в той же манере, что и "Shine On" – таким образом Уотерс стремился намекнуть на причины взлёта и падения Барретта: " Because I wanted to get as close as possible to what I felt … that sort of indefinable, inevitable melancholy about the disappearance of Syd" ("Потому что я хотел подобраться как можно ближе к тому, что почувствовал … эдакой невыразимой, неотвратимой меланхолии по поводу исчезновения Сида").
           Запись продолжалась более семи месяцев с двумя перерывами: один в апреле 1975 года, другой в июне. Песням "Raving and Drooling" и "Gotta Be Crazy" на новом альбоме места не нашлось, поэтому они были отложены до будущих релизов.
           Оформителем обложки альбома вновь выступил Сторм Торгерсон, разработкой оригинального дизайна занималась студия Hipgnosis.
           Торгерсон после серьезного размышления над текстами песен, пришел к выводу, что основная идея в них не столько болезнь Баррета, сколько "неосуществленное присутствие". В течение долгих часов совместных размышлений с группой родилась эта концепция "отсутствия".
           В участвуя в туре Pink Floyd по Америке Торгерсон Сторм заметил, что в музыкальных магазинах копии диска Roxy Music "Country Life" продавались закрытыми в непрозрачный зелёный целлофан, чтобы скрыть от глаз подростков фотографию украшавших его двух моделей с открытой грудью. Это натолкнуло Торгерсона на мысль поместить визуальное решение "Wish You Were Here" в схожую чёрную или синюю оболочку так, что сама обложка будет "отсутствовать". Таким образом, по его мнению, можно добиться эффекта двух обложек: одна для публики и одна –
 для торговли.
           Для передачи смысла песен "Welcome to the Machine" и "Have a Cigar" дизайнером Джорджем Харди был разработан стикер с изображением двух механических рук, слившихся в рукопожатии на фоне четырёх стихий: огня, воды, земли и воздуха. Стикер должен был быть наклеен на чёрную оболочку, и уже под ней содержалась сама обложка, в которой лежала пластинка.
           На главной обложке был изображён бизнесмен, пожимающий руку своего горящего двойника (или другого бизнесмена). Эта сцена по мнению авторов должна символизировать то обстоятельство, что люди из-за боязни "сгореть" часто стараются скрыть свои истинные чувства.
           Понятие "сгореть" ("get burned") на сленге музыкального бизнеса также часто применяется к артистам, обманутым с выплатой авторских гонораров. Для воплощения этой сцены были приглашены два профессиональных каскадёра Ронни Ронделл и Дэнни Роджерс, один из которых надел пиджак с брюками поверх огнеупорного костюма. Его голова была защищена специальным капюшоном, а поджигался надетый сверху легковоспламеняющийся парик.
           Снимок был сделан на территории киностудии Warner Brothers в Лос-Анджелесе. При постановке ветер сначала дул не в том направлении, и языки пламени попадали прямо Ронделлу в лицо, обжигая усы каскадёра. Тогда было принято решение поменять бизнесменов местами и сделать снимок так, а уже потом получившуюся фотографию отобразить зеркально.
           Фотография с бизнесменами отражала одну из стихий –
огонь. На обратной стороне альбома были изображены пустыня и безликий коммивояжёр, по словам Торгерсона "продающий свою душу". У человека отсутствовали голени и запястья, по мнению автора это обстоятельство должно было показать, что на фото вовсе не человек, а пустой костюм. Изображение символизировало бездушных продюсеров музыкальной индустрии и отражало стихию земли (снимок был сделан среди пустыни Юма в Калифорнии).
           На развороте присутствовали фотографии красной вуали (и еле заметный женский силуэт под ней), поднятой в воздух ветром (графство Норфолк), и ныряльщика, погружающегося в воду без брызг (озеро Моно). Фотографии отражали стихии воздуха и воды соответственно, в определённой мере поддерживая общую атмосферу "отсутствия".
            Коммерческому директору американской Columbia Records  идея о чёрной оболочке не понравилась, он настоял, чтобы в Соединённых Штатах альбом продавался в тёмно-синей упаковке.
           Руководство британской EMI было менее требовательным к внешнему виду пластинки, поэтому для распространения на территории Великобритании цвет был оставлен прежним.
           Сами участники группы были весьма довольны получившимся визуальным исполнением альбома, во время презентации представленный образец диска вызвал целую волну аплодисментов.
           Кроме того, в США был изменен дизайн обложки: если в английском варианте горящий человек наклонялся вперед в рукопожатии, то в американской версии он отклонялся назад.
           Презентация прошла на музыкальном фестивале в городе Небворт (графство Хартфордшир), несколькими месяцами позднее в сентябре состоялся релиз.
           Сразу же с момента издания альбом стал настолько популярным, и спрос на него оказался настолько большим, что звукозаписывающая компания EMI не успевала штамповать копии пластинки для всех желающих её приобрести.
           Мнения музыкальных критиков в отношении этого альбома разделились. Вот выдержки из некоторых критических статей того периода.
           "Песня "Shine On You Crazy Diamond" определённо заслуживает внимания, так как затрагивает тему личности Сида Барретта, давно и, наверно, навсегда потерявшего путеводный свет первозданного Флойда.
           Но потенциал этой идеи не реализован; они описали эту проблему настолько банально, что точно также они могли бы спеть о шурине Роджера Уотерса, который получил штрафной талон за нарушение правил парковки. Этот вялый излишний сентиментализм вкупе с остальным заставляет, в числе прочего, обратиться к переоценке их отношений со всеми этими постоянно нарождающимися наркоманскими оркестрами. Единственное, что подкупает в этих группах, с этой их нелепой какофоничностью, — так только лишь искренняя страсть к своему "творчеству". Но ведь страсть – это всё, чего Пинк Флойд лишён."
           Бен Эдмундс, Rolling Stone

           Американский музыкальный журналист Роберт Кристгау был настроен более позитивно: "… эта музыка, где синтезатор используется лишь в качестве фактуры, а гитарные проигрыши исполняют роль дополнительных комментариев, является не просто искренней и притягательной, она также имеет полное право называться симфонической; в отличие от альбома "The Dark Side of the Moon"
           Обзор еженедельника Melody Maker, тем не менее, оказался третирующим: "С какой стороны не подойди, "Wish You Were Here" со своей гипертрофированной искренностью в любом случае звучит неубедительно, демонстрирует крайнюю недостаточность фантазии по всем направлениям".

Удостоившись смешанных отзывов, в том числе и журналом "Rolling Stone" альбом всё же был поставлен этим журналом на 209-е место в списке пятисот величайших альбомов всех времён .

           По итогам голосования, проводимого среди читателей британского журнала Q, в 1998 году "Wish You Were Here" оказался 34-м среди величайших альбомов всех времён. В 2000 году тем же журналом пластинка была помещена на 43-ю позицию в списке всех когда-либо издававшихся альбомов Великобритании.
           В 2004 году альбом занял 36-е место в хит-параде интернет-портала Pitchfork Media, в который вошли сто лучших альбомов 1970-х годов[51].
           В 2007 году одна из крупнейших немецких радиостанций, WDR 2, попросила своих слушателей составить список двухсот лучших альбомов всех времён, по окончании голосования "Wish You Were Here" занял позицию № 1.

           Несмотря на все трудности, сопутствовавшие созданию альбома, он пополнил собой собрание классики группы. Этот альбом, продолжая предыдущий, утвердил Роджера Уотерса в качестве главного архитектора саунда Pink Floyd.

СПИСОК КОМПОЗИЦИЙ АЛЬБОМА "Wish You Were Here"
(с указанием перевода, времени звучания и гиперссылок публикаций)

1. Shine On You Crazy Diamond (Parts 1-5) (13:30) http://www.stihi.ru/2014/09/16/7251
2. Welcome To The Machine (07:32) http://www.stihi.ru/2015/07/11/3861
3. Have A Cigar (05:10) http://www.stihi.ru/2015/07/03/9486
4. Wish You Were Here (05:37) http://www.stihi.ru/2015/07/11/4060
5. Shine On You Crazy Diamond (Parts 6-9) (12:28) http://www.stihi.ru/2014/09/16/7811

Британский рок.
Цикл «Весь Пинк Флойд». Wish You Were Here
=====================================


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.