Нам без смирения не спастись

Послание к Евреям 12:6, "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает"...

* * *

Нам без смирения не спастись,
Смиряться - это Воля Божия.
Но чтоб смирение обрести,
Скорбями нас смиряют тоже.

Скорбит болезненно душа,
И в горе к Богу призывает.
А в благоденствии своем,
Скорей о Боге забывает.

Вот и приходит муки скорбь,
О нас Отец не забывает.
И наказует нас Господь,
Детьми Родными называет.

А чтобы много не скорбеть,
И упокоиться смиренно.
Ум должен в Боге пребывать,
И время на Земле бесценно.


* * *


СМИРЕНИЕ


«Видел я, однажды - говорит св. Антоний, - все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? Но услышал глас, говорящий мне: смиренномудрые.



Почему внушал потом: если подвизаемся добрым подвигом. То должно нам крайне смириться перед Господом, чтобы Он, ведающий немощь нашу, покрывал нас десницею Своею и хранил; ибо если вознесем гордостью, Он отнимет покров Свой от нас, и мы погибнем» (см. Иак. 4, 5-10, 1 Петр 5 5-6), Кол. 3, 12).

Святые отцы говорят о двух видах смирения:«Смирения два, так же как и две гордости. Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, осуждает его и бесчестит, как ничего не значущаго, а себя считает выше его. Такой если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало по малу приходит и во вторую гордость, которая гордиться и против Самого Бога и приписывает себе свои подвиги и добродетели, а не Богу, как будто он сам собою совершил их, своим знанием и умом, а не помощью Божией. Из этого видеть можно, в чем состоят два смирения.

Первое смирение состоит в том, чтобы почитать брата своего разумнее и по всему превосходнее себя, - или почитать себя ниже всех (т.е. - « Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться. Смиренно считать себя всегда, до самой смерти, способным ко всякому греху, к малому и большому». (Преп. Никон Оптинский)).Второе же смирение состоит в том, чтобы свои подвиги приписывать Богу.» (Авва Дорофей).Как же научиться смирению и где его взять:
Христос открывает нам это - «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» Мф. 11, 29.

Прп. Никон Оптинский пишет, что «Смирение – это нечто великое и божественное», и видимо, поэтому Авва Дорофей предупреждает, что «Никто не может выразить словами, что такое смирение, и как оно рождается в душе, если не узнаете сего из опыта».

Исаак Сирин говорит – «Если спросит кто, как приобрести смирение – ответ ему: довольно ученику соделаться подобным учителю своему, - рабу подобным господину своему (Мф. 10, 25). Смотри, как являет смирение Тот, Кто заповедал это и дарует это дарование, - подражай Ему и приобретешь его». О подражание Христу учит Апостол Павел:
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу;
но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной
Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,

потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.» Фил. 2, 5-13.

Духовное восхождение к смирению, как пишет Амвросий Оптинский, начинается с – «познания глубокой нашей немощи душевной и телесной» это подтверждает Нагорная Проповедь Христа – «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Вторая степень есть самоукорение т.е. во всяком неприятном и прискорбном случае обвинение себя, а не других.

Третья степень - благодарное терпение встречающихся и постигающих нас скорбных искушений.

От этих трех степеней рождается четвертая – начало смирения, если первые три были растворены верою и молитвенным расположением и обращением ко Господу» (преп. Амвросий Оптинский).

Словами Макария Оптинского это означает, что когда «молишься ли, постишься ли или исполняешь послушание - все делай ради Бога и не думай, что делаешь хорошо» (т.е. не превозносись добрыми делами). Так же у апостола - «И все что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» Кол. 3, 17.

Естественно получать награду за свои труды, хотя бы похвалу, и внутренне этого всегда ждешь, хотя внешне скрываешь, но с духовным трудом не так - «Старайтесь во всяком случае о исполнении заповедей Христовых и познавайте свою немощь, а познавши оную, смиряйтесь, но не ищите награды за исполнении заповедей, а считайте себя должною исполнять оные, но недостойною награды» (преп. Лев Оптинский).

Христос иллюстрирует это притчей - «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.» Лук. 17, 7-10

Признаки смирения:«Совершенное смиренномудрие состоит в том, чтобы сносить укоризны и поношения, и прочее. Это служит и признаком того, что человек коснулся и совершенной молитвы, - именно то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял» (св. Варсонофий и Св. Иоанн).«Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему...» (Иоанн Лествичник).

«Смиренные люди в духе ни на кого и мысленно не досадуют, но себя считают во всем виновными и грешными и ни на кого не ропщут, но за все Бога благодарят» (преп. Антоний Оптинский).«Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божья во Христе Иисусе» 1 Фес. 5, 15-18.

Способы приобретения смирения:

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» Мф. 5, 44. наверное, это самое важное и самое трудное в обретение смирения попробовать просто помолиться за тех, кто вас притесняет, обижает, лишает каких то благ, не делает того, что вы хотите, но мне кажется это самый короткий и верный путь к смирению - попробуйте и «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.» 2 Пет. 1, 8.

Св. Максим Исповедник пишет о двух способах приобретения смирения - «Смиряется и тот, кто благодарит за блага, и тот, кто сокрушается о своих прегрешениях: один считая себя недостойным дарованных благ, а другой, умоляя о получении прощения прегрешений»

Смирение помогает нам устоять в трудные жизненные моменты -«когда приходит холодность и рассеянность, смущаться этим не должно, а должно в это время более укорять себя перед Господом и смиряться, считая себя грешнейшим паче всех человек» (преп Иосиф Оптинский).

«Смирение во время брани доставляет нам помощь и придает силы к поднятию тягости терпения, а во время мира и покоя от браней – защищает нас от гордости и удерживает от падения.» (Авва Исайя).«Кротость и смирение такие добрадетели, без которых не точию Царствия Небесного наследовать, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощутить в себе невозможно, а посему усердно молитесь ко Христу Богу, чтобы Он Сам научил вас смирению и кротости.» (преп. Антоний Оптинский).

«Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение». Притч. 15, 33

«За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» Притч. 22, 4

«Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным» Сир 3, 19.

В приобретении смирения духа помогает смирение плоти:

« всячески ее «плоть» утруждали, смиряли постом, бдением, молитвой; посредством сего смирялась и душа» (преп. Иосиф Оптинский)

« Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». (1 Кор. 9: 24-27).

Макарий Великий говорит, что так разумно нужно вести дело поста, что как бы иметь желание пребывать в теле сто лет; но при этом так обуздывать душевные движения,- забывать обиды, отгонять печаль, ни во что ставить скорби и потери, - если бы мог умереть каждый день.

Смирение делает дух кротким (бесстрастным, или целомудренным), а «от бесстрастия рождается Любовь» (Св. Максим Исповедник)

« пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем как Он» 1 Иоан. 4, 16- 17.


damian.ru/Sv_Otci/Smirenie.htm


Рецензии