Causa sui-в какого Бога верит материалист

 
--------------------------------------
СПИНОЗОВСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБСТАНЦИИ, КАК CAUSA SUI-ПРИЧИНЫ САМОЙ СЕБЯ. CAUSA FINALIS-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНЕЧНАЯ ПРИРОДА ВЕЩЕЙ И ПРЕДЕЛ НАШЕГО ПОЗНАНИЯ.
-----------------------
Самый расхожий-популярный тезис о противоположности науки и религии:наука основана на знании, а религия на вере.
А все ли так просто? 

Мой ответ:ни то, ни другое-но диалектика знания и веры.
В Знании содержится момент веры, а в вере-момент знания. Противоположности  сходятся.
Давайте порассуждаем с позиции здравого смысла.

Никакое знание, хотя бы основанное на массе опытов  и статистики, не может быть абсолютным-ибо всякое знание предполагает и момент веры в него. Развития науки постоянно корректирует этот процесс, в ходе которого снимается некритичная веру в то, что еще вчера считалось незыблемым.

И напротив:вчерашние и даже очень давно отвергнутые концепции, идеи, в которые  НЕ ВЕРИЛИ-вдруг обретают свежие импульсы и двигают вперед науку!

С другой стороны, невозможно просто верить ни во что. Безусловно, вера содержит в себе зерно истины, но по разному формулируемой и на разных уровнях осознания и развития индивидуумов и обществ. Религиозное же чувство так или иначе сопровождает весь путь человечества, даже вера в науку-это религия. Сциентизм.
Религия же, в свою очередь, много сделала для развития науки,  хотя об этом давно и прочно забыто.
Теперь о вопросе, вынесенном в заголовок. Есть ли у материалиста свой Бог? Любопытный вопрос. Материя, скажут...Но в материю верит и идеалист, верующий. Материя дана нам в ощущениях в объективной реальности.Так в чем же отличие материалистичекого "бога"? И как он называется? СУБСТАНЦИЯ.
В марксистской литературе материя иногда характеризуется как субстанция. «Диалектико-материалистическая философия, — писал Э. Ильенков, — своим пониманием субстанции развивает плодотворные традиции Спинозы и Гегеля; субстанция, с одной стороны, понимается как материя, а с другой стороны, эта материя трактуется одновременно как субъект всех своих изменений, как „субстанция-субъект“, т. е. активная причина всех своих формообразований, не нуждающаяся поэтому в формировании извне, вне ее и независимо от нее существующим деятельным субъектом, как бы тот ни назывался или интерпретировался, — как бог, как „Я“, как идея или самосознание, как душа или экзистенция».

СПИНОЗОВСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБСТАНЦИИ, КАК CAUSA SUI-ПРИЧИНЫ САМОЙ СЕБЯ. CAUSA FINALIS-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНЕЧНАЯ ПРИРОДА ВЕЩЕЙ И ПРЕДЕЛ НАШЕГО ПОЗНАНИЯ.

Энгельс писал:«спинозовское: субстанция есть causa sui (причина самой себя.-то есть причина самой себя) — прекрасно выражает взаимодействие». «…Взаимодействие является истинной causa finalis (конечной причиной) вещей. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать» .

Следовательно, понятие субстанции как causa sui раскрывается в этом смысле как взаимодействие материальных объектов, которое является основой их конкретного бытия, изменения и развития.
 Материя в этом смысле действительно есть субстанция.

Добавлю, что в принципе возможно разделять спинозовско-энгельсовские определения о конечной природе вещей и пределе нашего познания-и быть приверженцем любой конфессии. Здесь речь идет именно о пределе нашего познания:мы можем познавать только взаимодействия вещей, но не Абсолют, даже если он существует вне объективной реальности, как причина ее.
Впрочем, об этом спорить можно бесконечно, отсылаю к доказательствам существования Бога по Фоме Аквинскому, споры продолжаются по сей день.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/154957.html


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.