От мистерий Коркута до Тита Андроника

С 1 по 5 июня 2015 года в Казани прошел 12 международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз».

Как и предыдущий форум 2014 года, посвященный ритуализации театрального действия, нынешний фестиваль-лаборатория был занят исследованием мистериального театра, основанного на ритуале, обряде, на встрече с миром за гранью чувственного восприятия. Это направление в мировом театре в России оставалось в тени и почти не получило развития. Лакуна оказалась преодолена тюркскими театрами  - в силу культурных особенностей тюркских народов, чье самосознание включало в себя наследие Ближнего и Дальнего Востока, Европы и Крайнего Севера.
Градус напряжения фестиваля балансировал между Шекспиром – и метафизикой. Основной темой сценического действа стала проблема целостности человека, борьба добра и зла, утрата личности на пути достижения своих целей, поиск Бога – и поиск себя внутри культурных и религиозных течений и исторических процессов, меняющих государство.
Зритель увидел 17 спектаклей из шести стран, от классической комедии дель арте до спектакля-эссе и этно-мюзикла. Фестиваль был открыт Шекспировым «Ричардом III» - в яркой постановке И. Зайниева  и сценографии С. Скоморохова (театр Г. Камала).
Откровением стал спектакль «Заклятие Коркута» Казахского театра драмы им М. Ауэзова, поставленный «патриархом» литовской сцены Йонасом Вайткусом. Это многослойный, изобилующий образами и масками,  напряженный эпос-притча о поэте, сказителе, музыканте 9 века - Коркуте, создателе ширгая, первого кобыза. Притча о пути художника, о его поиске Бога в лабиринте жизни и смерти, о любви, о жертве, о той единственной, что пойдет за тебя на смерть в последнем споре за твою душу с судьбой, когда  от тебя откажутся все остальные, даже отец и мать. Череда загадочных образов захватывает зрителя с первой минуты и не отпускает до самого конца. Спектакль поражает и своей визуальной концепцией (художник-постановщик Артурас Шимонис)  и музыкально-звуковым решением, органично соединившим саунд современных скрипичных инструментов - и архаичное звучание древнего кобыза, подражающее шороху травы, свисту ветра и птичьему крику (композитор - лауреат Национальной премии Литвы Алгирдас Мартинайтис). В заглавной роли - Дулыга Акмолды.
Другим полюсом напряжения фестиваля стала постановка Саха театра трагедии Шекспира «Тиит», решенная в стилистике древнего японского театра Но и театра Кабуки, и напомнившая режиссерский почерк Акиры Куросавы. Режиссер – Сергей Потапов, сценография Михаила Егорова, костюмы – Сардаана Федотова.
Характерно, что обе ключевые постановки – и «Тит» и «Заклятие Коркута» -используют в своей ткани синтез приемов постмодернизма  и древних национальных действ, инициаций, камланий, ритуального танца – что дает мощный визуальный эффект, подчас на грани шока.
Порадовала восхитительная постановка К. Гальдони «Слуга двух господ», чье действо представляет собой нескончаемый фейерверк комических находок, обыгрывающих детали нашей современности, тонко вплетающиеся в классический текст и дух пьесы Гольдони. Спектакль вызвал живейшую реакцию зрителя, с первой реплики стирая грань между зрительным залом и сценой. Его постановщик - молодой казанский драматург Ильгиз Зайниев показал себя как режиссер, которому по плечу и трагический жанр («Ричард III»), и искрометная комедия.
Продолжая ряд открытий в сценографии, отмечу работу художника Сергея Скоморохова к пьесе «Ходжа Насретдин» (театр им. Г. Камала). Характерная для него метафоричность и метод перерождения реальности всякий раз дают толчок к новому осмыслению знакомого материала, повышают трагический градус, скрытый в драматургии пьесы. В «Ходже Насретдине»  декорации, изображающие ландшафт восточного города, поставлены художником на дыбы, словно под действием внутренних катаклизмов трагикомической реальности, балансирующей между фарсом, притчей и политической сатирой. Действие пьесы происходит на апокалиптическом фоне огромных космических светил, которые нависают над земной неразберихой, как в час последнего Суда. По словам Алехандро Гонсалеса Пуче «спектакль построен на конфликте между Сервантесом и Лопе де Вегой: между услаждающим зрителя развлечением – и едкой сатирой. Здесь мы видим философский театр». Эмоциональную реакцию вызвала постановка и у иранского исследователя драматических искусств, профессора Ардешира Салихпура, который признался, что в Иране не решаются ставить пьесы о Насретдине. «Образ Ходжа Насретдина стержневой для иранской культуры, его личность балансирует между мудрецом, мистиком, почти святым – и сумасшедшим. В Ходже есть трагическая сторона, не всегда замечаемая читателем, та сторона, которую акцентировал режиссер спектакля Фарид Бикчантаев». Ходжа в трактовке Бикчантаева  далек от пафоса, от  позы учителя народа и прорицателя. Его метод близок к Сократовскому парадоксу. Параллель Ходже в русской культуре – юродивый, человек не от мира сего, который может сказать правду и толпе, и царю. В западной традиции эту функцию  осуществлял шут. Подобный образ имеет место и в античной культуре - это мистик, прорицатель, или баснотворец.
В числе других наиболее ярких событий фестиваля - «Цунами» Мангыстауского музыкально-драматического театра имени Н.Жанторина, «Божественная игра» Азербайджанского академического национального драматического театра, «Черноликие» Башкирского драматического театра имени М. Гафури.
В последний день работы фестиваля состоялась Международная конференция «Вектор развития театра: Восток-Запад», где анализировались современные тенденции, формирующие театр будущего. По замечанию Юрия Альшица (Германия) «сегодня происходит переход из одной цивилизации в другую». О другой функции театра - как об «инструменте национального самосознания, способе анализа нашей истории» говорила критик Елена Ковальская. «Тем ни менее, подобный фестиваль - это пространство культурное, а не этническое».
Фарид Бикчантаев: «Мы хотим, чтобы «Науруз» стал некой точкой, где решались бы проблемы общетеатральные: не только российские, но и евразийские». Поскольку, как добавил шекспировед и историк театра
 А.Бартошевич: «в наши дни быть замкнутым значит погибнуть.»
13.06.2015.
......

Приношу благодарность фотографу, Рамису Назмиеву http://ramis-nazmiev.livejournal.com/70086.html
Фото  спектакля "Заклятие Коркута" : http://ramis-nazmiev.livejournal.com/76096.html Рамис Назмиев.

Журнал "Талант" №20, июнь 2015


Рецензии
Только у Вас значимые, современные статьи... С уважением, Леонард

Леонард Исмаев   11.08.2015 12:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Леонард, но есть серьезные авторы, есть. Часть работает в научной среде, печатается в соответствующих изданиях.

Анна Акчурина   13.08.2015 22:29   Заявить о нарушении
Подскажите - кто эти авторы? (на "Стихире", здесь и сейчас...) С некоторой надеждой, Леонард

Леонард Исмаев   13.08.2015 22:50   Заявить о нарушении
Сразу с налета не отвечу... но на своей странице в ВК я постоянно пощу такие статьи, по самым разным вопросам, на обширные темы. Театральные критики - каста замкнутая и высокомерная, некое круговое лобби кастовых тем и режиссеров. А литераторы , филологи, искусствоведы, музейщики - по большей части милые и адекватные люди, и не без глубины, я Вам скажу.

Анна Акчурина   14.08.2015 00:09   Заявить о нарушении
А вот погода на Сайте (на Стихи.ру) мне давно уже не известна. устала от шлака, от пустой породы, которая, как известно, плавает на поверхности. Почти не заглядываю сюда.

Анна Акчурина   14.08.2015 00:12   Заявить о нарушении