Шинель отца

 
9 марта 2015 года исполнилось 82 года со дня рождения художника Виктора Ефимовича Попкова (1932-1974).
«Шинель отца» Виктора Попкова - одна из знаковых картин ХХ столетия, своего рода Lacrimosa молодости, опаленной трагической Войной, и образ России, перенесшей свою утрату. Картина явилась продолжением «Мезенского цикла» художника, итогом его размышлений о судьбе Родины. Больше двух лет было отдано ее созданию - с 1970 по 1972 год.
Работа над картиной шла трудно - слишком много стояло за этим замыслом. Мучительно размышляя над темой, художник  делал эскиз  за эскизом,  включая в композицию то  фигуру своей матери, то фотографии родных, то снова отказываясь от найденного в поисках предельной цельности. Наконец, он нашел окончательный вариант картины, отказавшись от всех бытовых подробностей и обобщив полотно до символа.
Попков тяготел к очищенному символизму – что роднит его творчество с иконописью и с творчеством другого нашего великого соотечественника – Кузьмы Петрова-Водкина. Лучшие картины Попкова, уйдя от бытописательства и «жанра», поднялись до лаконизма архетипа, обымающего все явление в целом: трагедии войны, сиротства, вдовства,  единства ушедших и ныне живущих, непрерывности самосознания народа.  Попков создал образ  русской женщины, вынесшей на своих плечах все потрясения России ХХ века: три войны: - Империалистическую, Гражданскую, и Великую Отечественную; революцию, коллективизацию, голод, годы репрессий, и послевоенную пору становления страны. В каждом его полотне проглядывает  духовный портрет его матери, Степаниды Ивановны, разделившей горькую судьбу страны. Крестьянка, сорванная голодом с родной земли, многодетная мать, потерявшая мужа в первые месяцы войны, в одиночку поднимала  она четверых детей и - хоронила их … «Она рассказывала, как  возвращаясь с работы, на причт плакала». 9 лет было Виктору, когда пришло сообщение о том, что его отец, Ефим Акимович Попков,  пропал без вести под Смоленском. Это было в конце 1941. А вскоре новое потрясение: умер младший брат Виктора -Толя… Эта смерть очень надломила его. Уже подростком он отличался ранимой чуткостью  и острой любовью к ближним.
Большой художник не мыслим вне темы смерти. Русское же искусство отличается глубиной погружения в онтологические вопросы. Для Виктора Попкова эта тема была особенно больной , можно сказать , кровоточащей. Отсюда такое количество работ зрелого периода, словно опаленных трагичностью бытия, и поставивших художника в один ряд с лучшими русскими писателями, композиторами, и философами своего времени: В.Шукшиным, В.Распутиным, Ч. Айтматовым, Н. Рубцовым, М. Мамардашвилли, Г.Свиридовым.
В первоначальном замысле картины  художник и хотел передать эту обнаженность, оголенность человека перед лицом утраты, боли по отечеству. На первых эскизах главный герой стоит нагим под шинелью, с зияющей раной в сердце. Образ был разящий и невольно ассоциировался с Распятием, напоминая о той жертве, которая была принесена народом ради победы в Великой Отечественной войне. Однако понимая, что такую картину не допустят к экспозиции по идеологическим соображениям, Попков скрепя сердце отказывается от этого решения, и приступает к тому варианту, в котором эта картина известна сегодня каждому. В центре полотна мы видим самого  художника, в отцовской шинели не по росту, прокопченной и чуть тронутой ржавчиной крови. Художника обступают образы его Мезенских Вдов. Их прозрачные фигуры представляют собой хоровод, коловращение жизни и смерти -  в ритуальном оплакивании, тризне по сыновьям и мужьям, не пришедшим  с войны. Бесплодные, но несгибаемые, эти безвестные, великие женщины, волею судьбы лишенные участия в продолжении жизни, являются солью земли, нравственным стержнем народа, выражением духа самой жизни, которую не может одолеть никакая беда.  В центре этого хоровода – художник, демиург, создатель иной жизни, и проводник своего времени. «Ты времени заложник, у вечности в плену»… (Б. Пастернак). Он – скрепа времени, он -  осуществляющий память поколений, «связь времен», по словам Шекспира. Он, избывающий свое сиротство, ощущающий себя продолжением своего отца – и есть залог победы жизни над смертью. Так размыкается скорбный круг и  преодолевается ночь отчаяния.
В картине «Шинель отца» значима каждая деталь. Центральным в ней является и образ пурпурно-алого цветка, называемого в народе «солдатская кровь». Лейтмотивом проходящий  через полотна «Мезенского цикла», этот цветок - вещественный знак гибели целого поколения, но и знак памяти о нем. Цвет в картинах Попкова  всегда символичен  и несет ключевую нагрузку. Здесь Попков следует иконописной традиции, наделяющей красный цвет символикой мученичества - и пасхального торжества и воскресения.  Не случайно его лучшие работы по напряженности противоборствующего колорита напоминают икону Андрея Рублева «Михаил Архангел» из Троицкого  собора Троице-Сергиевой Лавры…  Другой говорящей деталью картины является палитра художника с ошметками краски – той  «глины», из которой творит художник свою вселенную. С болью давался ему этот акт творения. «Писал картину – и плакал», признался  однажды Виктор Ефимович своему другу, живописцу Карлу Фридману.
…Ну, а сама шинель, запечатленная художником, принадлежала его тестю, Ивану Павловичу Калинычеву, прошедшему три войны, и которому однажды Виктор Ефимович сказал: «Вам я обязан своим вторым рождением…»
               
Приношу благодарность Юрию Николаевичу Попкову, племяннику художника, за консультацию по собранному материалу.

7.04.2015.
Журнал "Талант" № 19


Рецензии
старослужащие отняли шинель,
и всучили старую-изувеченную,
и когда пошёл на службу,
в штаб дивизии,
то полковник перепутал меня,
он думал что я ток из карантина,
он так встряхнул меня,
что очки упали на пол-разбились,
минус пять..(**),
а шапчонка взьерошенная ,
упала в лужу,и погибла.
на губу посадили,
но я был Главный смены,
и без меня не могли ничего включить.
короч намучались со мной.
Извинялись потом.

на рисунке--Новая шинель,Качественная Очч.

Безумный Рисовальщик   16.08.2018 21:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.