Тайна хрустального черепа, или Старина Джонс

Премьера четвертой части о приключениях бравого профессора Генри Джонса до меня дошла, как свет очень далекой звезды - поздно. Она уже прокатилась по странам мира, потом я ее посмотрел, а потом долго думал над резолюцией.
А резолюция напрашивалась. Собственно говоря, сочинять эссе на эту тему, не зная точно, как правильно склоняется – Индиана или Индиано – такой же риск, как идти в далекий поход с одним хлыстом и шляпой. То есть все возможно, и даже это эссе.

СТАРИНА – НЕ ЗНАЧИТ «СТАРЫЙ»
Не буду говорить о том, сколько лет в этом фильме Харрисону Форду. Возгласы на эту тему уже раздавались. Сразу скажу – это чушь. Индиана Джонс Харрисона Форда был и останется образцом мужества, непредвзятости, честности и искренности, а также полного отсутствия тяги к какому-либо богатству, кроме богатства знаний. С этой точки зрения продолжение достойное. Индиана Джонс продолжает играть самого себя – с юмором, любопытством к окружающему его миру, а именно это определяет в конечном итоге возраст. Поэтому и отношение его с Генри Джонсом-третьим так похожи на отношения современных отцов и детей:
- Хорошо дерешься! Тебе небось семьдесят? А, профессор – фу, какая скучная профессия!
Вместо ответа – крепкая рука, выручающая в трудную минуту, ясная голова, находящая неочевидный ответ на трудные вопросы, быстрая реакция и та самая фора сто очков вперед, которой так не хватает современной зазнавшейся молодежи. Впрочем, сын очень быстро «втягивается» в «археологию» - а именно: драки, погони, выяснения отношений на кулачках, пулеметах, пистолетах и танкетках, которые умеют плавать по воде. С этой точки зрения Индиана Джонс ничуть не сдал – кто скажет обратное, тот не смотрел три предыдущие части. Превзойти или повторить успех – невозможно. После такого перерыва зрителей в любом случае приходится завоевывать заново, и для этого в «хрустальной» серии Индианы – больше юмора, смешных ситуаций, в которые попадает герой, забавных выяснений отношений.

Ну хотя бы вспомните один из первых фильмов – «Храм судьбы».
- Воды! Воды! – орет профессор, только что ногой останавливавший вагонетку на полном ходу (рычаг тормоза сломался). Подошвы, разумеется, горят. А тем временем злой жрец страшного культа приказал затопить шахту, вода как раз мчится мутным грязным потоком по тоннелю – ну вот она вода! Чего же так резво побежал от нее Индиана Джонс – он же просил?
Теперь – для сравнения – сценка из четвертой серии. Индиана Джонс тонет в зыбучих песках, но до последнего отказывается хвататься за веревку – полоза. Ничего другого в джунглях Генри-третий, сын Индианы Джонса, не нашел. А змей его бесстрашный отец панически боится… Опасность близкой смерти не мешает героям шутить и выяснять отношения:
- Хватайся за змею!
- Ну не говорите мне, что это змея! Скажите – веревка!
- Хватайся за веревку! – уже хором, как капризному дитяти, орёт семья – сын и любимая женщина.
Да и появление «злых врагов» больше похоже на визит старых друзей:
- Индиана, ну ты не можешь ни одной вещи сделать по уму! – досадует то ли друг, то ли предатель, то ли тройной агент, выходя из зарослей. Вот, дескать, опять попался, никакого сладу с тобой нет…
Это тот самый "старый добрый" профессор Джонс, только хохм стало больше. Но смеяться не очень тянет, если честно...

В УШАНКЕ, ВАЛЕНКАХ И С ТОПОРОМ
О «врагах» разговор особый. Ради них, собственно, и пишу.
Еще раз повторю свое уважение Харрисону Форду. Это не только отличный актер, но и принципиальный человек и гражданин. Перед съемками фильма «К-19», американской версии истории о том, что стало с экипажем советской подводной атомной лодки, именно он, актер, а не продюсеры, настоял на том, чтобы показать сценарий советским подводникам. Ему нужно было экспертное мнение, чтобы продолжать съемку, и он своего добился.
Правда, советские подводники высказались нелестно:
- Скажите, а что, на американские подводные лодки идиотов набирают? – был «наш ответ Чемберленам»*. Они усмотрели много нарушений даже логики поведения у персонажей фильма. "Всё было по-другому", - сказали наши ветераны. Да и потом, просить помощи у союзников даже в мыслях не было – советские моряки знали, что если они сами не примут решение, этого решения не примет никто, никто не поможет. "Холодная война" была в самом разгаре, и "союзников" в открытом океане все равно что не было.
Но экспертное мнение учли, и именно Харрисон Форд настоял, чтобы к нему прислушались, хотя бы частично. Продюсеры об исторической правде не очень-то задумывались.

Почему? Да потому что в американских фильмах по-другому быть не может. Если советский космонавт – то в трусах в крупный горох, носках в мелкую дырку (цитата из творчества Игоря Маменко), валенках, ушанке и с топором, межпланетный корабль починяет. Если подводник – то паникер, не адекватный ситуации, только на помощь американской стороны и надеющийся. Ну а если уж «кагэбэшник» - то зверь хуже фашиста.

Что такое «фашион»? Название итальянской партии "Союз борьбы". Одна из многих партий, в итальянской версии - "социал-демократическая", в немецкой "национал-демократическая", и таковой бы и оставалась, если бы не результаты ее деятельности, занесенные в Нюрнбергский протокол как "преступление против человечества". И послевоенную Женевскую конвенцию, объяснившую миру, что людей нехорошо жечь в печах, это противоречит правам человека.

Что такое «коммунизм»? Слово «коммуна» обозначает общность, совместное ведение и организацию чего-либо. «Коммунистами» звали один из многочисленных монашеских орденов в Европе (кстати!). Это потом появится теория Маркса и Энгельса и научный атеизм, лозунги Ленина, борьба за права рабочих и крестьян.

Слово "фашист" стало нарицательным. Слово "коммунист" пока ещё не стало. Но кому-то очень надо, чтобы стало. Припоминая Союзу репрессии и лагеря, кому-то очень хочется приравнять Сталина и Гитлера, дескать, столкнулись два тирана. Но, если внимательно изучить историю, на том же Нюрнбергском процессе, на глазах у всего мира СССР выступал ИСТЦОМ. И «кагбэ» не мы первые напали. Если кто-то подзабыл.
 
Так фашизм или коммунизм? И причем тут Индиана Джонс?

А притом, что по лесам Латинской Америки в поисках хрустального черепа за ним гоняются уже не гитлеровские солдаты, а люди в советской форме, со звёздами на танкетках. Да, оптимистично  так, посреди Амазонки - и со звёздами. Ничего не боятся!
 
Прежде всего у этих "злых врагов" в данном рассматриваемом фильме – никакой идеологии. А ведь идеология – непременная черта коммуниста. Рассуждения о «власти над миром» в устах сотрудницы КГБ - такая программная чушь стандартного американского "блокбастерного" злодея, что на ней мы даже останавливаться не будем. Создателям фильма надо было обратиться хотя бы к первоисточнику - почитать какой-нибудь сборник по итогам заседания очередного съезда КПСС, чтобы героиня хоть что-то говорила. А она и не знает, что говорить. Поэтому и щебечет что-то о власти над миром.
В устах гитлеровцев из первых трёх частей "власть над миром" не была пустым звуком - известно, сколько в реальности сил потратил фюрер на поиски таинственных предметов, могущих помочь ему в завоевании мира, и даже во время войны продолжались поиски по всему миру легендарных артефактов. Не помогло. Про коммунистов я ничего не могу из фильма узнать, кроме того, что они "хуже фашистов". Кстати, эту фразу произносит Харрисон Форд - профессор Джонс, который три фильма подряд боролся с гестаповцами, а в четвертом фильме - на тебе, решил, что они лучше коммунистов. Ну то есть если "хуже фашистов", следовательно, фашисты лучше? Ну так может открутить плёнку назад, в 41-45-й, и пусть бы они победили? А там и кафедру профессора в центре Америки грохнули бы - получив в своё распоряжение почти весь континент Евразию. Гитлер  останавливаться не собирался, если, опять-таки, кто забыл. А Сталин остановился и, мало того, вернулся в свои прежние границы. Что совершенно исторически не согласуется с программными "злодейскими" заявлениями Ирины Спалько о власти над миром. И ни в одной из первых трёх частей лично Индиане Джонсу эти самые коммунисты на ногу не наступили - до тех пор, пока не пересеклись с ним в дебрях Латинской Америки. 

Странный вывод, абсолютно противоречащий экспериментальной деятельности профессора в первых трёх частях.

Смотрится - смешно. Главной "врагине", Ирине Спалько, сотруднице НКВД, хвастающейся орденом Ленина и занимающейся историческими изысканиями, зачем-то прицепили на пояс саблю - а ведь со времен Гражданской войны, когда сабли были в ходу в Красной Армии, прошло более 20 лет. Вопрос - как Спалько так хорошо сохранилась, и если уж у нее на поясе (в Америка!) сабля, то где "Катюша" в кустах? До буденновки не додумались, а жаль. Я ждал. При этом она скорее напоминает по замашкам холеную эсэсовку, чем советскую радистку Кэт. Остальные бритоголовые братки обеспечивают фон. Стреляют не вовремя, бегут не туда, сперва бьют, потом смотрят, кого и за что, и самое главное – не могут толпой справиться с одним Индианой Джонсом. Гитлера победили, пол-Европы прошли и освободили, и вторую половину прошли бы при необходимости. А с Индианой Джонсом - не управились. Ну, ничего, до них тоже не могли управиться. Тем более что по эффективности в бою с профессором "пвсевдо-наши" в форме сильно уступают немцам из первых трёх частей - мне даже за державу как-то обидно стало. Впечатление именно не "врага", а "образа врага", причем образа недорисованного и недоигранного.

Но фраза "Для меня коммунисты хуже фашистов" в устах профессора Джонса - и есть вся "идеологическая часть" фильма. Возможно, ради этой фразы фильм и снимался.   

«ФОРМУ, ФОРМУ ПОСМОТРИТЕ, РЕБЯТА!»,
или МОЕ СЭРДЕНЬКО
Признаться, драки в фильме я глядел, ощущая внутреннюю борьбу. Харрисон Форд – один из моих любимых актеров, Индиана Джонс во всех трех частях всегда оказывался и удачливее, и быстрее, и находчивее, и морально выше своих врагов. Тут его враги – собственно, по сюжету «наши». Ну не могу я спокойно смотреть, как солдата в форме Советской Армии – и в этой же самой форме оказавшегося где-то в верховьях Амазонки! – затаскивают в муравейник озверевшие муравьи величиной с ладонь. Индиана Джонс, конечно, непобедим (несколько зуботычин не отменяют этого правила), но я-то живу в России, и для меня это - не "бутафория". Как наблюдать за битвой, когда с обеих сторон – «наши»? Даже если это «псевдо»-наши, снятые американской кинокамерой говорящие чисто по-русски актеры, возможно, эмигранты? И Индиана – свой в доску, и цель у него благородная – знание. А у них? Власть над миром? Вообще-то в такой форме мир спасали, освобождали, и в реальности, а не в кино, и победили реального страшного врага, ценой многих жизней, вот в такой форме, вон - памятники по всей Европе, и русский Алеша в Болгарии тоже - в такой же форме, и солдат с немецкой девочкой на руках в берлинском Трептов-парке - тоже в такой форме...
Да-с…

«Мы найдем новые способы войны – психологической. Мы будем управлять вами. Мы будем диктовать вашим руководителям, что им думать, а вашим солдатам, когда им атаковать. Мы прокрадемся в ваши сны» - «программное» заявление чекистки Ирины Спалько выглядит как кошмарик на улице Вязов. Или как честная роспись (режиссеров американского фильма!?) в том, что холодная война не окончена и окончена не будет, своеобразный "автограф" создателей... ДАННОГО КИНО. Рассказ об ИХ методах. Ну кто, скажите, прокрадывается в сны американцев? Это мне после просмотра этого фильма хучь бы не приснилось чего, а то спать не буду - буду думать про муравьев или, чего доброго, про Ирину Спалько.

В Советском Союзе, стране-победителе, создали «Семнадцать мгновений весны», где показали не «образ», а самого врага - умного, предусмотрительного, подкованного, сильного. Победить такого - большое достижение. И Броневой-Мюллер, и Табаков-Шелленберг, и Куравлев-Айсман – прежде всего люди, потом уже фашисты. Мы посмотрели противнику честно в глаза и сказали: вот такие они, фашисты, сильный противник, а не кучка идиотов.
У американцев, хотя мы с ними впрямую на полях Второй мировой не воевали, а скорее воевали бок о бок, у наших ЗАПАДНЫХ ПАРТНЁРОВ и ДРУЗЕЙ, "союзников", срочно прибежавших в 44-м "добивать" фашистского зверя, честного взгляда на советского союзника и позже - противника «холодной войны» нет до сих пор. Только карикатуры. Америка - пример того "друга", с которым врагов не надо - "друг" справится. Пока денег продюсеров и фантазии сценаристов хватает на пародии, а не на трезвую оценку. И "фильм про Индиану Джонса" не исключение.

Ирина Спалько заслуживает отдельного разговора. Точнее, сама её речь. Такое впечатление, что в соседнем селi вместе росли, семочки на лавочке щелкали, а тут на тебе - с саблей и чуть ли не с хлыстом осуществляет межгосударственную секретную операцию. А мова-то не изменилась:
- Погодьтэ! – вмешивается она в разговор военных с Индианой Джонсом.
- Мое сэрденько… - шепчет, раскрыв пакет с мумифицированными останками.
Вот эти две фразы в моем лично восприятии образ злодейки сильно пошатнули, так и хочется спросить, ну яка ж вона злодейка? Така гарна дiвчина...

А роль у нее, межд прочим, злодейская. Фашисты, вездесущие, оказывались в любом конце мира в гигантских количествах, с оружием и техникой. Но для довоенной Германии 30-х годов это было исторично и объяснимо: сильнейшая военная машина в мире "подгребла" под себя ресурсы многих стран и могла позволить себе такое. Германская империя набирала мощь и могла охотиться за древними артефактами. Даже во время войны на них работала вся Европа.
На нас Европа не работала. И "мы" не могли бы, наверное, с красными звёздами и ограниченным контингентом оказаться в джунглях Южной Америки и гоняться за хрустальными черепами, убегая от гигантских муравьев.
А интересы "сил добра" опять некому представить, кроме Индианы Джонса. В одиночку ему приходилось иметь дело с целой армией отборных воинов или толпой дикарей – и выходить живым. Доброе правительство ну разве что денег подкинет когда-никогда, в конце операции, когда выяснилось, что и так все кончилось хорошо. Когда он растолкует им значение того или иного артефакта и в рот положит. Ну и зарплату университет платит. На эти средства Индиана Джонс отстаивает интересы науки и защищает человеческое в человеке в нечеловеческих условиях. В целом же он – один в поле воин. А противник у него на этот раз - СССР, который хозяином ходит по Южной Америке, посылая туда оснащенные технически и радиолокационно отряды, готовые все потратить и положить жизнь, только бы найти артефакт. Вопрос только, до того ли было Советскому Союзу в конце войны...
Причем логично предположить, что советские войска, оказавшись в Южной Америке, ну... Переоделись хотя бы. Ну, замаскировались бы. А не разгуливали, как по Красной Площади, со звездами на танкетках. 

Неубедительно, господа. Да мы от Аляски в 19 веке отказались по причине расстояний: на таких дистанциях, на уровне транспорта 19 века, ее было бы крайне тяжело защищать, а американский Север как раз расправлялся с американским Югом, расширял территории, и следующей БЫЛА БЫ Аляска. Но ее уступили без крови. За небольшие, но приятные деньги. Что касается перемещений СССР по миру в 1941-1945 годах - а война вроде как еще идет, судя по сюжету - то такую масштабную экспедицию с какой бы целью отправили? Какими знаниями владел вождь народов – его большая тайна. Но он не прославился на весь мир тем, что раскапывал гробницы и руины ушедших цивилизаций в поисках тайных сил. Скорее уж он бы поддержал какого-нибудь одного, но полезного Индиану Джонса. Так, например, получил разрешение на экспедицию в Гималаи Николай Рерих, но он ехал сам, по личной инициативе и даже "вопреки" некоторым обстоятельствам. Правда, имел разговор с партийным руководством об экспедиции... Но не это было главное тогда. Это была поездка одного ученого, а не «воинский десант» на территорию. Как-то… Аккуратнее работала советская сторона, что ли, чем представлено в фильме.

Но Сталин обрадовался рано. Гитлера он победил… Ты поди с Индианой Джонсом управься!
Не справилась и Ирина Спалько.
Дамочка привлекательная, но никакого романа и намека на роман с Индианой нет и быть не могло! Вообще романтическая линия четвертой серии блестяще «провалена». Ни один из предыдущих фильмов не обходился без красотки, неважно, порочной шпионки или же дочери учителя археологии, которую все равно надо спасать и защищать.
И дело даже не в том, что Мэрион, как и Индиана, не помолодела, и у них больше «семейные разборки», чем вновь вспыхнувший роман. Дело в том, что Ирина Спалько ну совершенно «не тот типаж». Для советской убежденной чекистки она чересчур, и даже подчеркнуто, эротична. Но только ей не до баловства. Все ее мысли занимает исключительно поиск новых знаний. В этом они с профессором похожи, она даже забывает, что Индиану нужно держать на прицеле, когда чуть ли не бок о бок с ним решает картографический ребус - увлеклась. Могла бы быть какой-нибудь боевой подругой. Однако ее роман в кино - исключительно с артефактами. Это для нее - "мое сэрденько".

Мне вспоминается лекция моего профессора в университете, объясняющего студентам основы смешного на курсе "Сатирические жанры". Говорит, почему Мюллер-Броневой вошел в анекдоты вместе со Штирлицем? Он же враг, гестаповец и вообще - злодей. А анекдоты - это как бы знак народного признания. Так почему злой и хитрый Мюллер симпатичен народу, вернее, чем? Оказывается, в основе образа, созданного Леонидом Броневым, лежит парадокс. Советскому человеку всегда внушалось, что любить свою работу - это хорошо, работать с самоотдачей, посвящать ей все свое время, добиваться успеха, быть ответственным и так далее.
Вот и Мюллер - да, палач. Но зато как же он любит свою работу! И вот этот парадокс безошибочно уловили зрители. Мюллер плохой. Но хороший.

Ирина Спалько своей работой тоже увлечена. Но что-то мешает сказать, что она хотя бы симпатична. Что-то рисованное и ненастоящее есть в "образе врага", засунутого в советскую форму. Так что на форму все-таки нужно иногда смотреть, хотя бы продюсерам.

ВНЕЗЕМНОЙ РАЗУМ
То, что Индиана Джонс и в первых трех частях мог позволить себе комедийные штучки – все помнят. И в начале эссе я напоминал – смешных моментов было немало. Но в четвертой части к этому добавилось еще и родительское ворчание, которое зрители привыкли воспринимать с насмешкой, и «разборки» с Мэрион, которую он, оказывается, всю жизнь любил, но почему-то ушел перед самой свадьбой. Мэрион – все такая же верная подруга, с которой можно даже в водопад нырнуть и в пропасть провалиться – и не пропадешь. Сын – неожиданно обнаруживающий в себе кучу талантов парень с хорошими задатками. Друг -да, предатель, которому Индиана хоть и дал пару раз в челюсть, но все равно это не Бэллок из первых частей, беспринципный враг-конкурент. Это так, заблудившийся и прельстившийся блеском Эльдорадо бывший друг. Даже потеря не очень сильная. Ему не Индиана нужен, а золото. И ещё один персонаж - временно помутившийся разумом ученый, за которым тоже нужно присматривать. Он совершенно беззащитен. А может, он не помутился умом, а просветлился?
Но практика показывает, что разум лучше держать ясным, а кулаки, хлыст и револьвер – наготове. Фильм снимался для тех, кто видел предыдущие части и ждет от четвертой части не сюрпризов, а «старого доброго кино» про Индиану Джонса. В котором, кроме шуток, погонь и драк, должно быть и нечто запредельное для понимания, некое чудо или чудесный артефакт, оживающий в руках профессора.

Знаменитые хрустальные черепа – не рукотворны. По сюжету это не что иное, как останки пришельцев, посещавших землю. Они оживают, 13 хрустальных скелетов и черепов сливаются в одного, живого, инопланетянина и покидают землю. А Эльдорадо – не город из «чистого золота». Слово «золото» означает любое «сокровище», а таким сокровищем могут быть и знания… Недаром же Ирина Спалько в финале, как Марфушенька-душенька из «Морозко», восклицает – хочу жениха! Хочу богатства!

- Хочу знаний! Хочу все знать! Я открыта – откройте мне эти знания! – вопрошает она хрустальные фигуры. Конечно же, какова работа, такова и награда… Вот и пострадала Марфушенька-душенька… Наградил ее пришелец из космоса, да так, что не вернулась она из похода в родимую сторонушку через окиян-море… Ну и версия о том, что гробницы и пирамиды южноамериканских индейцев – это надстройки над древними космическими кораблями – уже была озвучена в американском кино, кажется, в "Секретных материалах". Летающий дисколёт, он же тарелка, сравняв с землей город – памятник архитектуры – улетел. Над городом сомкнулись волны моря. Мэрион вернула друга, сына, получила мужа. Прямо как Настенька из «Морозко» - верная да прилежная…
Но нет ни пирамид, ни корабля, ни черепов, ни руин, ни старинного города древних индейцев. Зачем американцам древние цивилизации? Им двух веков, которые они осознают себя верхушкой мира, за глаза хватит, больше не надо. Да и вообще - достаточно вполне двух часов за телеком с поп-корном и пепси-колой, и гори оно все синим пламенем, залей его вода!

В ЧЕМ ЖЕ МОРАЛЬ?
Тут нужно последовать совету, изложенному в фильме. Очередной картографический ребус - и завуалированный, но прямо указанный способ его решения. Речь шла о картинках, «которые могут рассмотреть только боги, потому что они смотрят сверху». Это значило, что нужно было подняться на самолете над полем и взглянуть, на что оно сверху-то похоже.

Если посмотреть сверху – на все четыре фильма – то финал предсказуем. С чем бы ни имел дело профессор Джонс - оно обязательно разрушится в конце. Легенда оживет рядом с ним, чтобы развалиться в последний момент на части и уже навсегда превратиться в легенду и предмет лекций в университете. Таков "боевой путь" борца за добро против зла Индиано Джонса - все разрушается на его пути. Точнее, за его спиной. Американский способ сохранения артефактов - см. репортажи о разрушении древних объектов цивилизаций по всему миру за последние годы. Они вообще-то и думают, что так и надо.
Вот и внеземной разум на очереди...

Как бы ни был бережен к истории и бескорыстен Индиана Джонс, но толпа, которую он всегда пытается обогнать и перегнать, в конце концов губит столь охраняемые им памятники архитектуры и археологии. Какое дело до этих памятников американскому ФБР, абверу и Ирине Спалько? Их интересует власть, любой ценой, несмотря ни на что. В результате, где ни ступает нога археолога Индианы Джонса, в финале всегда – разрушение, затопление, землетрясение с последующим бегством от стихии, утратой всех артефактов и радостью, что остался жив, артефакты не достались врагу и будет о чем рассказать студентам.
Ради этого, собственно, всё.
И над руинами, венчающими все четыре фильма, невольно задумываешься: Так ли важна власть над миром и охрана артефактов, если самое главное – вернуться из любых приключений домой?

Индиана Джонс наконец-то выбрал семейный очаг.
И это уже явление не менее удивительное, чем гигантская летающая тарелка, взлетающая из руин древнего города.


Рецензии
не зря один сказочный дедушка говорил:
"Из всех искусств для нас важнейшим является кино" -
американцы его поняли.

Бабка Яга   07.08.2015 08:36     Заявить о нарушении
Да уж, американцев он научил, а у нас сейчас кино в "загоне", забыли, когда радовались, на экран глядючи. А они вон - даже фантастику нашпиговывают идеологией, а у нас идеология под запретом, но она же все равно ЕСТЬ, даже когда ее нет.

Белый Рояль   07.08.2015 13:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.