15 мая - память благоверных князей Бориса и Глеба

        Дни памяти: 15 мая- перенесение мощей и 6 августа 
    
        6 августа 2015 года исполнилось 1000 лет со дня мученической кончины святых князей Бориса и Глеба.
        После Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром семя веры Христовой начало обильно возрастать на Русской земле и приносить благодатные плоды.
        Церковь видит подвиг Бориса и Глеба в кротости и смирении, с которыми они предали себя воле Божией и принесли, подобно Спасителю, «вольную жертву».
        Князья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, заслуживших горячую народную любовь и почитание. Святые братья сподобились от Господа мученических венцов, а на земле были прославлены многими чудесами. Их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками земель Святой Руси и небесными помощниками руководителей государственного строя на Руси. (житие см.(http://stihi.ru/2014/08/05/8790)

        Борис и Глеб были не только единокровными братьями, но и единоутробными, рожденными пятой женой князя Владимира, Анной. Вместе они объявили о верности новому князю Киева, Святополку, самовольно занявшему киевский престол после внезапной и неожиданной смерти князя Владимира. Вместе братья поклялись чтить Святополка «как отца своего», от которого добровольно приняли мученическую смерть.
        И Борис и Глеб, в жизни отличавшиеся милосердием и сердечной добротой, воспитывавшиеся в благочестии, даже смерть приняли с христианским смирением и молитвой на устах. Оставленный дружиной Борис, долго молился в своем шатре. Уведя, как к нему поступают подосланные убийцы, произнес: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам».

        Святой благоверный князь Глеб, зная о смерти отца, об убийстве брата, о вероломном захвате киевского престола Святополком Окаянным, предпочел не сопротивляться и принять смерть, чем совершить братоубийство и месть.
        Обоих братьев, и Бориса и Глеба, мы почитаем святыми страстотерпцами за совершённый ими подвиг братской любви, христианского смирения и послушания. Как пишет Нестор летописец: «Видите, братия, как высока покорность старшему брату? … Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
      
        Сразу после убийства, Глеба похоронили на месте злодеяния, на берегу Смядыни, а тайно перевезенное в Вышгород тело Бориса погребли у стен храма святого Василия. Однако спустя несколько лет братья легли рядом, вместе.
        При Ярославе Мудром мощи святого князя Глеба были найдены и оказались нетленными. По Днепру мощи привезли в Киев, где их встречал киевский митрополит Иоанн I (он же впоследствии составил службу святым братьям), а потом с большими почестями и при стечении большого числа людей перенес в Вышгород, в храм святого Василия.

        Почти сразу началось почитание святых братьев как чудотворцев, потому что у места их погребения стали совершаться чудеса. В 1026 году был построен пятиглавый Вышгородский Борисоглебский храм, ставший княжеским семейным храмом. Когда он обветшал, а в Киев в 1069 году вернулся ранее изгнанный киевлянами великий князь Изяслав, то в благодарность за воцарившийся в княжестве мир, он построил новый храм в честь князей Бориса и Глеба. В этот храм 2 мая (15 мая по новому стилю) были перенесены святые мощи. Без малого тысячу лет этот день почитается Православной церковью как день перенесения мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба, первых русских святых, канонизованных Русской Церковью.

        «Если современному человеку, - говорит протоиерей  Александр Балыбердин, -  рассказать о подвиге первых русских святых, то для человека секулярного, далекого от Церкви, совершенно очевидно, их жизненный подвиг покажется нелепым. Иметь возможность приобрести княжескую власть в Первопрестольном Киеве, иметь достаток, богатство, дружину, иметь все возможности к этому – и отказаться в пользу брата. Мало того, знать, что наущаемые этим братом убийцы идут убить тебя, и не противиться этому. У человека, который привык измерять свою жизнь критериями не Божественной истины, это покажется безумием абсолютным и нелепостью жизни.
        Но мы знаем, что все, что хорошо в глазах мира сего, есть мерзость и нечистота пред Господом и потому взираем на подвиг святых братьев Бориса и Глеба не глазами человека, далёкого от Церкви, но человека церковного, знающего слово Божие, слышащего сердцем своим призыв Божий к любви: «Нет выше той любви, кто душу свою за ближнего своего положит», – говорит Господь. И уж тем более противиться брату своему для христиан Бориса и Глеба было совершенно невозможно.

        Как могли они исполнять заповедь о любви к другим людям, если к ближнему своему, к брату своему любви бы не имели. Вот это для нас, современных христиан, очень важно. Потому что часто мы простираем любовь свою и часто считаем, что наша любовь и забота должна быть о каких-то других людях, безликих, которых мы лично не знаем.
        Но, когда касается дело взаимоотношений с нашими ближними, прежде всего, со сродниками нашими по плоти, с теми, с кем мы причащаемся из одной Чаши, вот тут, оказывается, вся немощь нашего естества выходит наружу, потому что мы не можем переступить через себя.
        Мы живем иногда так же, как живет мир безбожный, подходим к жизни своей с теми же подходами, с которыми учит нас подходить мир. «Бери от жизни всё!» Есть возможность – устрани человека, есть возможность – схвати богатство, есть возможность – захвати власть. Это всё чуждо духу Христову и противно в глазах Божиих.

        И начинать преобразовывать свою жизнь нужно не с других людей, а с самих себя. Нужно научиться в человеке, в ближнем своём, даже в самом отъявленном негодяе, видеть образ Божий, как видели образ Божий святые благоверные князья Борис и Глеб, видели в брате-убийце образ Христа. Научиться этот образ видеть в других людях поможет только очищение себя, внутренняя работа над собой, духовное исправление в заповедях Божиих. Если око наше будет тёмно, не просветлено светом Христовой истины, мы не сможем даже среди бела дня разглядеть этот образ в другом человеке.
         Но как же святые благоверные князья увидели этот образ в брате-убийце, если не верой своей, если не чистотой жизни своей, если не глубокой молитвой своей? Потому и сопротивления с их стороны не было, потому что в Святополке они видели не врага, но брата любящего, видели те качества добрые, божественные, которые еще были свойственны его жизни, которые не были у него уничтожены, но на которые опираясь, Господь хотел исправления его жизни. Потому и не было сопротивления этой злобе со стороны Бориса и Глеба, потому что ждали обращения, ждали исправления, видели только светлое.

        Святая Русь, за которую святые Борис и Глеб отдали свои жизни, была для них не «за семью морями» или, как сказал Христос, не «здесь» и не «там»  (Лк.7,21).  Она была рядом, под русским небом, среди лесов, полей и рек, которые отец – великий князь Владимир дал им в удел, и отличалась единственно тем, что в ней не было греха и страстей.  «Ибо, - как писал современник прп. Нестора, святитель Феофилакт Болгарский, - если мы, живя на земле, ведем себя по небесному, живем без страстей: то имеем Царствие Небесное».
        Частью этого Царства, «приблизившегося» (Мф.4,17) и засиявшего среди русских лесов, и была Святая Русь, за которую отдали свои жизни святые Борис и Глеб, и которую их старший брат князь Ярослав защитил от Святополка Окаянного, спас для нас, чтобы и мы могли стать её гражданами.
        «Радуйтеся, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, теплии о нас пред Богом молитвенницы».

        Преподобный Нестор Летописец пишет: «Блаженный Борис правил в своем уделе кротко и милостиво, заботясь не только о бедных и нуждающихся, но обо всех людях, и все удивлялись его кротости и смирению», и далее о младшем брате: «Глеб был молод телом, а умом стар и многие милости творил нищим, вдовицам и сиротам.
        Можно предположить, что, если бы князья Борис и Глеб не погибли в кровавой междоусобице, то под их управлением Ростов и Муром засияли бы поистине небесной красотой.
        И как был далёк от Христа Святополк, несмотря на то, что был крещен в православной вере и носил имя Петра в честь святого Апостола. Однако без любви к Богу и ближнему христианство Святополка превратилось в «окаянство», и, если бы Святополк победил, то не только он – вся Русь под водительством своего «окаянного» правителя могла бы стать «окаянной».

        Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. "Кто говорит: "Я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец" (1Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти.
"Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф.10,28).
        Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: "Мне отмщение и Аз воздам" (Рим. 12,19). Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепило единство Руси".

        Поэтому на вопрос, за что отдали свои жизни князья Борис и Глеб, можно ответить так – святые братья погибли за то, чтобы не только рядовые граждане, но и правители Руси, по заповедям Христовым, всё делали с любовью к Богу и ближнему. Чтобы Русь стала не  «окаянной», а Святой.
        Если человек не верит в реальность невидимого Царства Небесного, «горнего мира», то ему остаётся лишь одно – всей душой прилепиться к видимому, земному, «дольнему миру». Понятно почему даже, войдя в ограду Церкви, мы продолжаем требовать от святых все того же благополучия в земных делах – здоровья, успеха в учебе и работе, продвижения по службе, помощи в продаже или приобретении жилья и т.п. И почитаем лишь тех святых, от которых, по нашему мнению, это зависит, а о чём просить мучеников, не знаем.
        Между тем, именно кровь мучеников является  «семенем христианства». Само же греческое слово  « martis » - мученик, переводится, как  «свидетель» , поскольку своим подвигом мученики свидетельствуют о верности Христу и невидимому Царству Небесному и, следовательно, о реальности этого Царства.

        Тогда понятно, о чем просить святых Бориса и Глеба – о том, чтобы, по примеру и молитвам святых братьев, и мы во всех обстоятельствах своей жизни искали бы «прежде всего Царства Божия и правды его» (Мф.6,33). Чтобы, как они старались жить по заповедям Христовым, так и нам помогали всё делать с любовью к Богу и ближнему, и тогда в пределах нашего Отечества – не в переносном, а в прямом смысле – засияет Святая Русь, Царство Небесное.
        В противном случае, всё, что мы будем создавать без любви, станет Святополковым,  «окаянным». «Окаянная» наука изобретёт новые способы уничтожения людей и природы,  «окаянная»  культура растлит души,  «окаянное» образование подготовит  необходимые для этого кадры, а  «окаянное» государство осуществит их планы в  «окаянном»  масштабе.
      
        Если кто-то сомневается в том, что это возможно, пусть вспомнит ещё один юбилей 2015 года –  70-летние окончания Второй Мировой войны, в которой погибли миллионы людей. Пусть вспомнит, что Гитлера остановил именно «крещёный мир» солдаты которых, в своём большинстве, являлись христианами и ради прекращения этой братоубийственной бойни были готовы  «положить свои души за друзей своих»  (Ин.15,13). Как когда-то тысячу лет назад это сделал князь Ярослав и его воины
        А впереди перед нами всё тот же выбор между добром и злом, любовью и ненавистью, Богом и диаволом, который, по-прежнему,  «ходит, как  рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5, 8).

        Сегодня, словно в напоминание об этом накануне 1000-летия подвига святых Бориса и Глеба  в Киевской земле снова разгорелся пожар междоусобицы, в основе которой всё тоже Святополково желание прожить без любви, но с эффективным менеджментом.  Поэтому, как и тысячу лет назад, исход не только этого конфликта, но всей истории человечества будет зависеть  от тех, кто призван стоять за любовь – от христиан.
        От того, будем ли мы стремиться жить по заповедям Божиим и не только в личной жизни, но также в государственном строительстве, военном деле, науке, образовании, культуре – одним словом, во всём – во главу угла ставить любовь к Богу и ближнему. Как всегда, поступали и чему вот уже тысячу лет учат нас святые Борис и Глеб – наши современники.
        И не случайно этот подвиг был Церковью поставлен во главу угла российской святости, не случайно Церковь Божия сказала нам, что кто поступает так в жизни, тот идёт по пути святых угодников Божиих.
      
        Сегодня, когда мы притекаем к молитвенному предстательству первых наших святых сродников Борису и Глебу, будем особенно усердно, дорогие братья и сестры, просить их о том, чтобы в Отечестве нашем, в Богом хранимой стране нашей Российской, не алчность и зависть, не коварство и ухищрения мира сего, но подлинная любовь и братолюбие восторжествовали.
        Потому что только на этом фундаменте можно строить прочную государственность, созидать духовно-нравственное общество, о котором все мы мечтаем и о котором молимся. И пусть молитва наших сродников по плоти – святых благоверных князей Бориса и Глеба укрепляет нас в этом великом жизненном подвиге служения ближнему своему и Отечеству нашему".

         Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий обратился с Посланием  к архипастырям и пастырям и всем верным чадам со словами:
         «В этом году Православная Церковь отмечает 1000-летие мученической кончины святых князей Бориса и Глеба.
         После преставления равноапостольного великого князя Владимира, Киевская Русь могла погрузиться в длительную и кровавую смуту. Для этого святым князьям Борису и Глебу нужно было только заявить свои права на великокняжеский престол, собрать дружины и начать вооруженную борьбу за власть с другими братьями. Однако они выбрали другой путь – блаженный путь миротворцев, которые положили свои души, чтобы спасти жизни других и сохранить свое Отечество. Сохранить от разорения, распрей и взаимной ненависти.

        Сегодня беда снова пришла в наш дом. Продолжается вооруженное противостояние в Донецкой и Луганской областях. Продолжается и небывалая информационная война. Пропаганда разрушает братские отношения между народами и разрывает даже кровные родственные связи. Где нам искать спасения? Как преодолеть трудности и раздор, когда между братьями по вере обильно посеянные семена вражды и междоусобиц, дают свои кровавые всходы? Пролитая за последний год на нашей земле кровь взывает к Небу.
   
        Только Всемилостивый Господь в силе избавить верных своих от любой беды. Только «Бог нам прибежище и сила, Податель помощи в тяжких скорбях, постигших нас» (Пс.45 2). «Ко Мне обратитесь, – говорит Господь, – и будете спасены» (Ис.45, 22).
        Оставив злобу и вражду, пусть каждый посмотрит, услышит и возлюбит ближнего своего. «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды ... » (Ис.1,16-17).

        В это трудное время, я обращаюсь ко всем братьям по вере с призывом всегда помнить об ответственности перед будущим нашей Святой Церкви и нашей Родины – Украины. Мы должны сделать все возможное, чтобы прекратить войну и установить долгожданный мир в нашем Государстве. Для духовенства недопустимы любые призывы к военной агрессии и вражды. Ни в коем случае мы не имеем права оправдывать войну религиозными лозунгами.
        Я призываю православных, которые находятся сегодня по разные стороны вооруженного конфликта, увидеть друг в друге братьев и стать на путь примирения. Среди бушующего пламени страстей мира сего, Церковь призвана быть местом, где царит мир, милосердие, покаяние и прощение для всех.

        Мы содрогаемся от ужаса и боли, когда видим страдания народа Божиего. Наглая смерть стирает все различия живых. В могилах уже нет ни правых, ни левых. В гробах сегодня лежат чада нашей Церкви и на Востоке, и в Центре, и на Западе Украины. Если мы не остановим войну в своих сердцах, она будет только разгораться снаружи.
        В эти дни Господь дает нам возможность испытать свою веру и преданность учению Христову. Я убежден, что только в миротворческом служении и всепрощающей любви, мы найдем силу для быстрого возрождения нашей Родины под покровом Святой Православной Церкви.

        Призываю всех верных Украинской Православной Церкви к усиленной молитве ко Господу нашему Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба и всех Святых, которые просияли на нашей земле. Будем просить Бога, чтобы Он вразумил нас и приумножил в наших сердцах любовь.
        Благодать Господа нашего Иисуса Христа пусть пребывает со всеми нами!
    Сегодня мы как никогда нуждаемся в ходатайстве и заступничестве святых князей Бориса и Глеба, их молитвенной помощи в прекращении междоусобной брани на Руси.
        Да помилует нас Господь их святыми молитвами и продлит православному народу время на покаяние".

        Тропарь, глас 2
        Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреный Романе, с незлобивым Давыдом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваю, душама же коснутися немогущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующася с лики ангельскими, предстоита Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.

        Кондак, глас 3
        Восия днесь преславная память ваю благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающее нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающее к рацее мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая, вы бо божественная врача еста.

        Величание:
        Величаем вас, страстотерпцы святии, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
               
                Молитва благоверным князьям Борису и Глебу

        О, двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послуживший, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующий!
        Не забудите и нас, сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы,
        испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением (град сей и) всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.
 
        СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗИЕ-СТРАСТОТЕРПЦЫ БОРИСЕ И ГЛЕБЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.

         Дорогие читатели, проявим любовь к своим братьям и сестрам, помолимся Господу и Пресвятой Богородице о прекращении братоубийственной войны, умягчении и просветлении сердец и наступлении мира в Украине молитвами святых князей Бориса и Глеба. 





Источник:
http://kirov.bezformata.ru/listnews/
sovremenniki-svyatie-boris-i-gleb/35572927/
http://foma.ru/znachenie-imeni-boris.html
http://life-my.ucoz.ru/load/vstrechaem_
prazdnik/svjatye_boris_i_gleb/9-1-0-100


Рецензии
Спаси ГОСПОДИ, Галина! Какая нужная и необходимая статья!
БлагоДарна тебе кропотливый труд.
С любовью,

Нина Богданова   06.08.2015 16:49     Заявить о нарушении
Cпаси тебя Господь и твоих родных, Ниночка, молитвами святых Бориса и Глеба.

Галина Николаевна Николаева   06.08.2015 21:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.