Крепость

Я построил себя из ошибок,
Неудачи забросив в цемент.
Я годами веду поединок
Над собой, укрепляя хребет.

Не родился с серебряной ложкой,
Не имею лёгких побед.
Когда ты обезумевшей кошкой,
Убегаешь от крохотных бед.

Умираешь от собственных бесов,
От бессилия, тучных грехов.
А под небом из арабесок
Ты поверь, миллионы костров.

Прогоревших, до боли знакомых,
Никому не отдавших тепло.
Изумительно одарённых,
Чья душа в паутинках-стекло.

Вас скосила какая-то малость,
Я такие съедал на обед.
У меня бывает усталость,
Это привкус великих побед!


Рецензии
Привет, Юра! Очень надеюсь, что не потревожу твоей тонко-настроенной души своими некоторыми мыслями. Не секрет, что я считаю тебя одаренным, и, именно поэтому, считаю возможным писать тебе свои замечания. Хотя сам я, может быть, много дальше от поименования "Поэт", чем ты. А посему тебе нужно ответственно подходить к оттачиванию своего пера.
Стихотворение очень похоже на подведение некой черты - итогов (скорее всего промежуточных) как творческого, так и общечеловеческого бытия автора. Отчетливо просматривается сформировавшийся язык (система образов и круг тем), из раза в раз тревожащих стены души его создателя. Есть несколько ярких, бросающихся в глаза, отличительных элементов авторского языка, кочующих от произведения к произведению образов. Например, костры под небом, неизменный хребет или обед, который автор нередко использует при описании внутреннего становления Человека.
Вместе с тем хотелось бы обозначить и проблемы этого текста. Если разделить все 20 строк стихотворения пополам, то первая, условно, декада, явно сильнее и проработаннее второй. По крайней мере, из этой первой половины я отчетливо сделал тот вывод, с которого начал эту рецензию. А вот продолжение никак не оправдало моих надежд читателя.
Сами по себе миллионы костров, никому не отдавшие тепло, и усталость как привкус великих побед - удивительные находки, отдающие должное немалому творческому потенциалу человека, их сделавшего. Но вот композиция этого произведения говорит о том, что у тебя еще очень много работы впереди именно с этой точки зрения.
Я постараюсь объяснить. Стихотворение очень удачно, на мой взгляд, начинается от первого лица. Думаю, было бы уместно на всем его протяжении оставить единственное действующее лицо и все стихотворение провести от первого лица. Тогда тот невероятный посыл, который задан осью: "Я построил себя из ошибок, неудачи забросив в цемент. - У меня бывает усталость, это привкус великих побед!", станет еще рельефнее, а борьба героя острее. Разве не Лирический Герой обезумевшей кошкой убегает от крохотных бед, не Он умирает от собственных бесов? Зачем вводить "ты" ( второе действующее лицо), которое размывает конфликт и напряжение борьбы? Надо настаивать на том, что, коль скоро, я сам утромбовал свои ошибки когда-то - и правильно, что созданна временная неопределенность всех процессов - то это я убегаю и я умираю, и это моя борьба и привкус моих великих побед! (Это я сейчас от лица твоего лирического героя говорил.) И не надо боятся переизбытка первого лица и, как следствие, отождествления читателем лирического героя с автором текста! И тогда миллионы тех костров, о которых ты пишешь будут гореть на страницах твоих будущих изданий еще ярче, ведь твой Герой правильно заметил: "Много нас изумительно одаренных, чья душа в паутинках-стекло..." В этом вся проблема. Раскрывать ее далее не буду, твой следующий читатель и так все поймет.
Финал, несмотря на всю его идейность и красоту находки, о которых я уже писал выше не показался мне выразительным. Скорее всего из-за непроработанности. Непонятым мной осталось утверждение "Вас скосила какая-то малость." Кого Вас? В контексте высмотренной мной и предложенной в рецензии композиционной конструкции это скорее должно быть вопросом, а не утверждением в контексте следующего за ним поэтичного образа усталости.
Подводя итог такому обилию мысли, могу сказать тебе, что замысел идейно силен и достоин больших творческих амбиций и побед, но над его филигранным воплощение придется попотеть, ничуть не меньше, чем Лирическому Герою, а, может быть. и самому Автору, да, впрочем, и нам всем, твоим читателям, в борьбе за становление Человека.

Надеюсь, что верно истолковал все проложенное между строк и не обидел тебя,
твой читатель,
Степан Данилин

PS. Не переживай, я все думаю выложить в ближайшее время кое-что из своих залежей и ты сможешь отплатить мне взаимностью. В любом случае ты молодец, что думаешь и пишешь!

Степан Данилин   06.08.2015 11:21     Заявить о нарушении
Уважаемый Степан, не могу не признать, Вы один из немногих людей на этом сайте, кто может писать грамотные осмысленные рецензии. Их всегда интересно читать.
Но должен заметить, что замысел стихотворения истолкован не совсем верно. "Крепость" в большей степени обращение к конкретному человеку, уверенному, что его жизнь заметно хуже. Отсюда и переход повествования от "Я" к "Ты". Используя только первое лицо, произведение было бы, на мой взгляд, чрезмерно эгоцентричным и зацикленным, должно быть развитие. Если по первой половине стихотворения уже понятно, что из себя представляет лирический герой, зачем нужно раскрывать эту тему дальше? Это не проза.
Персонаж, от лица которого идёт повествование, на своём примере доказывает отчаявшемуся человеку мудрость: "Всё, что тебя не убивает, делает тебя сильнее". Людей, редко сталкивающихся с трудностями, одарённых от природы, баловней судьбы, часто останавливают мелкие препятствия, к которыми менее удачливые, но закалённые индивиды привыкли. Отсюда и обращение "ВАС скосила какая-то малость".
Надеюсь, я смог интерпретировать замысел. Хотя, безусловно, приятно, когда читатель видит в стихотворении что-то иное, отличное от авторского. Показатель того, что стихотворение удалось)
Как всегда, с теплом души, Ю. Лисаковский)
P.S. Если Ваше произведение "зацепит" меня, то с удовольствием напишу рецензию)

Лисаковский Юрий   06.08.2015 12:49   Заявить о нарушении
Ну не знаю... Тяжело и неблагодарно спорить с Автором... Да и нужно. Но из твоего ответа я могу констатировать, что увидел этот текст гораздо шире и глубже автора. ;) Точнее его идею. Я распространил обращение на неопределенный круг лиц, а не к кому то одному.
Тем не менее свои притензии к композиции не отзываю, а наоборот только настаиваю на них. Это касается не только конкретного стихотворения, но и того над чем тебе в принципе надо работать. Некоторые твои тексты, при всей яркости и запоминаемости используемых образов, откровенно "провисают" в этой части... Не обижайся, но я здесь не увидел второго, утешаемого, героя. А потому, в конкретном примере, интуитивно хочется выбросить неразвившийся зародыш, и отдать его "силу" первому объекту, чем самостоятельно достроить второй. Может быть надо поработать с пунктуацией как-то... Ты читал поэму И. С. Тургенева "Разговор"?
Развернутых рецензий я пишу сейчас крайне мало по причине того, что они отбирают много моих собственных сил. Сейчас в основном тебе и Инне Провковой под настроение.

Твой друг и читатель
Степан Данилин

Степан Данилин   06.08.2015 14:25   Заявить о нарушении
PS. Зато ты увидел, как я могу бурно фантазировать на заданную тему ;)

Степан Данилин   06.08.2015 14:26   Заявить о нарушении
Спасибо за мнение)

Лисаковский Юрий   07.08.2015 09:41   Заявить о нарушении
Юр, я ночью еще раз перечитал. Если напрячься, то можно рассмотреть все то, о чем ты написал в пояснениях...

Степан Данилин   07.08.2015 09:49   Заявить о нарушении
Степан, да не нужно так серьёзно ко всему подходить, тем более напрягаться)) Вы увидели своё - это здорово, как я уже писал)

Лисаковский Юрий   07.08.2015 09:59   Заявить о нарушении
Юр, да я и не напрягаюсь. Напрягаться приходится при чтении Пруста, а здесь одно удовольствие, спасибо!

Степан Данилин   07.08.2015 19:51   Заявить о нарушении