O вечном огне Из несказанного

Единственный в России вечный огонь - это  вечно горящая шапка Мономаха ... "
Из несказанного Борисом Акуниным



Несказаницы. Что это ?
http://www.stihi.ru/2011/12/23/9481



***


На воре шапка горит.

НА ВОРЕ  ШАПКА ГОРИТ.

 Пытаясь что-л. скрыть, отвести от себя подозрения, кто-л. словами или поступками невольно выдает свою тайну. Пословица известна и некоторым другим языкам, напр.: укр. На Modieei шапка горишь и польск. Na ziodzieju czapkagore. Она восходит к старинному народному анекдоту о том, как знахарь нашел на рынке вора. Однажды после напрасных попыток поймать вора люди обратились к знахарю за помощью. Тот вывел их на рынок. где собралась большая толпа, и громко выкрикнул: «Смотрите! На воре-то шапка горит!» И вдруг все увидели, как какой-то человек схватился за шапку. Так вор был пойман и уличен. Ш Софья Николаевна держала себя в границах светской холодной учтивости, которая не защитила ее, однако, от этих подлых намеков и обиняков, которых нельзя не понять, которыми нельзя не оскорбляться и которые понимать и которыми оскорбляться в то же время неловко, потому что скажут: «На воре шапка горит». (С.Аксаков. Семейная хроника). — Это ты маме сказала? Да, ты! Маня, не верь ей, ни одному ее слову не верь! — Он кричал, все сильнее повышая голос, а я, помню, подумала: «Зачем он выдает себя? Ведь на воре шапка горит...» (Л. Уварова. Мой отчим). Иной, заслышав слово: «ворон», / Решает, что сказали: «вор он!» / И на его, конечно, счет; /А если кто проговорится / Невинным словом «воробей», / Он начинает сторониться, / Поймавши звуки: «Вора бей!» (Д. Минаев. На ком шапка горит ?). Ср.: Зиает кошка, чье мясо съела; Бог шельму метит.

НА ВОРЕ ШАПКА ГОРИТ. Тот, кто чувствует за собой какую-л. вину, своим поведением невольно выдает себя. Ср. Бог шельму метит; Знает кошка чье мясо съела. [Софья Николаевна] держала себя в границах светской холодной учтивости, которая не защитила ее, однако, от этих подлых намеков и обиняков, которых нельзя не понять, которыми нельзя не оскорбляться и которые понимать и которыми оскорбляться в то же время неловко, потому что сейчас скажут: <На воре шапка горит*. С. Аксаков, Семейная хроника.— Там же,— продолжал рассказчик,— промеж башкир случилась и другая быль по нашей пословице, что на воре шапка горит.. При обыске нашли у того башкира.. немного крови на ременном поясе и на поле чапан; сколько ни запирался, а, наконец, повинился и сознался во всем, сказав, что мужик [убитый] не дает ему [убийце] покою ни днем, ни ночью. Даль, Небывалое в былом. Может быть, Семен и не думает того, о чем думает она? Ведь он всегда такой: неулыба. И, обмолвись она словом оправдания, он скажет: «Что? Или на воре шапка горит?» А в чем могла она упрекнуть себя? Г. Медынский, Марья. [Неуеденов:] Им было только от нас деньги-то взять, а родни-то хоть век не видать. [Бальзаминова:] После таких слов, нам с тобой, Миша, кажется, здесь нечего делать. [Неуеденов:] Да похоже на то. На воре-то, видно, шапка горит. Островский, Праздничный сон — до обеда. — Вор, услышав в толпе возглас: «На воре шапка горит!*, невольно схватился за голову и тем самым выдал себя. См. Даль, т. 1, с. 243; Максимов, с. 43. — Даль: На воре шапка горит; Михельсон: На злодее (воре) шапка горит; Рыбникова: На воре шапка горит.


***

Шапка Мономаха

Материал из Википедии — свободной энциклопедии



Шапка Мономаха

Шапка Мономаха — главная регалия русских великих князей и царей, одна из царских шапок. Символ самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно среднеазиатской работы конца XIII — начала XIV века с соболиной опушкой, украшенный жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.

«Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая».



Легенда и история

Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор[1]. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта Москвы в начале XIV века. Н. С. Борисов, например, пишет: «Тех, кто верно служил хану, он награждал одеждой и обувью. Среди историков существует мнение, что знаменитая шапка Мономаха — это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту»[2].

В связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва — Третий Рим»[1]. В «Сказании о князьях Владимирских» (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно — как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения.

Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение, составленной в 1518 г.[3] Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков (см. Три отрока в пещи огненной).

Особый статус венца диктовал его использование — до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Этот венец входил в состав Большого наряда. Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате.

Описание

Вес шапки Мономаха — 993,66 грамма. В хранящейся в архиве Оружейной палаты подробной описи царской казны 1696 года описание шапки Мономаховой приведено следующее:


Шапка царская золота, сканая. Мономахова, на ней крест золотой гладкий, на нём по концам и в исподи четыре зерна гурмицких, да в ней каменья, в золотых гнёздах: над яблоком, яхонт жёлтый, яхонт лазоревый, лал, промеж ними три зерна гурмыцких; да на ней четыре изумруда, два лала, две коры яхонтовых, в золотых гнёздах, двадцать пять зёрен гурмицких, на золотых спнях; около соболей: подложена атласом червчатым: влагалище деревянное, оклеено бархателью травчатою, закладки и крючки серебряны.


Описание шапки Мономаха, содержащееся в Описи московской Оружейной палаты (1884)[4][показать]


Инвентарь использованных драгоценностей

Дощечки шапки из золота. Внутри шапки согласно описи 1884 года винты медные. А по описи 1696 года закладки и крючки внутренности шапки были из серебра.
Драгоценные камни:

Сапфир синий («яхонт лазоревый») — один камень на яблоке.
Сапфир жёлтый («яхонт жёлтый») — один камень на яблоке.
Шпинель красная («лал») — один камень на яблоке и два камня на дощечках, всего — 3 камня.
Рубин («яхонт червчатый») — два камня на дощечках.
Изумруд — четыре камня на дощечках.
Жемчуг («бурмитское зерно», «гурмицкое зерно»). На золотом кресте и в его основании — четыре жемчужины; на яблоке — три жемчужины и на семи дощечках по три жемчужины, расположенные треугольником вершиной вверх, на восьмой, передней — четыре жемчужины, расположенные ромбом; всего — 32 жемчужины.

Итого на шапке расположено шесть видов камней общим числом 43 штуки.

Копии и эпонимы

В пещере Эмине-Баир-Хосар (нижнее плато Чатыр-Дага, Крым) находится сталагмит, названный «Шапка Мономаха».
В Феодоровском соборе Санкт-Петербурга, построенном в честь 300-летия царствования Романовых, было паникадило в виде шапки Мономаха.
В 2002 году к 50-летию Владимира Путина группой российских ювелиров была создана точная копия шапки Мономаха, оцененная в 50 тысяч долларов США[5].

См. также

Царское место
Корона Мономаха
Корсунский крест

Примечания

1.; Перейти к: 1 2 Б. А. Успенский. «Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов». Москва, «Языки русской культуры», 2000. Стр. 77.
2.; Н. С. Борисов. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света: Россия в 1492 году от Рождества Христова или в 7000 году от Сотворения мира. ISBN 9785235027527. Стр. 279.
3.; Синицына Н.В. О происхождении понятия "шапка Мономаха" (к вопросу о концепциях римско-византийского преемства в русской общественно-политической мысли XV-XVI вв.) // Из истории русской культуры. Т.II. Кн.1. Киевская и Московская Русь. - М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 642-648.
4.; Герман Ломов Сказ про царску шапку
5.; Сколько стоит шапка Мономаха?. Luxemag (12 марта 2009).

Литература

Жилина Н. В. Шапка Мономаха: Историко-культурное и технологическое исследование / Институт археологии РАН. — М.: Наука, 2001. — 248 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-02-008722-X. (в пер.)

Ссылки

commons:
Шапка Мономаха на Викискладе?
Музеи Московского кремля
Г. Ф. Валеева-Сулейманова «Короны русских царей — памятники татарской культуры»

***

Вечный огонь


Вечный огонь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о чём-либо или о ком-либо. Непрерывное горение достигается путём подачи газа к определённому месту сжигания. Обычно входит в мемориальный комплекс.


История вечного огня

Вечный огонь в мире

Во многих религиозных формах индуизма почитание огня является важной частью обряда и имеет огромную предысторию, которая корнями уходит в исторические периоды «приручения огня».

Все арийские народы видели в огне светоносное и теплотворное начало, способное изгонять болезни и побеждать силы мрака. Именно потому культ огня занял центральное место в религиозных воззрениях индоевропейцев. Иранские огнепоклонники хранили «вечный огонь» не только в домашних очагах, но и в храмах огня; в Риме в храме Весты горел вечный огонь, поддерживаемый весталками — предназначенными для этого жрицами-девственницами; у литовцев перед идолом Перкунаса вайделотки дубовыми дровами непрестанно поддерживали неугасимый огонь Зничь.

Огни для кремации в городе Варанаси горят уже несколько тысячелетий, благодаря ответственности семей определенной касты, которые тщательно следят за тем, чтобы огонь горел уже много поколений.

Огонь в Мемориале Неизвестного Солдата под Триумфальной аркой в Париже горит с 1921 года в память о погибших солдатах Первой мировой войны.

Вечный огонь в СССР и России

Первый в СССР «Вечный огонь» был зажжён в пос. Первомайский Щёкинского района Тульской области 6 мая 1957 годa[1] в память о павших в Великой отечественной войне. Однако, действительно Вечным его назвать нельзя, так как его горение регулярно прекращалось (так, до 2013 года в течение более чем 10 лет огонь зажигался только несколько раз в году, в частности, в День Победы, день начала Великой Отечественной войны, День защитника Отечества, день освобождения Щёкино от нацистских оккупантов — 17 декабря).[2]. 6 мая 2013 года состоялась торжественная церемония восстановления непрерывного горения Вечного огня в пос. Первомайском.[3]

Первым по-настоящему Вечным (никогда не прекращавшем свое горение) огнём в СССР стал огонь на Марсовом поле в Ленинграде (6 ноября 1957 года). Иногда в качестве места зажжения первого советского Вечного огня упоминается также и Севастополь (Малахов курган, 23 февраля 1958 года).

Москва

В Москве в настоящее время горят три Вечных огня.

Первый в Москве Вечный огонь был зажжён на Преображенском кладбище 9 февраля 1961 года[4]. В ряде источников ошибочно указан 1956 год, что невозможно, поскольку огонь был зажжён от Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде. К 2004 году трубы, подающие газ к Вечному огню, настолько износились, что он был выключен. После ремонта огонь был зажжён вновь 30 апреля 2010 года[5].

8 мая 1967 года был зажжён Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены. Огонь зажёг Л. И. Брежнев, принявший факел от Героя Советского Союза А. П. Маресьева и Героя Советского Союза Г.Ф. Мусланова . Вечный огонь горел здесь до 27 декабря 2009 года, когда в связи с необходимостью реконструкции мемориала огонь с воинскими почестями был временно перенесен на Поклонную гору в Парк Победы. В День защитника Отечества, 23 февраля 2010 года, Вечный огонь был возвращён к Кремлёвской стене.

30 апреля 2010 года был зажжён Вечный огонь на Поклонной горе. Предложение о создании мемориала с Вечным огнем поступило от Совета ветеранов города Москвы. Факел, зажжённый у Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду, с почестями перенесли к мемориалу на Поклонной горе. Чести зажечь новый «очаг Памяти» удостоились почётный гражданин Москвы, участник битвы за Москву, председатель Московского совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов Владимир Долгих, Герой России полковник Вячеслав Сивко, член Московской жилой общественной организации «Содружество» Николай Зимогоров.

7 мая 2014 года были заменены запальники горелки Вечного огня. Замену произвели специалисты Мосгаза[6]. Несколько минут Вечный огонь горел рядом в специальной капсуле. После замены Вечный огонь зажгли снова. Зажигал огонь Владимир Зельдин[7].

Другие города

Основная статья: Вечные огни

Во многих городах бывшего Советского Союза горит Вечный огонь в память о погибших в Великой Отечественной войне.


Рецензии
Объёмная, познавательная, шикарная информация. Большое спасибо. Всех благ.

Виктор Фрайда   11.08.2015 04:05     Заявить о нарушении
Спасибо,Виктор !
С уважением
Юрий

Юрий Слободенюк   11.08.2015 15:21   Заявить о нарушении